Тёмная материя тут к делу относится косвенно. Лишь тем, что вызывает сильную ненависть, а это никогда не лишне. Но, в принципе, можно притянуть и её. Иногда спрашивают, не может ли скрытая масса состоять из нейтрино. Нет не может. Тёмная материя скапливается в гравитационных ямах галактик, а значит, скорость её частиц не выше 500 километров в секунду. Скорость же всех нейтрино, которые пока удавалось регистрировать, так близка к скорость света, что трудно заметить разницу.
Заданный в комментарии вопрос, собственно, касается нейтрино: можно ли эти частицы замедлить и сгрести к кучку?
Нельзя.
Но сначала древняя притча. Идут несколько физиков по территории ОИЯИ (института ядерных исследований в Дубне), а это, в принципе, парк через который тянутся огромные вакуумированные трубы, по которым от реактора к корпусам лабораторий летят нейтроны. Вдоль такой трубы по асфальтовой дорожке с треском и бешеной скоростью проносится мотороллер. Объясняю: «Сотрудник открыл заслонку и едет аппаратуру включать». Посмеялись. Нейтроны же «медленные».
«Медленными» нейтроны бывают очень условно. Рождаясь в ядерных реакциях, они изначально всегда имеют высокую энергию. У «медленных» она просто не такая высокая как у «релятивистских». Но, в принципе, нейтроны могут взаимодействовать с ядрами и тормозиться. Если б не время жизни, – всего минуты… То всё равно в бутылку нейтроны собрать было бы нельзя. Любая тара для электронейтральных частиц слишком прозрачна.
Нейтрино, рождаясь в ядерных реакциях, также изначально имеют очень высокую энергию. Но не то что бы «не взаимодействуют» с ядрами, – это немного иначе работает, – исключительно редко взаимодействуют. Квант слабого взаимодействия мало того, что в отличие от прочих имеет массу покоя, так ещё и громадную. Вызвать W или Z бозон из виртуального пространства принцип неопределённости позволяет на крошечном (даже по меркам микромира) расстоянии… А так-то, кстати, слабое взаимодействие очень даже неслабое получается. Если вообще происходит.
Тем не менее, взаимодействия происходят. Сквозь Землю нейтрино пройдёт почти наверняка. Сквозь Солнце – с высокой вероятностью. Белый карлик благодаря высокой плотности для нейтрино препятствие уже заметное. Пульсары почти, а кварковые звёзды полностью непрозрачны. Так что, если между наблюдателем и источником нейтрино воткнуть нейтронную звезду… всё равно трудно получить «медленные» нейтрино.
При слабом взаимодействии через W бозон меняется один из кварков и нейтрино превращается в электрон. Потеря энергии будет происходить только при взаимодействии нейтрино с другими лептонами – через Z бозон. Но в «непрозрачных» для нейтрино телах, таких как нейтронные звёзды, с лептонами (электронами) плохо.
Засада ещё и в том, что источник регистрируемых нейтрино, как правило, Солнце. Запихивать между ним и земным наблюдателем пульсар я б не стал. Вероятность же того, что даже реликтовые нейтрино, прилетающие к нам от самой космологической сингулярности встретит на пути нейтронную звезду очень близка к нулю…
Но всех же другое интересует? Допустим, мы всё-таки затормозили нейтрино до «тепловой» скорости. Допустим у нас даже много – макроскопическое количество – таких. Что с комком нейтринного вещества можно сделать?
А ничего. Ни пощупать, ни увидеть, ни положить на чашу весов. «Что-то сделать» всегда подразумевает взаимодействие, а медленные нейтрино, это всё равно нейтрино.
Невидимый комок, не встречая сопротивления, будет осциллировать от поверхности до поверхности сквозь ядро планеты, пока (пройдут миллионы лет) не израсходуется в реакциях.