Найти в Дзене
Русский музей

Белое золото Каррары в коллекции и интерьерах Русского музея

Оглавление

Мрамор – в переводе с греческого «белый или блестящий камень» – настоящее древнее сокровище. Природе понадобились тысячелетия, чтобы превратить обыкновенный известняк и серые доломиты в твердый и драгоценный камень кристаллической структуры с огромным разнообразием цветов и текстур. После мрамор попал в руки скульпторов и архитекторов: они «резцом и молотом» создавали из камня произведения искусства.

Строить и творить из мрамора начали еще во времена Античности – в Древнем Риме и Греции, а моду и популярность минерал обрел в эпоху Возрождения: тогда величественные колонны, статуи и дворцы вновь украсили европейские столицы.

Сегодня в рубрике «Геология в живописи» Русский музей и Всероссийский научно-исследовательский геологический институт имени А. П. Карпинского расскажут об истории мрамора в художественной жизни Петербурга. Живописные полотна брюлловского «ученика по духу» Николая Ге, личная коллекция императора Александра III и резиденция дома Романовых на Миллионной улице – для всех них лейтмотивом служит тот самый «блестящий камень».

Многообразие цветовой палитры мрамора / Институт Карпинского
Многообразие цветовой палитры мрамора / Институт Карпинского

Каменная палитра

Мрамор удивляет количеством сортов и неповторимым природным рисунком, потому материал с древности используют в интерьерах, в облицовке зданий и в камнерезном искусстве. Наиболее распространен мрамор светлых тонов, однако палитра не ограничена только пастельной гаммой: в зависимости от содержания других минералов цвет камня может меняться от светло-желтого до оттенков горького шоколада. Мрамора существуют сотни видов – на любой художественный вкус творца.

Например, в природе встречается белый мрамор, который практически не содержит примесей. В зеленом есть слюда, хлорит и железосодержащие силикаты. В красном и розовом мраморе – большое количество оксида железа. В черном присутствует графит, уголь или природный битум. Включения слюды могут создавать интересные визуальные эффекты на поверхности камня: после полировки на мраморе возникает рисунок, напоминающий горный пейзаж, речной поток или покрытые тучами хребты скал.

Мрамор каррарский («Статуарио») / Институт Карпинского
Мрамор каррарский («Статуарио») / Институт Карпинского

Ценный камень добывают по всему миру. В России этой горной породой богаты территории Урала, Дальнего Востока, Карелии, Алтая и Красноярского края. Самым же прославленным месторождением уже много столетий остается Италия: это не только родина великих мастеров скульптуры, но и одного из лучших, самых дорогих и качественных видов мрамора. Имя ему – каррарский.

Каррара бианка: сочетание уникальных орнаментов, мыльного раствора и пороха

Знаменитый вид мрамора, получивший свое название в честь небольшого города Каррара в Тоскане, имеет характерный белый или серо-голубой оттенок, а также мелко- или среднезернистую структуру. Он морозоустойчив и почти не поглощает воду, поэтому фасады и скульптуры, сделанные из него, долговечны: на протяжении многих десятилетий их не одолевают трещины и другие невзгоды, свойственные иным породам.

Каждый экземпляр каррарского мрамора уникален, поскольку имеет неповторимый орнамент. Различают более 20 видов высококачественного мрамора из Каррары. Среди них есть как идеально белые разновидности – «бианко каррара унито» и «бианко арни», – так и белые с прожилками. Например, «бианко венато» и «калакатта».

Мрамор белый ординарный. Италия, Каррара / Институт Карпинского
Мрамор белый ординарный. Италия, Каррара / Институт Карпинского

По данным некоторых исторических исследований, залежи этой горной породы были известны людям еще в медном веке, но пика популярности каррарский мрамор достиг во времена правления Юлия Цезаря. В Древнем Риме добыча мрамора велась в больших объемах: название порта Луни, ставшего главным хабом для доставки камня в столицу империи, позже подарил мрамору его латинское название – marmor lunensis.

Закат для marmor lunensis наступил в V веке. Из-за набегов варваров каменоломня была заброшена, а добыча возобновилась лишь в середине XII века. Былую славу материалу вернул Никколо Пизано, который заказал белый мрамор для строительства баптистерия в Пизе. Каррарский мрамор снова стал популярным в Европе. С этой знаменитой горной породой работали Джованни Пизано и Микеланджело Буонарроти. Последний так любил белоснежный камень, что проводил в каменоломнях многие часы, без устали отбирая лучшие куски для своих будущих произведений.

«Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград)», Карл Брюллов. 1827 г.
«Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград)», Карл Брюллов. 1827 г.

Как же добывают элитный мрамор в Тоскане? В древности минерал отделяли от массива, используя клинья и вбивая их кувалдами в естественные трещины. Готовые блоки перемещали двумя способами: либо по смоченным мыльным раствором доскам, либо использовали круглые деревянные детали – камень двигался благодаря вращению шара под ним. В 1570 году в каменоломнях Каррары впервые применили порох, и добыча значительно возросла.

«Итальянская семья (В ожидании ребенка)», Карл Брюллов. 1831 г.
«Итальянская семья (В ожидании ребенка)», Карл Брюллов. 1831 г.

Караван каррарского мрамора кисти русского живописца Николая Ге

Солнечный Апеннинский полуостров воспел Карл Брюллов: гениальный мастер, он более десяти лет провел в Италии, изобразив все ее красоты – от северных до южных земель. От грандиозных драматических полотен до небольших, часто идиллических или комичных акварелей – Брюллов неизменно возвращался к итальянским сюжетам, истории и повседневности.

«Портрет Н.Н. Ге», Николай Ярошенко. 1890 г.
«Портрет Н.Н. Ге», Николай Ярошенко. 1890 г.

Художник, профессор исторической и портретной живописи Николай Ге, обосновавшийся во Флоренции в период «святых шестидесятых», искренне восхищался талантом Карла Брюллова. Имя мастера первой половины XIX века служило маяком для Ге: он называл Брюллова своим первым учителем (вторыми – удары обстоятельств), а себя – духовным учеником. В начале Николай Ге вдохновлялся стилем великого Карла и воплощал собственные впечатления от путешествий по итальянским княжествам в манере своего академического кумира.

Мастер создал несколько пейзажей Каррары – знаменитой мраморной столицы мира, расположенной у подножия Апуанских Альп, – и ее окрестностей. В XIX веке Каррара стала одним из обязательных пунктов назначения в европейском гран-туре по достопримечательностям. Николай Ге тоже посетил ставший популярным у путешественников север Тосканы.

В своей работе Ге не стремился создать «открыточный» пейзаж, идеалистический образ, слабо отражающий действительность. На картине художника детально показан процесс добычи и транспортировки мраморных блоков: рабочие управляют волами, которые тянут огромный кусок горной породы. В пейзаже заключена пленэрная свежесть и яркость в передаче блистающей белизны мраморной скалы, солнечных бликов на фигурах людей и животных.

«Перевозка мрамора в Карраре», Николай Ге. 1868 г.
«Перевозка мрамора в Карраре», Николай Ге. 1868 г.

В пейзажах Николая Ге исследователи видят влияние маккьяйоли – группы свободолюбивых тосканских художников, проповедующих лаконизм, естественность (оттого – и некоторую случайность) композиции, красочность при выборе оттенков. Маккьяйоли – от итальянского слова «пятно» – стремились использовать новый выразительный язык своих произведений, тем самым желая отойти от академического искусства и включить в свои сюжеты повседневные аспекты жизни.

Во время творческой поездки в Италию Николай Ге много работал именно в жанре пейзажа, хотя ранее не был пейзажистом «в собственном смысле этого слова». Будучи академиком, мастером исторической и религиозной живописи, в путешествии Ге открылся с новой стороны. В Италии художник создавал наполненные светом и воздухом полнозвучные полотна, представив широкий, панорамный, решенный в красочной гамме насыщенных сине-голубых и желтых цветов взгляд на природу северных регионов полуострова. Под лучами солнца горные и морские пейзажи обрели особую легкость и естественность.

«Залив Специи. Сан-Теренцо», Николай Ге. 1867 г.
«Залив Специи. Сан-Теренцо», Николай Ге. 1867 г.

Приверженность реализму вдохновляла Николая Ге, прежде всего, на создание произведений, посвященных жизни и труду простых людей. Наиболее ярко это раскрывается в работе «Перевозка мрамора в Карраре», где, несмотря на сохранение «итальянского» цветового решения, в центре сюжета оказывается сложный для художника процесс – добыча драгоценного материала. С одной стороны, это вмешательство человека в природный мир, а с другой – мрамор, необходимый творцу камень, из которого впоследствии создаются произведения искусства. В результате перед зрителем разворачивается борьба двух противоположных позиций: природы-храма и природы-мастерской человека, ресурса для прекрасного.

Личный музей Александра III – коллекционера и государя

Годы юности Александр Александрович, будущий самодержец всероссийский, провел в царскосельском Александровском дворце, а в качестве императорской резиденции Александр III выбрал Аничков дворец, расположенный на Невском проспекте. В обоих дворцах хранилось множество произведений искусства, которые после стали основой для собрания Русского музея, а также других музеев Петербурга и всей страны. Идея о «домашнем музее» – объединении русской художественной среды, создании общего культурного пространства – предвестник замысла куда более глобального. Как известно, именно мечта Александра III заложила фундамент первого в России государственного музея русского искусства – Русского музея.

Мрамор украшал стены обеих резиденций. Рядом с уникальным камнем, привезенным в Петербург из далеких месторождений, блистали полотна отечественных и зарубежных мастеров. Многие залы были наполнены сюжетами о путешествиях в другие страны – настоящая экзотика Востока и Запада в пределах «родового гнездышка». Среди них – и знаменитая картина «Перевозка мрамора в Карраре» кисти Николая Ге и многие другие произведения, повествующие о родине каррарского камня.

Русский мрамор

Величайшим собранием мрамора стал Мраморный дворец – неизменное место действия захватывающих и порой загадочных событий жизни великих князей императорской династии Романовых. В облицовке фасадов и отделке интерьеров впервые в России применили натуральный камень – более 30 видов мрамора и гранита. Материалы доставляли с каменоломен Ладожского озера, открытых в середине XVIII века в Карелии у сел Тивдия и Рускеала, а также с месторождений Урала, Сибири и Европы, в том числе из тосканской Каррары.

Парадная лестница / Мраморный дворец Русского Музея
Парадная лестница / Мраморный дворец Русского Музея

Мраморный дворец, словно грандиозная палитра marmor lunensis, объединяет множество видов и оттенков мрамора. Яркий дневной свет, проникающий внутрь сквозь большие окна дворца, подчеркивает своеобразие рисунка колонн и пилястр, вытесанных из цельных глыб камня. Парадную лестницу украшают серебристые породы, разбавленные белизной перил и балясин лестницы. Все это – наследие эпохи Екатерины II, сохраненное в интерьерах дворца и сегодня.

Мраморный зал / Мраморный дворец Русского Музея
Мраморный зал / Мраморный дворец Русского Музея

Однако главная жемчужина и подлинное архитектурное сокровище – шедеврально выполненный архитектором Мраморный зал. С XVIII века этот зал дворца украшают розовые и вишневые оттенки тивдийского (карельского) мрамора, желтовато-серого уральского, зеленого и желтого итальянского камня. Драгоценный ляпис-лазурь (про его роль в иконописи мы рассказывали ранее!), добытый в Прибайкалье, служит фоном для беломраморных рельефов – батальных сцен из истории Древнего Рима, выполненных скульптором Михаилом Козловским. Золоченые бронзовые рамы обрамляют гирлянды с фигурами орлов и ветвями пальм и дуба. Они, как и другие белоснежные элементы зала, выполнены из белого золота Каррары. Его, не жалея сил, добывали и везли герои полотна кисти Николая Ге, украшавшего личный музей Александра III…

***

«Каким образом ваятель в куске каррарского мрамора видит сокрытого Юпитера, и выводит его на свет, резцом и молотом раздробляя его оболочку?» – вечный вопрос о происхождении таланта. Его задал еще Александр Пушкин, работая над повестью «Египетские ночи». Предлагаем вам дать собственный ответ на него, увидев собрание шедевров Николая Ге в Михайловском дворце и великолепие Мраморного дворца. Полюбоваться личной коллекцией императора, коллекционера и мецената Александра III можно на сайте Виртуального Русского музея, а узнать больше о геологии – увлекательной науке и современной профессии – в социальных сетях Института Карпинского.

Музеи
137 тыс интересуются