Наверное, каждому из нас хоть раз приходилось покидать Литургию до её завершения. Не буду скрывать, и я оказывалася в такой ситуации.
Причины ухода из храма раньше времени бывают разные, но действительно уважительных не так уж много. Например, если вы нашли замену для ухода за больным человеком всего на час и решили воспользоваться возможностью помолиться в храме, но обязаны вернуться вовремя.
Преподобный Лаврентий Черниговский наставлял:
Если нужно тебе уйти с Литургии, то уходи после „Отче наш...“. А если уже вышли с Причастием Тела и Крови, то стой со страхом и молись на месте, потому что здесь присутствует сам Господь со Архангелами и Ангелами. И если можешь, пролей хоть малую слезу о своём недостоинстве.
.
Вспомним евангельскую притчу о брачном пире. Литургия – это и есть тот пир, духовная трапеза. Мы же, как те званые, либо вовсе не приходим, либо опаздываем (ох, этим грешим почти все), либо уходим в разгар пира.
Опоздания тоже бывают разные. Одно дело, когда опаздывает многодетная мать, собравшая с утра детей в храм. Другое – когда здоровые и ничем не обремененные люди интересуются временем Причастия и приходят ровно к назначенному часу.
Да-да бывает и такое. Это уже попахивает потребительским отношением. Хочу получить то, что принесёт мне пользу. Для здоровья – тренировка в фитнес-центре, для помощи свыше – причастие.
Опаздывая на Литургию, мы опаздываем на трапезу к Богу. А вспомните, как неприятно бывает, когда кто-то опаздывает к праздничному стол. Хозяйка нервничает, гости томятся в ожидании.
Это всегда считается проявлением неуважения. Так и здесь мы проявляем неуважение к Богу.
И если появляемся ближе к Причастию, то словно говорим: "Спасибо за приглашение, но я приду сразу к основному блюду, а всё, что вы там ещё приготовили, и вся ваша программа мне вообще не интересны". По сути, так вызывающе мы обращаемся к Богу, когда опаздываем.
Многие уходят с Литургии после "Отче наш", говоря: "Я же не буду причащаться".
Как правило мы просто не хотим тратить время или считаем, что у нас есть дела поважнее. Семья, работа – это важно и понятно, а любовь к Богу кажется менее конкретной. Нам трудно пожертвовать даже 20 минутами ради Него.
Но пребывание в храме – это не только Причастие, это и общение с приходской общиной, даже если мы не всех знаем. А окончание Литургии – это единство, а не просто личное потребление Святых Даров.
Евхаристия, главное наше Таинство, которое совершается на Литургии – переводится, как "Благодарение".
Уходя раньше, мы пропускаем и не присоединяемся ко всеобщей благодарности, заключительным словам, которые произносит священник: «Всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца Светов; и Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков».
Уходя раньше, мы поступаем как гость, который встал во время подачи главного блюда и ушёл, не прощаясь и не поблагодарив хозяев.
Из наших "спасибо" складывается наше отношение к Богу. Последние минуты службы –это время благодарности и осмысления полученного добра.
В следующий раз, помышляя уйти раньше времени, вспомним, что Сам Господь позвал нас на пир, и спросим себя: а какой я гость?Уважающий хозяев дома и благодарный, или наглый и невежливый.
В статье приведено авторское мнение с использованием авторских фотографий.
А вам приходилось уходить до окончания Литургии?
Друзья, будем корректны в комментариях, грубые и оскорбительные придется удалять.
Если Вам статья понравилась, не бойтесь 😊 и смело ставьте 👍
Благодарю за поддержку и подписку на канал Овечка Православная