Вопрос:
Согласно п. 1.27.8 Общих положений технической части ГЭСН 81-02-27-2022 доставка к месту работ битума, битумной эмульсии нормами не учтена и при доставке к соответствующим нормам добавляются затраты, предусмотренные нормой 27-06-201-01.
Возможно ли применение нормы 27-06-201-01 при учете затрат на транспортировку битума от завода-изготовителя до места производства работ?
Ответ:
В соответствии с пунктом 38 «г» Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, раздел 5 «Проект организации строительства» должен содержать описание транспортной схемы (схем) доставки материально-технических ресурсов с указанием мест расположения станций и пристаней разгрузки, промежуточных складов и временных подъездных дорог, в том числе временной дороги вдоль линейного объекта.
При разработке сметной документации на соответствующий вид работ необходимость дополнительного учета затрат на транспортировку материальных ресурсов от приобъектного склада до места производства работ отражается в проекте организации строительства и относится к компетенции организации, осуществляющей разработку проектной документации, и застройщика или уполномоченного застройщиком технического заказчика.
Согласно пункту 4 Общих положений сборника «Федеральные сметные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве, в базисном уровне цен», утвержденного приказом Минстроя России от 30.12.2021 № 1046/пр (далее – ФСБЦ 81-01-2022) сметные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование в базисном уровне цен учитывают все расходы, связанные с приобретением, доставкой материалов, изделий, конструкций и оборудования от поставщиков (производителей) до приобъектного склада объекта капитального строительства.
В соответствии с пунктом 5 Общих положений сборника ФСБЦ 81-01-2022 транспортные затраты приняты из условия перевозки грузов автомобильным транспортом на расстояние до 30 километров с учетом массы брутто в пределах субъекта Российской Федерации (ценовой зоны субъекта Российской Федерации; далее – ценовая зона).
При определении дополнительных затрат на перевозку грузов для строительства автомобильным транспортом сверх расстояния, учтенного сметными ценами на материальные ресурсы и оборудование, индексами изменения сметной стоимости, при составлении локального сметного расчета (сметы) затраты на перевозку грузов для строительства автомобильным транспортом в пределах территории ценовой зоны, в котором расположен объект капитального строительства, учтенные сметными ценами, индексами изменения сметной стоимости (по дорогам с усовершенствованным типом дорожного покрытия), исключаются, а затраты на перевозку грузов для строительства в пределах территории ценовой зоны, в которой расположен объект капитального строительства, на расстояние, указанное в проектной и (или) иной технической документации (далее - проектное расстояние), включаются с учетом объема перевозимых грузов.
При определении проектного расстояния учитывается расположение склада поставщика материального ресурса или оборудования. В случае, если склад поставщика материального ресурса или оборудования и объект капитального строительства расположены в разных ценовых зонах, проектное расстояние определяется как расстояние от границы ценовой зоны, в котором расположен объект капитального строительства, по пути следования от склада поставщика материального ресурса или оборудования до объекта капитального строительства по наиболее оптимальному варианту доставки, определенному с учетом положений пункта 63.1 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (далее – Методика № 421/пр). В случаях, если склад поставщика материального ресурса или оборудования и объект капитального строительства расположены в одной ценовой зоне, проектное расстояние определяется как расстояние от склада поставщика материального ресурса или оборудования до объекта капитального строительства по наиболее оптимальному варианту доставки, определенному с учетом положений пункта 63.1 Методики № 421/пр.
Затраты на перевозку грузов для строительства на дополнительное расстояние, а также на грузовые операции в местах перевалки грузов, паромные, понтонные и иные переправы в случаях, предусмотренных сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН, приводятся в локальных сметных расчетах (сметах) отдельными строками с одновременным указанием кода строительного ресурса, к которому относятся указанные затраты. Дополнительные затраты на перевозку, а также на погрузочно-разгрузочные работы материальных ресурсов в локальных сметных расчетах (сметах) относятся к сметной стоимости материальных ресурсов. Дополнительные затраты на перевозку и погрузочно-разгрузочные работы оборудования в локальных сметных расчетах (сметах) включаются в сметную стоимость оборудования.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 130 Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 05.06.2019 № 326/пр, размеры индексов изменения сметной стоимости, их назначение и область применения сообщаются письмами Минстроя России в разрезе ценовых зон по федеральным округам. Таким образом, в дополнение к вышеуказанному порядку определения транспортных затрат, необходимо учитывать положения, приводимые в примечаниях к таблицам Индексов в ФГИС ЦС (при наличии таких примечаний).
Дополнительно сообщается, что границы муниципальных образований отмечены на публичных кадастровых картах, а ценовые зоны устанавливаются правовыми актами высшего органа государственной власти субъекта Российской Федерации (указываются муниципальные образования, включенные в ценовую зону).
Пример определения дополнительного расстояния перевозки, когда склад поставщика и объект строительства расположены в разных ценовых зонах размещен в ФГИС ЦС в строительстве в разделе «Федеральный реестр сметных нормативов»/ «Справочная информация»/ «Иные документы»/ «Пример определения дополнительного расстояния перевозки. Склад поставщика и объект строительства расположены в разных ценовых зонах».
В соответствии с пунктом 5.16 Свода правил «Организация строительства» СП 48.13330.2019, утвержденным приказом Минстроя России от 24.12.2019 № 861/пр, транспортные схемы доставки основных строительных материалов в составе проекта организации строительства следует разрабатывать на основании сравнения технико-экономических показателей вариантов поставок.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 23 Методики разработки сметных норм, утвержденной приказом Минстроя России от 18.07.2022 № 577/пр (далее – Методика № 577/пр), затраты, связанные с доставкой материальных ресурсов и оборудования от места их заготовки (приобретения) до приобъектного склада (за исключением выгрузки на приобъектном складе), в состав сметных норм не включаются.
Подпунктом «б» пункта 23 Методики № 577/пр установлено, что при разработке сметных норм к внутрипостроечному транспорту относятся, в том числе затраты на выгрузку, погрузку материальных ресурсов и оборудования на приобъектном складе, горизонтальный и вертикальный транспорт от приобъектного склада до места их установки в проектное положение, разгрузки на месте производства работ учитываются в сметных нормах согласно принятым при их разработке особенностям организации строительства и технологии производства работ, сведения о которых включаются в раздел I «Общие положения» соответствующего сборника ГЭСН (ГЭСНр, ГЭСНрр, ГЭСНм, ГЭСНмр).
В соответствии с подпунктом «в» пункта 23 Методики № 577/пр для горизонтального транспорта сметных норм ГЭСН, ГЭСНр, ГЭСНрр расстояние перемещения материальных ресурсов и оборудования в пределах строительной площадки (участок земли или воды, где ведутся работы) принимается в размере 1000 метров с учетом порожнего пробега, если иное не предусмотрено в разделе I «Общие положения» соответствующего сборника ГЭСН (ГЭСНр, ГЭСНрр, ГЭСНм, ГЭСНмр).
В соответствии с пунктом 1.27.8 раздела I «Общие положения» сборника сметных норм 27 «Автомобильные дороги», утвержденного приказом Минстроя России от 30.12.2021 № 1046/пр (далее – ГЭСН 81-02-27-2022) доставка к месту работ битума, битумной эмульсии нормами не учтена. При доставке к соответствующим нормам добавляются затраты, предусмотренные 3 нормой 27-06-201-01 «При доставке к месту работ битума и битумной эмульсии добавлять на каждый 1 км доставки к соответствующим нормам».
Если в соответствии с принятыми проектными решениями поставка битума и (или) битумной эмульсии осуществляется от завода-изготовителя, положения пункта 1.27.8 раздела I «Общие положения» ГЭСН 81-02-27-2022 не применяются.
В случаях доставки битума и битумной эмульсии от места хранения до места проведения работ, данный вид перемещения относится к внутрипостроечному транспорту.