Найти в Дзене
Записки злого юриста

Помощник приоткрыла правду про нагрузку судей

Высшая квалификационная коллегия судей отказалась вернуть мантию экс-судье Марии Галюковой, чья бывшая помощница обвинила её в том, что проекты судебных решений писала она — помощник, а не судья. Громкое дело, в котором речь идёт не столько о мести или клевете, сколько о том, что в судах давно стало нормой: львиную долю рутинной "бумажкиной" работы судей выполняют их помощники. И вот, ВККС "узнала" об этом и сочла нарушением. Сюрприз! Казалось бы, для этого помощники и нужны. И я думала (да и во всех судах так), что это в порядке вещей: судья озвучивает "главную мысль, что хочет сказать автор", а помощник уже копается в НПА, описывает, обосновывает, после чего отправляет его судье на проверку и подпись. Судья читает, хмыкает, меняет пару формулировок и распечатывает опус, ставит подпись и возвращает секретарю или помощнику - "дело шить". Оказывается, нет. Судья тоже должна погрызть задумчиво ручку и поклацать кнопки на клавиатуре. Никто не жаловался. Кроме, наверное, смелой помощниц

Высшая квалификационная коллегия судей отказалась вернуть мантию экс-судье Марии Галюковой, чья бывшая помощница обвинила её в том, что проекты судебных решений писала она — помощник, а не судья. Громкое дело, в котором речь идёт не столько о мести или клевете, сколько о том, что в судах давно стало нормой: львиную долю рутинной "бумажкиной" работы судей выполняют их помощники. И вот, ВККС "узнала" об этом и сочла нарушением. Сюрприз!

Казалось бы, для этого помощники и нужны. И я думала (да и во всех судах так), что это в порядке вещей: судья озвучивает "главную мысль, что хочет сказать автор", а помощник уже копается в НПА, описывает, обосновывает, после чего отправляет его судье на проверку и подпись.
Судья читает, хмыкает, меняет пару формулировок и распечатывает опус, ставит подпись и возвращает секретарю или помощнику - "дело шить".
Оказывается, нет. Судья тоже должна погрызть задумчиво ручку и поклацать кнопки на клавиатуре.

Никто не жаловался. Кроме, наверное, смелой помощницы судьи из этой статьи.

Галюкова уверяет, что помощница её оклеветала. Помощница утверждает, что писала решения сама, а судья просто их подписывала, даже не читая.

Квалифколлегия поверила помощнице. Но главный вопрос не в том, кто из них лжёт. Главный вопрос — почему о таких историях начинают говорить только при скандалах, хотя внутри судебной системы всё и так давно понятно?

Недавно писала, что судьи снова заявили о необходимости повысить им зарплату: инфляция, экономическая ситуация, ощущение нехватки и ненадёжности бытия, нагрузка... Эксперты заявление одобрили и кивнули: маловато судьям платят, пора повысить довольствие.

Так вот, о нагрузке.

Очень часто помощники судей составляют проекты решений, а для этого - изучают и вникают в дело не хуже судей, подбирают нормативную базу, находят судебную практику, сверяют сроки, считают расходы, компенсации, проценты. Судья — проверяет и подписывает. По букве закона — всё формально корректно: решение принимает судья. А по сути? Рутинную, изнурительную, ежедневную работу делает помощник. Часто — всего за 40-45 тысяч в месяц.

Некоторые помощники успевают и в заседаниях посидеть, и на приёме граждан, и заменить секретаря в других делах. Этакий универсальный солдатик, который немножко за судью, немножко за секретаря, немножко за всех. И их нагрузка никого не интересует. Судья ещё и покрикивает: почему не готово?

Зато судьи не забывают жаловаться на нагрузку, мол, «мы одни не справляемся», «мы перегружены», «у нас нет права на вторую работу», «у нас особая ответственность». Да, ответственность — есть. Но при обосновании требований о повышении зарплат указывают почему-то именно нагрузку, которой давно уже делятся с помощниками. Ощутимо делятся.

Если помощник с утра до вечера штампует проекты судебных решений, делает всю техническую и аналитическую часть работы, почему размер его зарплаты — это 10% от зарплаты судьи? Почему его труд не упоминается в отчётах о «перегрузке судей»? Почему нагрузка считается по количеству дел, но не по количеству людей, которые эти дела фактически тянут?

Когда судьи требуют себе новые доплаты, премии и надбавки за «предсказуемый доход» и «сверхурочную загруженность», они забывают сказать: часто за этим перегрузом стоит невидимая армия помощников, секретарей, технических сотрудников. Они не носят мантию. Им не светит пожизненное содержание на уровне "выше средней ЗП по региону". Но и они не могут подрабатывать, не могут ошибаться и не могут сказать «я устал» — потому что от них ждут результата.

Как думаете, справедливо ли, что одному платят сотни тысяч за ответственность, которую он разделяет, а другому — 45 тысяч за работу, которую он делает в одиночку?