Найти в Дзене
Открытый город

Мари Анн Колло

Восемнадцатилетняя Мари-Анн Колло отважно отправилась в Россию из Франции вместе со своим учителем скульптором Этьеном Фальконе, когда императрица Екатерина II пригласила того для создания конного памятника Петру I. Ехала она в Петербург не просто как ученица, а как самостоятельный мастер, с отдельным гонораром. Екатерина II сразу же заказала ей скульптурный портрет своей фрейлины «для оценки мастерств» и осталась очень довольна работой Колло. Следующей работой парижанки стал бюст самой императрицы и последующие10 лет только ей поручались все скульптурные портреты Екатерины II. Но самой большой удачей Мари Колло стала голова Петра I, которая никак не давалась Этьену Фальконе. Скульптор, прекрасно справившийся с фигурами коня и всадника, лепил ее несколько раз, но Екатерина II раз за разом отвергала работу мастера. "Мне кажется, я знаю, чего хотят от вас. Позвольте мне сделать попытку" - попросила она своего учителя. Голова Петра, которую вылепила молодая француженка, настолько понравил

Восемнадцатилетняя Мари-Анн Колло отважно отправилась в Россию из Франции вместе со своим учителем скульптором Этьеном Фальконе, когда императрица Екатерина II пригласила того для создания конного памятника Петру I. Ехала она в Петербург не просто как ученица, а как самостоятельный мастер, с отдельным гонораром.

Мари Колло
Мари Колло

Екатерина II сразу же заказала ей скульптурный портрет своей фрейлины «для оценки мастерств» и осталась очень довольна работой Колло. Следующей работой парижанки стал бюст самой императрицы и последующие10 лет только ей поручались все скульптурные портреты Екатерины II.

Портрет Екатерины II, мрамор, 1769 год, Эрмитаж. Санкт-Петербург  Автор: Dmitry L. Medvedev, источник: https://commons.ruwiki.ru/w/index.php?curid=129504893
Портрет Екатерины II, мрамор, 1769 год, Эрмитаж. Санкт-Петербург Автор: Dmitry L. Medvedev, источник: https://commons.ruwiki.ru/w/index.php?curid=129504893

Но самой большой удачей Мари Колло стала голова Петра I, которая никак не давалась Этьену Фальконе. Скульптор, прекрасно справившийся с фигурами коня и всадника, лепил ее несколько раз, но Екатерина II раз за разом отвергала работу мастера.

"Мне кажется, я знаю, чего хотят от вас. Позвольте мне сделать попытку" - попросила она своего учителя. Голова Петра, которую вылепила молодая француженка, настолько понравилась императрице, что та назначила Колло пожизненную пенсию в 10 000 рублей и пожелала, чтобы та стала первой женщиной - членом Российской Императорской Академии художеств.

Фальконе и Колло прожили в России 12 лет и вместе покинули ее из-за придворных интриг, так и не дождавшись открытия памятника. За это время Мари успела выйти замуж за сына Фальконе и родила дочь, но брак ее не был счастливым и продлился всего два года.

Жизнь Мари по-прежнему оставалась связанной с жизнью ее учителя и свекра. Она последовала за ним в Голландию, где создала несколько скульптурных работ, а потом ухаживала за Фальконе в Париже, когда того разбил паралич.

После смерти свекра Мари-Анн уезжает вместе с дочерью из Парижа в Лотарингию и навсегда расстаётся с искусством.

Когда через 30 лет в 1821 году ее хоронили, никто и не вспомнил о том, что она скульптор и выдающийся художник. Почему она перестала ваять, так и осталось загадкой.

А памятник Петру I уже второе столетие смотрит на воды холодной северной реки зрачками-сердечками и преданно хранит признание Мари-Анн Колло в любви своему учителю. Красивая легенда, правда?

Голова Медного всадника
Голова Медного всадника

Смотрите нашу лекцию Медный всадник. Главный экспонат

Марина Бурыкина, экскурсовод. Специально для проекта "Открытый город".

Другие статьи автора: