Найти в Дзене
Открытый город

Васильевский остров. Церковь Успения на набережной лейтенанта Шмидта

С Благовещенского моста хорошо виден главный купол храма Успения Пресвятой Богородицы на набережной лейтенанта Шмидта, украшенный позолоченной резьбой, которая эффектно смотрится на листах алюминия, создавая благородное сочетание золота с серебром. А если подойти поближе, то вас ожидает настоящее пиршество для глаз, настолько разнообразно украшены его фасады. Нижняя часть храма облицована серым гранитом, выше – отделана радомским песчаником и 14 видами особого кирпича, изразцами и мозаикой. Пятиглавый храм в неорусском стиле, который мы видим сегодня, построен по проекту знаменитого строителя соборов Василия Антоновича Косякова. Заложили его в 1891 году, освятили в 1897-м, а отделочные работы завершили только в 1903 году. Тогда на углу 15-й линии Васильевского острова и набережной Невы располагалось подворье Киево-Печорской лавры, а сейчас храм и прилегающие строения принадлежат Свято-Введенскому монастырю Оптиной пустыни. Специальный отделочный кирпич везли из Прибалтики с кирпичного

С Благовещенского моста хорошо виден главный купол храма Успения Пресвятой Богородицы на набережной лейтенанта Шмидта, украшенный позолоченной резьбой, которая эффектно смотрится на листах алюминия, создавая благородное сочетание золота с серебром.

А если подойти поближе, то вас ожидает настоящее пиршество для глаз, настолько разнообразно украшены его фасады. Нижняя часть храма облицована серым гранитом, выше – отделана радомским песчаником и 14 видами особого кирпича, изразцами и мозаикой.

-2

Пятиглавый храм в неорусском стиле, который мы видим сегодня, построен по проекту знаменитого строителя соборов Василия Антоновича Косякова. Заложили его в 1891 году, освятили в 1897-м, а отделочные работы завершили только в 1903 году.

Тогда на углу 15-й линии Васильевского острова и набережной Невы располагалось подворье Киево-Печорской лавры, а сейчас храм и прилегающие строения принадлежат Свято-Введенскому монастырю Оптиной пустыни.

Специальный отделочный кирпич везли из Прибалтики с кирпичного завода купцов Нестеровых «Пурмали», располагавшемся в поселке Калнциемс, неподалеку от Елгавы.

Огромные мозаичные панно в кокошниках выполнены в мозаичной мастерской Фроловых, оформлявшей мозаикой также храм Спаса на Крови. Мастерская располагалась неподалёку, в доходном доме, принадлежавшем Фроловым, на углу Большого проспекта ВО и 22-й линии.

Майоликовые панно для оформления храма делал знаменитый художник-керамист Эмиль Яковлевич Кремер, преподававший майолику в Центральном училище технического рисования барона Штиглица.

Монастырские строения на набережной Большой Невы появились по воле Пётра I, который, определяя берег Большой Невы для стоянки судов, издал в 1721 году указ, обязывающий настоятелей крупных монастырей строить подворья на Васильевском острове. Государь был уверен, что прибывший в новую столицу путешественник захочет помолиться о благополучном завершение пути, а тот, кто отправляется в путь, пожелает попросить у Бога защиты в путешествии.

-5

В советские годы храму очень не повезло: в 1934 году его закрыли, с 1936 года использовали как спортивный зал. В военные годы под его куполом располагался наблюдательный пункт ПВО, а в подвале – бомбоубежище. В 1956 году его начали переоборудовать под первый крытый каток, так из-за особенностей конструкции, представлявшей собой систему перекрещивающихся арок, во внутреннем помещении храма не было столбов-опор. Росписи закрасили несколькими слоями масляной краски, в алтарях оборудовали гардероб и машинное отделение, на хорах – буфет и зрительские места. Первый закрытый каток с ледовым полем площадью 289 кв.метров открыли в 1961 году.

Когда в 1991 году храм возвратили верующим, казалось, что восстановить его невозможно. И действительно, реставрация продолжалась 20 лет - с 1993 по 2013 год. Но усилия реставраторов не пропали даром - храм сияет великолепием и снаружи, и изнутри.

Марина Бурыкина, экскурсовод. Специально для проекта "Открытый город".

Другие статьи автора:

Бронзолитейное производство Феликса Шопена (поставить ссылку)