В первой трети XIX века в районе современной 25-й линии Васильевского острова в промышленной западной части Васильевского острова, размещались корпуса чугунолитейного и бронзового завода, которыми долгое время владел купец из Франции Феликс Шопен. В 1840-х годах он стал владельцем бронзолитейной мастерской на Васильевском острове, которую в 1805 году основал его соотечественник Александр Герен. Отец Феликса, Жюльен Шопен, был скульптором и долгое время успешно сотрудничал с Александром Гереном, присылая для его мастерской необходимое оборудование, талантливых чеканщиков и модели для отливки. Во времена Герена мастерская выпускала в основном полезные в быту изделия: канделябры, подсвечники, чернильницы и т.п.
Дела в мастерской шли хорошо, и Александр Герен в 1820-х годах открыл собственные магазины на Большой Морской в Петербурге и в Москве – на Тверской улице. В 1940-х годах он решил отойти от дел и оставил преуспевающее предприятие сыну своего компаньона художника Жюльена Шопена – Феликсу.
Молодой Феликс Шопен, которого в России называли Феликсом Юльяновичем, рьяно взялся за дело и быстро расширил мастерскую, превратив ее в небольшую фабрику, чему немало способствовали правительственные заказы. Например, монументальные двери для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и для исторического здания храма Христа Спасителя в Москве были изготовлены в корпусах чугунолитейного и бронзового завода на Васильевском острове.
Кроме того, Шопен выполнял и более мелкие заказы - роскошные бронзовые люстры, канделябры и часы для украшения Зимнего и Мраморного дворцов в Петербурге, люстры, бра и интерьерную бронзу для Большого Кремлевского дворца в Москве, бронзовую люстру для Гатчинского дворца, бронзовые часы с фарфором для дворца в Царском Селе и других дворцов, домов и усадеб петербургской и московской знати. Уже в 1845 году Шопен становится Поставщиком Двора Его Императорского Величества. С большим успехом в 1840-1860-х годах он сотрудничал с Императорскими фарфоровым и стеклянным заводами и Петергофской гранильной фабрикой, выполняя бронзовые оправы для их изделий.
Феликс Шопен обладал незаурядными маркетинговыми способностями: он активно представлял продукцию своего завода на разнообразных выставках, как в России, так и за рубежом. В самом начале своей карьеры в 1843 году на Московской выставке он получил золотую медаль за высокое качество интерьерных бронзовых изделий.
В 1849 году на очередной выставке фабрика Шопена представила серию из 63 бронзовых бюстов русских правителей от Рюрика до Павла I в натуральную величину. На Лондонскую выставку 1851 года Шопен отправил фигуру богини победы Ники, вызолоченную при помощи гальванического золочения, которое он освоил на своем производстве первым из русских бронзовщиков и впоследствии успешно применял при изготовлении разнообразных изделий.
За участие в выставке в 1861 году, где фабрика представила часы с отделкой из малахита, Феликс Шопен получил орден Святого Станислава 3-й степени. На Всемирной выставке в Лондоне в 1862 году – золотую медаль за отлитую по рисунку Михаила Осиповича Микешина бронзовую статую Екатерины II – уменьшенный вариант хорошо нам известного памятника (без постамента), установленного позднее перед Александринским театром. В 1876 году на Всемирной выставке в Филадельфии завод Шопена представил огромную люстру на 100 свечей, изготовленную из позолоченной бронзы.
Помимо монументальных произведений, завод Шопена выпускал и более мелкие изделия: изящную бронзовую фурнитуру для дверей и окон, а также произведения мелкой пластики, выполненные по моделям известных скульпторов – Марка Антокольского, Андрея Гуна, Михаила Микешина. Особой популярностью пользовались небольшие кабинетные изделия из бронзы, выполненные по эскизам скульптора-анималиста Евгения Александровича Лансере.
До 1860-х годов на Васильевском острове помимо бронзового завода Феликса Шопена располагалось принадлежавшее ему чугунолитейное производство и слесарные мастерские. Там изготавливали фонтаны, декоративные чугунные вазы, скульптуры в виде голов животных, кронштейны для балконов, винтовые лестницы и другие чугунные и железные украшения, на которые всегда был спрос в Петербурге.
Но финансовый кризис, наступивший после Крымской войны, поставил процветающее производство Феликса Шопена на грань разорения. В конце 1860-х годов производственные мощности пришлось сократить и вместе с магазинами перевести на Обуховский проспект, хотя в 1869 году участок по 25 линии Васильевского острова еще числился за Феликсом Шопеном.
Последняя выставка, в которой участвовали изделия бронзолитейного производства Феликса Шопена – Выставка художественной промышленности 1882 года. Она послужила признанием его заслуг и подвела итог его плодотворной предпринимательской деятельности. В том же году его наградили орденом Святого Владимира 3-й степени.
В конце 1888 году 70-летний Феликс Шопен удалился от дел и уехал во Францию, оставив предприятие Карлу Берто, который и владел производством до 1917 года.
В 2008 году исторические корпуса фабрики по производству художественной бронзы Феликса Шопена (25 линия В.О., 6, 8) были снесены, но в 2011 году при строительстве жилого комплекса «Палацио» воссозданы заново. Трехэтажный особняк заводоуправления возвели не точно на историческом месте, а примерно на 5 метров ближе к канатному цеху. Соседние двухэтажные корпуса завода повторили, облицевав кирпичом два нижних этажа современного дома и сохранив таким образом память о предприятиях, немало способствовавших украшению Петербурга.
Марина Бурыкина, экскурсовод. Специально для проекта "Открытый город".
Другие статьи автора: