Идея перевозки нестандартных грузов сформировалась в 1970-х годах на фоне масштабного строительства в Советском Союзе. Возведение гигантских промышленных объектов — электростанций, трубопроводов, нефтехимических комбинатов — потребовало доставки цельных конструкций, которые невозможно было разобрать на части. В 1974 году для координации таких перевозок был создан специальный комитет, занимавшийся транспортировкой сверхгабаритного оборудования. Четырьмя годами позже, в мае 1978-го, правительство РСФСР утвердило постановление, регламентирующее перевозку тяжеловесных грузов. Тогда же появилось первое профильное предприятие — «Спецтяжавтотранс», которое заложило основы системного подхода к организации таких перевозок. Сфера перевозки негабарита быстро росла: разрабатывались новые методы транспортировки, классификация грузов, меры безопасности. К процессу подключились не только автомобильные перевозчики, но и водный, а позже — авиационный транспорт. За восемь лет (1981–1988) объем перевозим