Мрамор – в переводе с греческого «белый или блестящий камень» – настоящее древнее сокровище. Природе понадобились тысячелетия, чтобы превратить обыкновенный известняк и серые доломиты в твердый и драгоценный камень кристаллической структуры с огромным разнообразием цветов и текстур. После мрамор попал в руки скульпторов и архитекторов: они «резцом и молотом» создавали из камня произведения искусства.
Строить и творить из мрамора начали еще во времена Античности – в Древнем Риме и Греции, а моду и популярность минерал обрел в эпоху Возрождения: тогда величественные колонны, статуи и дворцы вновь украсили европейские столицы.
Сегодня в рубрике «Геология в живописи» Русский музей и Всероссийский научно-исследовательский геологический институт имени А. П. Карпинского расскажут об истории мрамора в художественной жизни Петербурга. Живописные полотна брюлловского «ученика по духу» Николая Ге, личная коллекция императора Александра III и резиденция дома Романовых на Миллионной улице – для всех них лейтмотивом служит тот самый «блестящий камень».
Каменная палитра
Мрамор удивляет количеством сортов и неповторимым природным рисунком, потому материал с древности используют в интерьерах, в облицовке зданий и в камнерезном искусстве. Наиболее распространен мрамор светлых тонов, однако палитра не ограничена только пастельной гаммой: в зависимости от содержания других минералов цвет камня может меняться от светло-желтого до оттенков горького шоколада. Мрамора существуют сотни видов – на любой художественный вкус творца.
Например, в природе встречается белый мрамор, который практически не содержит примесей. В зеленом есть слюда, хлорит и железосодержащие силикаты. В красном и розовом мраморе – большое количество оксида железа. В черном присутствует графит, уголь или природный битум. Включения слюды могут создавать интересные визуальные эффекты на поверхности камня: после полировки на мраморе возникает рисунок, напоминающий горный пейзаж, речной поток или покрытые тучами хребты скал.
Ценный камень добывают по всему миру. В России этой горной породой богаты территории Урала, Дальнего Востока, Карелии, Алтая и Красноярского края. Самым же прославленным месторождением уже много столетий остается Италия: это не только родина великих мастеров скульптуры, но и одного из лучших, самых дорогих и качественных видов мрамора. Имя ему – каррарский.
Каррара бианка: сочетание уникальных орнаментов, мыльного раствора и пороха
Знаменитый вид мрамора, получивший свое название в честь небольшого города Каррара в Тоскане, имеет характерный белый или серо-голубой оттенок, а также мелко- или среднезернистую структуру. Он морозоустойчив и почти не поглощает воду, поэтому фасады и скульптуры, сделанные из него, долговечны: на протяжении многих десятилетий их не одолевают трещины и другие невзгоды, свойственные иным породам.
Каждый экземпляр каррарского мрамора уникален, поскольку имеет неповторимый орнамент. Различают более 20 видов высококачественного мрамора из Каррары. Среди них есть как идеально белые разновидности – «бианко каррара унито» и «бианко арни», – так и белые с прожилками. Например, «бианко венато» и «калакатта».
По данным некоторых исторических исследований, залежи этой горной породы были известны людям еще в медном веке, но пика популярности каррарский мрамор достиг во времена правления Юлия Цезаря. В Древнем Риме добыча мрамора велась в больших объемах: название порта Луни, ставшего главным хабом для доставки камня в столицу империи, позже подарил мрамору его латинское название – marmor lunensis.
Закат для marmor lunensis наступил в V веке. Из-за набегов варваров каменоломня была заброшена, а добыча возобновилась лишь в середине XII века. Былую славу материалу вернул Никколо Пизано, который заказал белый мрамор для строительства баптистерия в Пизе. Каррарский мрамор снова стал популярным в Европе. С этой знаменитой горной породой работали Джованни Пизано и Микеланджело Буонарроти. Последний так любил белоснежный камень, что проводил в каменоломнях многие часы, без устали отбирая лучшие куски для своих будущих произведений.
Как же добывают элитный мрамор в Тоскане? В древности минерал отделяли от массива, используя клинья и вбивая их кувалдами в естественные трещины. Готовые блоки перемещали двумя способами: либо по смоченным мыльным раствором доскам, либо использовали круглые деревянные детали – камень двигался благодаря вращению шара под ним. В 1570 году в каменоломнях Каррары впервые применили порох, и добыча значительно возросла.
Караван каррарского мрамора кисти русского живописца Николая Ге
Солнечный Апеннинский полуостров воспел Карл Брюллов: гениальный мастер, он более десяти лет провел в Италии, изобразив все ее красоты – от северных до южных земель. От грандиозных драматических полотен до небольших, часто идиллических или комичных акварелей – Брюллов неизменно возвращался к итальянским сюжетам, истории и повседневности.
Художник, профессор исторической и портретной живописи Николай Ге, обосновавшийся во Флоренции в период «святых шестидесятых», искренне восхищался талантом Карла Брюллова. Имя мастера первой половины XIX века служило маяком для Ге: он называл Брюллова своим первым учителем (вторыми – удары обстоятельств), а себя – духовным учеником. В начале Николай Ге вдохновлялся стилем великого Карла и воплощал собственные впечатления от путешествий по итальянским княжествам в манере своего академического кумира.
Мастер создал несколько пейзажей Каррары – знаменитой мраморной столицы мира, расположенной у подножия Апуанских Альп, – и ее окрестностей. В XIX веке Каррара стала одним из обязательных пунктов назначения в европейском гран-туре по достопримечательностям. Николай Ге тоже посетил ставший популярным у путешественников север Тосканы.
В своей работе Ге не стремился создать «открыточный» пейзаж, идеалистический образ, слабо отражающий действительность. На картине художника детально показан процесс добычи и транспортировки мраморных блоков: рабочие управляют волами, которые тянут огромный кусок горной породы. В пейзаже заключена пленэрная свежесть и яркость в передаче блистающей белизны мраморной скалы, солнечных бликов на фигурах людей и животных.
В пейзажах Николая Ге исследователи видят влияние маккьяйоли – группы свободолюбивых тосканских художников, проповедующих лаконизм, естественность (оттого – и некоторую случайность) композиции, красочность при выборе оттенков. Маккьяйоли – от итальянского слова «пятно» – стремились использовать новый выразительный язык своих произведений, тем самым желая отойти от академического искусства и включить в свои сюжеты повседневные аспекты жизни.
Во время творческой поездки в Италию Николай Ге много работал именно в жанре пейзажа, хотя ранее не был пейзажистом «в собственном смысле этого слова». Будучи академиком, мастером исторической и религиозной живописи, в путешествии Ге открылся с новой стороны. В Италии художник создавал наполненные светом и воздухом полнозвучные полотна, представив широкий, панорамный, решенный в красочной гамме насыщенных сине-голубых и желтых цветов взгляд на природу северных регионов полуострова. Под лучами солнца горные и морские пейзажи обрели особую легкость и естественность.
Приверженность реализму вдохновляла Николая Ге, прежде всего, на создание произведений, посвященных жизни и труду простых людей. Наиболее ярко это раскрывается в работе «Перевозка мрамора в Карраре», где, несмотря на сохранение «итальянского» цветового решения, в центре сюжета оказывается сложный для художника процесс – добыча драгоценного материала. С одной стороны, это вмешательство человека в природный мир, а с другой – мрамор, необходимый творцу камень, из которого впоследствии создаются произведения искусства. В результате перед зрителем разворачивается борьба двух противоположных позиций: природы-храма и природы-мастерской человека, ресурса для прекрасного.
Личный музей Александра III – коллекционера и государя
Годы юности Александр Александрович, будущий самодержец всероссийский, провел в царскосельском Александровском дворце, а в качестве императорской резиденции Александр III выбрал Аничков дворец, расположенный на Невском проспекте. В обоих дворцах хранилось множество произведений искусства, которые после стали основой для собрания Русского музея, а также других музеев Петербурга и всей страны. Идея о «домашнем музее» – объединении русской художественной среды, создании общего культурного пространства – предвестник замысла куда более глобального. Как известно, именно мечта Александра III заложила фундамент первого в России государственного музея русского искусства – Русского музея.
Мрамор украшал стены обеих резиденций. Рядом с уникальным камнем, привезенным в Петербург из далеких месторождений, блистали полотна отечественных и зарубежных мастеров. Многие залы были наполнены сюжетами о путешествиях в другие страны – настоящая экзотика Востока и Запада в пределах «родового гнездышка». Среди них – и знаменитая картина «Перевозка мрамора в Карраре» кисти Николая Ге и многие другие произведения, повествующие о родине каррарского камня.
Русский мрамор
Величайшим собранием мрамора стал Мраморный дворец – неизменное место действия захватывающих и порой загадочных событий жизни великих князей императорской династии Романовых. В облицовке фасадов и отделке интерьеров впервые в России применили натуральный камень – более 30 видов мрамора и гранита. Материалы доставляли с каменоломен Ладожского озера, открытых в середине XVIII века в Карелии у сел Тивдия и Рускеала, а также с месторождений Урала, Сибири и Европы, в том числе из тосканской Каррары.
Мраморный дворец, словно грандиозная палитра marmor lunensis, объединяет множество видов и оттенков мрамора. Яркий дневной свет, проникающий внутрь сквозь большие окна дворца, подчеркивает своеобразие рисунка колонн и пилястр, вытесанных из цельных глыб камня. Парадную лестницу украшают серебристые породы, разбавленные белизной перил и балясин лестницы. Все это – наследие эпохи Екатерины II, сохраненное в интерьерах дворца и сегодня.
Однако главная жемчужина и подлинное архитектурное сокровище – шедеврально выполненный архитектором Мраморный зал. С XVIII века этот зал дворца украшают розовые и вишневые оттенки тивдийского (карельского) мрамора, желтовато-серого уральского, зеленого и желтого итальянского камня. Драгоценный ляпис-лазурь (про его роль в иконописи мы рассказывали ранее!), добытый в Прибайкалье, служит фоном для беломраморных рельефов – батальных сцен из истории Древнего Рима, выполненных скульптором Михаилом Козловским. Золоченые бронзовые рамы обрамляют гирлянды с фигурами орлов и ветвями пальм и дуба. Они, как и другие белоснежные элементы зала, выполнены из белого золота Каррары. Его, не жалея сил, добывали и везли герои полотна кисти Николая Ге, украшавшего личный музей Александра III…
***
«Каким образом ваятель в куске каррарского мрамора видит сокрытого Юпитера, и выводит его на свет, резцом и молотом раздробляя его оболочку?» – вечный вопрос о происхождении таланта. Его задал еще Александр Пушкин, работая над повестью «Египетские ночи». Предлагаем вам дать собственный ответ на него, увидев собрание шедевров Николая Ге в Михайловском дворце и великолепие Мраморного дворца. Полюбоваться личной коллекцией императора, коллекционера и мецената Александра III можно на сайте Виртуального Русского музея, а узнать больше о геологии – увлекательной науке и современной профессии – в социальных сетях Института Карпинского.