- 90 лет назад прошёл первый Московский Кинофестиваль в мире. Создан он был в принципе по трём причинам: стать противовесом Венецианскому, приурочить его к пятнадцатилетию советского кинематографа и показать своё совершенство на фоне заграничных фильмов, то есть, в пропагандистских целях. Как освещали в советских газетах это мероприятие? Как оно прошло? И какие фильмы выиграли?
- И вот, наконец, на следующий день после окончания фестиваля в "Правде" посвящают всю страницу с итогами и послесловием. Было подготовлено три кубка из серебра и хрусталя.
- "Нам нечему учиться на таких фильмах".
90 лет назад прошёл первый Московский Кинофестиваль в мире. Создан он был в принципе по трём причинам: стать противовесом Венецианскому, приурочить его к пятнадцатилетию советского кинематографа и показать своё совершенство на фоне заграничных фильмов, то есть, в пропагандистских целях.
Как освещали в советских газетах это мероприятие? Как оно прошло? И какие фильмы выиграли?
Лучше всего первый Московский Кинофестиваль можно охарактеризовать статьёй в газете "Правда" от 21 февраля 1935 года. В первый день фестиваля вышло предисловие Бориса Шумяцкого — глава советской кинопромышленности.
"В августе прошлого года советская кинематография впервые приняла участие на международной киновыставке в Венеции. Высшая награда, полученная нашей кинематографией, была международным признанием силы, значимости и высоты нашего искусства".
С первых же строк, к сожалению, товарищ Шумяцкий искажает истину. Советские фильмы участвовали на втором Венецианском Кинофестивале 1934 года, но ни один из них не получил главного или хоть какого-нибудь приза. Было представлено пять полнометражных советских фильмов и один короткий метр: "Петербургская Ночь" Рошаля, "Гроза" Петрова, "Весёлые Ребята" Александрова, "Три песни о Ленине" Дзиги Вертова, документалка "Челюскин", Посельского и короткометражка "Парад Физкультуры в Москве".
Высшую награду — Кубок Муссолини — получил тогда "Человек из Арана". Великобритания. Лучшим актёром стал Уоллес Бири ("Да здравствует Вилья!"), а лучшей актрисой Кэтрин Хёпбэрн ("Маленькие Женщины"). Речь идёт даже не о том, что советские фильмы не выиграли главный приз, они даже не были упомянуты в почётных грамотах.
"... участвуя в выставке, мы ставили перед собою две задачи: культурное сближение с народами мира и соревнование с зарубежной кинематографией. Обе эти задачи стоят и перед кинофестивалем, открывающимся в Москве сегодня. Конечно, речь идёт не о соревновании идей. Идеи нашей великой партии, нашей страны, являются единственно правильными, единственно научными. Самый факт существования Советского Союза, необъятные и грандиозные победы социализма в нашей стране, блестяще выдержанная нами историческая проверка жизнью гениального учения Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина исключают самую мысль о соревновании идей нового, социалистического человечества с идеями старого, капиталистического мира, основанного на эксплуатации масс."
Помимо того, что вышесказанное полностью противоречит само по себе: мы создаём фестиваль ради сближения и дружбы народов, но наша политика и философия единственные правильные. Но, допустим, у Москвы хватит сил, чтобы признавать художественные особенности, не взирая на политику, в конце концов, Шумяцкий так и говорит:
"Мы будем соревноваться с зарубежной кинематографией в той области, в которой она наиболее сильна, — в области техники киноискусства и в области формального мастерства. Мы будем соревноваться в мастерстве режиссёров, в искусстве монтажа, композиции, в мастерстве сценаристов, в четкости и максимальной драматургической выразительности сценария. Мы будем соревноваться и в области формальных предметов операторского искусства, в чистоте и силе звука, в мастерстве актёрской игры, в совершенстве обработки негативов и позитивов... Первый этап нашего творческого соревнования с зарубежной кинематографией фактически начался задолго до венецианской выставки. Такие работы советских режиссёров, как "Броненосец «Потёмкин»" С. Эйзенштейна, как "Мать" и "Потомок Чингис-Хана" В.Пудовкина, как "Земля" А. Довженко, грозовой освежающей бурей прошли в своё время по зарубежным экранам".
А вот это уже чистая правда. Вышеназванные фильмы действительно были в зарубежном прокате и даже понесли за собой термин — "Русский Монтаж".
"Второй этап соревнования официально начался на венецианской выставке. Кинематография мира к тому времени прошла через техническую революцию - переход от немого к звуковому кино, и выставка должна была подвести итоги этой ступени развития кинематографии. Также как и первый этап соревнования, второй закончился огромной победой, огромным превосходством советской кинематографии".
Это лишь усугубление уже искажённой правды. В итальянской прессе тех лет или на официальном сайте Венецианского Кинофестиваля, также нет упоминания о какой-либо триумфальной победе советских фильмов.
"Основным достижением советской кинематографии является то, что советские киномастера полностью овладели звуковой кинематографией, сумели сказать и в этой области новое слово".
Но тут главное не уточнять к какому году это было сделано. Первый звуковой фильм "Певец Джаза" появился в 1927 году. Первый звуковой советский фильм "Путёвка в жизнь" в 1931 и звук, как выясниться даже в рамках этого фестиваля, будет далеко не самой сильной, если не сказать самой слабой стороной советского кинематографа. И хотя товарищ Шумяцкий высоко оценивает работу Греты Гарбо, Уоллеса Бири и "мультипликаты" Диснея, это не мешает ему говорить, что...
"Зарубежная кинематография переживает глубокий творческий кризис, являющийся одним из следствий всеобщего кризиса капитализма. По признанию самих же зарубежных критиков и кинематографистов..."
Каких?
"... на зарубежных фильмах лежит печать творческого бессилия. При высокой технике, а иногда даже и при блестящем формальном мастерстве, произведения зарубежной кинематографии не удовлетворяют, не волнуют, не зовут и не объединяют зрителя..."
На протяжении всех 30-х годов в ТОП 10 самых кассовых фильмов ежегодно все слоты заполняли американские фильмы. Они были самыми прибыльными и посещаемые.
"Общий уровень идейной скудности, нищеты идей, бедности образов характерен для зарубежной кинематографии... Только в нашей стране социализма возможен подлинный расцвет искусства, подлинный расцвет народного гения. Только в нашей стране возможна подлинная свобода творчества, свобода мастерства художника. Мы идём на фестиваль с огромной уверенностью, что советская кинематография, выпестованная и руководимая товарищем Сталиным, окружённая заботами и любовью всей нашей страны, победят и на этом этапе международного соревнования".
И тут после слова Сталин, мгновенно стало ясно, кто победит. Даже на программу фестиваля смотреть необязательно, ведь председателем жюри был никто иной, как Борис Шумяцкий.
Состав жюри также говорит о "силе объективности":
Сергей Эйзенштейн.
Всеволод Пудовкин.
Александр Довженко.
Александр Аросев (председатель ВОКС, советский партийный деятель)
Анри Дебри. Французский изготовитель кинокамер.
Также была статья о том, насколько великолепно советское кино глазами иностранцев.
"С великим удовольствием я выражаю свои лучшие пожелания советской кинематографии по случаю её 15-летия. Верю, что киноискусство СССР будет и впредь всемерно прогрессировать. Здесь, в Америке, мы многому научились у советской кинематографии. Русское чувство ритма непревзойдённо. Превосходны также интерпретации эмоциональной драмы. С большим интересом жду просмотра последних советских картин, которые находятся сейчас по дороге в Голливуд".
— Мэри Пикфорд известная американская киноактриса.
Забавно, что советским гражданам, где было помешательство на творчестве этой актрисы и создавались клубы "пикфордистов", объясняют, что это Мэри Пикфорд известная американская актриса...
Также комплиментарно высказался и Гарольд Ллойд. Фильмы Бастера Китона за исключением "Паровоз Генерал" советские граждане не видели, а про Чаплина знали только такие люди, как Шумяцкий, благодаря которому "Новые Времена" будет показан на советских экранах на следующий год после фестиваля в 1936 году.
"Приношу свои искренние поздравления Советской России по поводу того прогресса, которого добилась её кинематография за 15 лет. СССР может особенно гордиться своими трёмя большими произведениями: "Гроза", "Петербургская ночь", "Три песни о Ленине"... Очень сожалею, что не могу приехать в Москву на фестиваль. Я обязательно сделал бы это, если бы сам не снимался в феврале в новой картине. А это делает для меня невозможным отъезд из Голливуда".
И тут сложно установить действительную, причину почему Гарольд Ллойд не приехал. Ведь надобности в приезде не было, поскольку на Московском Кинофестивале не показывали фильмы с его участием. В феврале были съёмки? Последний фильм вышел в 1934 году, а следующий только в 1936 — "Млечный Путь". Съёмки его начались в июле 1935 года, то есть, уже после фестиваля. С учётом вступительного вранья и всевозможных гипербол от Шумяцкого, неудивительно если Гарольд Ллойд знать не знал об этом интервью и о Московском Кинофестивале. Но то, что советские граждане видели почти все немые фильмы с третьим гением юмора — абсолютная правда. Тоже самое касается фильмов с Мэри Пикфорд. Может, поэтому эти имена в газету и попали, потому что других доказательств того, что эти актёры хоть что-то говорили про советское кино на его пятнадцатилетие, увы, нет.
Фильмом открытия был "Чапаев" Васильевых, а затем французская картина "Мария Шапделен" Жюльена Дювивье. Разумеется, "Чапаева" расхваливали все иностранцы, а сеанс фильма "часто прерывали бурными аплодисментами". Французскую картину хоть и назвали "лучшим французским фильмом" 1934 года, писатель Лев Никулин посчитал иначе:
"Что же касается сюжета, то он наивен, крайне примитивен и его медленное развёртывание и длинноты делают фильм утомительным для широкого зрителя".
Насколько действительно понравился "Чапаев" иностранцам, сказать сложно, исходя из газет, потому что, например, "Известие" расхваливало фильм и написало о том, что он "с громадным успехом идёт во многих странах мира". Только на момент февраля 1935 года его прокат был только в одной стране — США в январе. Следующая страна, которой посчастливиться насладиться этой картиной будет Дания аж два года спустя.
Второй день кинофестиваля. Вечером в Доме кино состоялся просмотр двух английских фильмов. Первой демонстрировалась картина "Вечно Юная" - фильм "мюзик-холльного жанра" — затем "Лавка Древностей". Были также показаны польский фильм "Молодой Лес", французский "Пансион Мимоза" и советские "Горячие Денёчки", единственный фильм, который увидел премьеру на Московском Кинофестивале. Все остальные, включая зарубежные, по большей части уже были выпущены чуть ли не год назад.
Экранизация Диккенса "Лавка Древностей" была раскритикована газетами, хотя и отметили работу операторов. "Пансион Мимоза" уже вышел за рамки технической хвальбы. Газета "Вечерняя Москва" поощряла фильм за режиссуру. Другие фильмы никак особо в прессе не отмечали, но газета "Правда" отметила, что
"К сожалению, недостаточно внимательное отношение организаторов фестиваля к демонстрации картин. В первый день добрая половина фильма "Чапаев" имела недостаточное ясное изображение. Вчера свет то уменьшался, то увеличивался. Звук иногда пропадал".
"Известия" посвятила целую колонку фильму "Новый Гулливер" с потрясающей техникой съёмки, действительно ничем не уступающая голливудской. Одно из главных достояний со стороны советского кино конкретно на этом кинофестивале.
Четвёртый день показывали советский фильм "Лётчики" и "заграничную" "Клеопатру". Почему-то указать на то, что это американский фильм, газета "Известия" постеснялась. А вот "Правда" и "Вечерняя Москва" даже выделили отдельную колонку американскому фильму "Да здравствует Вилья!", хотя он был вне конкурса.
Пишет "Вечерняя Москва":
"В Америке картина имела большой успех, хотя нужно побывать здесь, в СССР, чтобы понять её по-настоящему. Тема картины - революция... Абсолютно неверной является концовка... но со всей силой следует сказать, что это прекрасное произведение искусства, которое может многому научить наших киномастеров. Хорошо, что эта картина есть на фестивале".
Довженко называл этот фильм "замечательным производством", "картину делал очень умный и очень тонкий художник".
"Правда" также нахваливала американскую картину. Называла её превосходной по части изображения и актёрских работ, но, естественно, ругала за капиталистическое прочтение революционера. Также был показан фильм "Петер" совместного производства США-Венгрии-Австрии. Пресса благосклонна отзывалась об актрисе.
В "Вечерней Москве" была отдельная колонка с мыслями товарища Довженко.
"Из французских картин, я считаю на очень, высоком уровне фильм Рэнэ Клера "Последний Миллиардер", воспринимаемый, как блестящий памфлет на фашизированное буржуазное государство, памфлет, полный остроумных и очень легко, без всякого нажима разрешенных положений."
Шестой день. "Правда" пытается воззвать к истине.
"Правда" уже отмечала некоторые недостатки в организации кинофестиваля. Первые шесть дней фестиваля показывают, что недостатки эти не исправляются".
Критиковалось также качество изображения, плохое оснащение Дома Кино и проблему с продажей билетов.
Вне конкурса показаны "Королева Христина" с Гретой Гарбой (именно через "х") и британский фильм "Частная жизнь Генриха VIII". Ему выделяется отдельная большая колонка с рецензий. Хвалят в ней буквально всё: декорации, костюмы и особенно Чарльза Лоутена, который и сыграл Генриха. В Америке он получил Оскар за лучшую мужскую роль. Презирается только историческая недостоверность.
"Буржуазный «исторический» фильм в подлинном смысле слова исторический лишь постольку, поскольку дело касается декораций и костюмов. И не больше."
Высоко отмечается Уолт Дисней и его "Три поросёнка".
"... мы, сидевшие в зале, превратились в ребят и от души смеялись, глядя на уморительные приключения "Трёх поросят" ... Впрочем, почему же «превратились в ребят»? Эти картины "Мики муз" (имеется ввиду Микки Маус) и им подобные пользуются на Западе огромной популярностью среди взрослых".
Эти строки принадлежат Давиду Заславскому, который очень смело в "Правде", где ещё недавно гиперболизировали или откровенно лукавил господин Шумяцкий, описал положение вещей такими, какие они есть. Он раскритиковал советскую мультипликация, а точнее её отсутствие в том виде, каком она была представлена Диснеем.
"В области мультипликации нет таких технических тайн, до которых нам надо доходить своим умом. Да, мы занимаемся мультипликацией. Но нет у нас к этому милому роду искусства того серьёзного отношения, какое необходимо. Эти забавные пустяки — не пустяшное дело. Они всего больше нужны нашим детям, и советские ребята вправе предъявить советскому кино серьёзный счёт".
Тоже самое он говорил про цветное кино и барьер, который советское кино не может перейти . "В Америке этот барьер уже позади". В Москве показали первый короткометражный цветной фильм "Кукарача" и он произвёл критический фурор. Незамысловатый сюжетец, расхваливали все только за счёт наличие цвета и удачно подобранного жанра для него — мюзикл.
Итальянский фильм "1860 год" вызвал ажиотаж и даже отдельную колонку, но по большей части это имело просто информативный характер.
Тем временем, на восьмой день фестиваля, "Правда" продолжала жаловаться на организацию кинофестиваля. На этот раз в газету отправили сообщение от театров Москвы, где артисты сетовали, что для них нет пригласительных, а ведь посещение таких мероприятий для актёров необходимы. "Недоумение, иногда граничащее с возмущением" — сообщалось в письме.
Согласно "Вечерней Москве" интерес вызвал китайский фильм "Песня Рыбака". Он был вызван, собственно, тем, что советские граждане не были знакомы с китайским кинематографом. Фильму была выделена отдельная колонка и довольно комплиментарная.
В последний день фестиваля показали "Хлеб наш насущный" Кинга Видора, "Эй, ухнем" от Чехословакии и "Маленькие Женщины" Кьюкора. Все они были без особого упоминания.
И вот, наконец, на следующий день после окончания фестиваля в "Правде" посвящают всю страницу с итогами и послесловием. Было подготовлено три кубка из серебра и хрусталя.
- Первый приз - наивысшая награда, — досталась сразу трём советским фильмам "Чапаев", "Юность Максима" и "Крестьяне".
- Второе место было присуждено Рене Клеру за "Последнего Миллиардера".
- Третье место Уолту Диснею за серию мультипликаций, включая "Трёх поросят".
Очень много других кинематографистов отделались грамотами и упоминаниями.
Выделена якобы критическая колонка, где советские граждане могли вычитать хулу, касательно слабой технической составляющей советских фильмов. И под словом техника, подразумевалось вообще всё: декорации, костюмы, камеры, павильоны, оборудование, свет, звук, экраны кинотеатров и т.д... "Правда" в открытую написала о том, что в каждом выпуске критиковала заграничные фильмы абсолютно за всё, но признавала актёрские работы и как раз техническую составляющую.
Далее же, товарищ Динамов на полстраницы говорит о том, что опыт заграничного кино не такой уж и нужный. Плохие сюжеты, все исторические фильмы не соответствуют историческим фактам, плохая режиссура, "техника заменяет жизненность". А в то же время, советскую фильму "Лётчики" несколько раз прерывали аплодисментами.
"Нам нечему учиться на таких фильмах".
Без тени лукавства и червоточины, он отметил только "Последнего Миллиардера" Рене Клера, "Да здравствует Вилья!" (опять же, с плохой концовкой) и китайскую "Песню Рыбака". Публицист даже умудрился бросить камень в огород советских режиссёров:
"У китайского режиссёра есть «чувство моря» (у нас есть моря, и океаны обтекают границы СССР, но в кино это никак не видно...)"
В "Вечерней Москве" тоже говорили о плохой технике советского кино, но также появилась новая критика. "Нужно больше жанров, больше фантазий". Так, например "Человек-Невидимка" кино "посредственное", но интересное с точки зрения фантазии, как писало издание. "Вечерняя Москва" пошла ещё дальше и решила написать про то, что советским актёрам следует поучиться естественности и опыту заграничных актёров: Грета Гарбо, Чарльз Лоутен, Уоллес Бири, Кэтрин Хёпбэрн... И впервые за весь фестиваль, упоминается в негативном ключе советский фильм, участвующий в фестивале — "Частная жизнь Петра Виноградова".
"... начинают репетировать только в момент съемок и губят картины (об этом наглядно свидетельствует на фестивале показанная картина "Частная жизнь Петра Виноградова», по своему актёрскому мастерству, стоящая на самом низком уровне."
Ещё смелее статья пошла в момент, когда было сказано, что музыкальных фильмов в стране просто нет. И зря Александров "расхваливает" своих "Весёлых Ребят", как лучшее музыкальное кинопроизведение. Единственное, за что можно и нужно его похвалить, так это за шаг в сторону музыкальных фильмов. Но не более того.
* * *
В другой части света никто особо не следил за вторым по старшинству фестивалем.
В Америке никакого резонанса Московский Кинофестиваль не вызвал и не потому что ей не было дело до России. Об СССР писали охотно. 21 февраля, когда начался фестиваль, газета New-York Times писала про то, что "Рубль крепчает, а покупать товары стали чаще". Внимание уделили даже второму международному турниру по шахматам, который в это же время проводился в Москве, отметив непревзойдённость Михаила Ботникова.
Но про Московский Кинофестиваль не говорил никто...
___________________________________
Что Вы думаете про то, как прошёл Московский Кинофестиваль? Объёктивно? Или правда всё-таки искажена?
Пишите в комментариях и ставьте свои лайки в честь кинематографии!
Всем добра и здоровья!