Найти в Дзене
Сметное дело

Доставка битума по мнению ГГЭ (разбор)

На канале Дзен.Главгосэкспертиза России в рубрике #Вопрос-ответ (статья от 20.05.2025) даны разъяснения по учету затрат на транспортировку битума и битумной эмульсии с применением норм таблицы ГЭСН 27-06-201 "Доставка материалов". Исходя из количества вопросов по упомянутому разъяснению, предлагаем его разобрать и разложить все приведенные в нем ссылки на методические документы по "полочкам". Первые одиннадцать абзацев это описание учета дополнительных затрат на доставку материалов (и оборудования) от поставщика до приобъектного склада: 📌 В абзацах 1-2 нам напоминают о том, что любые дополнительные затраты учитываются только на основании проектных данных, в том числе затраты на доставку материалов на объект на основании транспортных схем в составе ПОС. 📌 В абзаце 11 - о том, что транспортные схемы доставки в составе ПОС разрабатываются в соответствии с СП 48.13330.2019 "Организация строительства". 📌 В абзацах 3-4 - о том, что сметными ценами (ФССЦ и ФСБЦ) уже учтено расстояние дос

На канале Дзен.Главгосэкспертиза России в рубрике #Вопрос-ответ (статья от 20.05.2025) даны разъяснения по учету затрат на транспортировку битума и битумной эмульсии с применением норм таблицы ГЭСН 27-06-201 "Доставка материалов".

Исходя из количества вопросов по упомянутому разъяснению, предлагаем его разобрать и разложить все приведенные в нем ссылки на методические документы по "полочкам".

Первые одиннадцать абзацев это описание учета дополнительных затрат на доставку материалов (и оборудования) от поставщика до приобъектного склада:

📌 В абзацах 1-2 нам напоминают о том, что любые дополнительные затраты учитываются только на основании проектных данных, в том числе затраты на доставку материалов на объект на основании транспортных схем в составе ПОС.

📌 В абзаце 11 - о том, что транспортные схемы доставки в составе ПОС разрабатываются в соответствии с СП 48.13330.2019 "Организация строительства".

📌 В абзацах 3-4 - о том, что сметными ценами (ФССЦ и ФСБЦ) уже учтено расстояние доставки на 30 км с учетом массы брутто.

📌 В абзацах 5-6 - о том, что дополнительное расстояние доставки учитывается
только в пределах субъекта (
от границы субъекта или от склада поставщика до объекта), в котором расположен объект капитального строительства (здесь необходимо уточнить, что речь идет только о ресурсах по ФССЦ и ФСБЦ, для ресурсов по конъюнктурному анализу расстояние учитывается в полном объеме).

📌 В абзаце 7 - о том, что затраты на перевозку и погрузо-разгрузочные работы в местах перевалки принимаются только с применением нормативов, включенных в ФРСН (федеральный реестр сметных нормативов), и относятся на стоимость материалов или оборудования соответственно (никакой "свободной" перевозки)

📌 В абзаце 8 - о том, что при разработке сметной документации базисно-индексным методом, индексы изменения сметной стоимости необходимо принимать для соответствующей ценовой зоной (при наличии) субъекта, в котором расположен объект капитального строительства.

📌 В абзаце 9 - о том, где мы можем найти границы ценовых зон субъектов.

📌 В абзаце 10 - о том, где размещен пример определения расстояния перевозки (помним про примеры, размещенные в ФГИС ЦС).

Следующие три абзаца это описание правил учета затрат на доставку материалов и оборудования в составе ГЭСН (от приобъектного склада до места производства работ):

📌 В абзаце 12 нам напоминают о том, что расстояние от поставщика (места заготовки) до приобъектного склада в состав ГЭСН не включены.

📌 В абзацах 13-14 - о том, что в составе ГЭСН учтены затраты на внутрипостроечный транспорт (от приобъектного склада до места производства работ) на расстояние 1000 м (если иное не указано в Общих положениях соответствующего сборника).

Заключительные три абзаца подводят итоги всего вышесказанного:

📌 В абзаце 16 уточняют, что затраты по доставке битума и (или) битумной эмульсии от завода-изготовителя до приобъектного склада относятся к сметной стоимости ресурсов (читай абзацы 1-11 данного разъяснения) и, соответственно, определять их с учетом пункта 1.27.8 Общих положений ГЭСН27 не допускается.

📌 В абзаце 17 уточняют о том, что затраты по доставке битума и (или) битумной эмульсии от места хранения (читай - приобъектного склада) до места проведения работ относятся к внутрипостроечному транспорту.

📌 В абзаце 15 нам приводят положения пункта 1.27.8 Общих положений ГЭСН27, согласно которого доставка к месту работ битума, битумной эмульсии нормами не учтена (здесь читаем вместе с абзацами 13-14, в частности про "расстояние 1000 м" и "если иное не указано в Общих положениях") и при доставке к соответствующим нормам добавляются затраты, предусмотренные нормой 27-06-201-01 «При доставке к месту работ битума и битумной эмульсии добавлять на каждый 1 км доставки к соответствующим нормам».

🔥 И здесь главное не запутаться в формулировках:
- "от приобъектного склада до места проведения работ" (абзац 17) - когда местом проведения работ является битумный котел для разогрева битума, и затраты по перемещению на данное расстояние относятся к внутрипостроечному транспорту;
- "доставка к месту проведения работ" (абзац 15) - когда от "битумного котла" разжиженный битум доставляется до места его розлива и затраты по его перемещению на данное расстояние определяются ГЭСН 27-06-201-01.

И, безусловно, любое расстояние и необходимость доставки (и до приобъектного склада, и до места разогрева, и до места розлива и т.п.) должны быть подтверждены проектной документацией (раздел "Проект организации строительства").
А вот какими фразами, формулировками, схемами и т.п. это должно быть подтверждено - это уже вопрос к проектировщикам, поскольку организационные схемы производства работ являются полностью их зоной ответственности (не могу утверждать насколько это возможно на стадии ПД).

Надеюсь, что теперь к разъяснению ГГЭ вопросов больше нет?!