Найти в Дзене
Экран Души

Женитьба Бальзаминова (1964) Константина Воинова по мотивам трилогии А. Н. Островского о Бальзаминове (1857-1861)

«За чем пойдёшь, то и найдёшь»
«За чем пойдёшь, то и найдёшь»

Мне не нужно награды, не нужно венца,

Мне не нужно губ ведьмы, чтоб дойти до конца.

Мне б весеннюю сладость да жизнь без вранья!

Ох, Самара, сестра моя...

Как по райскому саду ходят злые стада

Все измена-засада, да святая вода

Наотмашь по сердцу, светлым лебедем в кровь;

А на горке - Владимир,

А под горкой Покров...

Бьется солнце о тучи над моей головой.

Я, наверно, везучий, раз до сих пор живой.

А над рекой кричит птица, ждет милого дружка

А здесь белые стены да седая тоска.

Что ж я пьян, как архангел с картонной трубой?

Как на черном - так чистый, как на белом - рябой!

А вверху летит летчик, беспристрастен и хмур...

Ох, Самара, сестра моя;

Кострома, мон амур...

Я бы жил себе трезво, я бы жил не спеша -

Только хочет на волю живая душа.

"Сарынья -на кичку!" - разогнать эту смурь...

Ох, Самара, сестра моя;

Кострома, мон амур.

Мне не нужно награды, не нужно венца,

Только стыдно всем стадом прямо в царство Отца!

Мне б резную калитку, кружевной абажур , -

Ох, Самара, сестра моя;

Кострома, мон амур...

БГ

 

Прохиндей (пройдоха, прощелыга, шельма) – старомосковские словечки, определяющие русский психотип ХИТРОВАНА («Иванушки – дурачка» из сказки, со своей «повесткой» «под прикрытием» простофили). Обычно Иван-дурак занимает место рядом с Царевной-Несмеяной, которую смешит до слёз своими скоморошьими куделями да завитушками.

А в наши дни Василий Кузякин из фильма «Любовь и голуби», «себе-на-уме» дядька в «закосе» под дурачка, тоже повышает свой статус радикально манипулируя затухающим романтическим отношением строгой жены, перекрывающей кислород для «души-на-распашку-парня». Такого рода плуты даже сами не подозревают насколько расчётливо управляют своим образом недотёпы. Они по-шутовски надевают на себя «нарратив» блаженного, не от мира сего, но абсолютно предсказуемого и в хорошем, и в плохом, что делает его СВОИМ.

Островский – это СКАЗОЧНИК-РЕАЛИСТ, последователь традиции басен Крылова. Его картины жизни настолько ДОМАШНИЕ, что невольно попадаешь в детство, слушаешь байки у костра на берегу ночной реки, вспоминаешь убаюкивающие колыбельные и даже сам попадаешь внутрь истории, чтобы удобно было наблюдать за действующими лицами, которые навсегда отпечатываются в памяти в ролях, под которые потом всю жизнь встают реальные люди. Понарошку или взаправду – мы потом решаем сами.

Миша Бальзаминов (душка Георгий Вицин) – кот, от которого никакой пользы, кроме уюта. Он настолько простодушен, что снимает все вопросы о жизненных перипетиях. Он хорош для чтения вслух под зелёной лампой у камина или для воскресного завтрака с кренделями, как в сцене с чаепитием в имении купчихи Домны Евстигнеевны Белотеловой (роскошная Нонна Мордюкова).

Простака Бальзаминова сразу любят все. К нему нельзя испытывать неприязни. Магнетизирует его словесная доступность, лубочная выразительность, весёлые фантазии в искрящихся от непреходящего детства глазах. Его обожает матушка Павла Петровна (старосветский образ Людмилы Шагаловой), считая добрым и застенчивым неумехой под своей опекой. Ему близка сваха Акулина Гавриловна Красавина (неповторимая Лидия Смирнова), потому что именно такие «ручные» женихи украшают её нелёгкий труд. Ему с интересом доверяют такие же дурёхи Капочка Ничкина (пугливая Жанна Прохоренко) и её подруга Устинька (классная во всём Людмила Гурченко). К нему относится благосклонно как к мебели в магазине мать Капочки (милая Тамара Носова). А деловые от лукавого - «охочие до мужского полу» сёстры Пежёновы (Анфиса – Инна Макарова, Раиса – Надежда Румянцева) принимают Бальзаминова за театральный реквизит для ярморочного представления с этюдными перестановками. Для вдовы Домны Евстигнеевны (украшение фильма Нонна Мордюкова) Бальзаминов характеризуется двумя словами ЧТОБ БЫЛ. И это не смешно.

Теперь ты мой
Теперь ты мой

Это об «овцах».

Среди персонажей – «волков» можно выделить эпизодических, но ключевых для описания сути того времени гусара в отставке Лукьяна Лукьяновича Чебакова (истинный комик Ролан Быков) и дядю Капочки хищного и развесёлого купца Неуеденова (всегда по-мужски подлинный Николай Крючков). Оба используют Бальзаминова как навоз для удобрения огорода. Он для них вообще не человек, а представитель слабого натурой мещанского сословия, которого можно и нужно обирать до нитки.  

Что же фильме больше всего бросается в глаза и запоминается, как цитатник с картинками? Все сцены сватовства. Чем не версия сказочного жанра? Бессмертная тема игры в пинг-понг готовых к соединению душ…

Стародворный антураж Суздали – это дирижёр сладостной музыкальной темы обывательских грёз и антикварных событий в фильме. Сонный «дом-скворечник» с запахом пирогов и водки, голубятня под бирюзовым небом, уличные мойня и сортир в зарослях крапивы, захламлённые углы придомного двора с дровами и курями. И… дуэт «мыслящих неудачников» по жизни, мелкого чиновника Бальзаминова и лихой, незаменимой по дому дворовой девки Матрёны (колоритная Екатерина Савинова):    

Лютики-цветочки у меня в садочке,

Милая любимая не дождусь я ночки.

Ноченька, приди скорей, приведи желанную,

Заливайся соловей песней долгожданною.

Заскрипи в ночной тиши в садике калитка,

Ах, не мучь меня, приди, ждать тебя мне пытка.

Счастье в дом мой принеси, милый самоцветик,

В знак надежды и любви - простенький букетик.

Не смущает пусть тебя простота букета,

Ведь цветка, что даришь ты, краше в мире нету.

Не страшись, любви восторг к нам придет наградой,

Нас захватит в свой чертог и пленит усладой.

Ночь зажгла для нас звезду, чу! идет желанная,

Лейся песня соловья, песня долгожданная.

 

Песня отзывается тоненьким детским голоском бродяжки и слепого шарманщика…

 

-3

В железном дворце греха живет наш ласковый враг:

На нем копыта и хвост, и золотом вышит жилет —

А где-то в него влюблена дева пятнадцати лет

Потому что с соседями скучно, а с ним — может быть, нет

Ударим в малиновый звон; спасем всех дев от него, подлеца

Посадим их всех под замок, и к дверям приложим печать

Но девы морально сильны и страсть как не любят скучать

И сами построят дворец, и найдут как вызвать жильца

По морю плывет пароход, из трубы березовый дым

На мостике сам капитан, весь в белом, с медной трубой

А снизу плывет морской змей и тащит его за собой

Но, если про это не знать, можно долго быть молодым

Если бы я был один, я бы всю жизнь искал, где ты

Если бы нас было сто, мы бы пели за круглым столом —

А так Неизвестный нам, но похожий

На ястреба с ясным крылом

Глядит на себя и на нас из сияющей пустоты

Так оставим мирские дела и все уедем в Тибет

Ходить из Непала в Сикким загадочной горной тропой

А наш капитан приплывет к деве пятнадцати лет

Они нарожают детей и станут сами собой

Если бы я был один, я бы всю жизнь искал, где ты

Если бы нас было сто, мы бы пели за круглым столом —

А так Неизвестный нам, но похожий

На ястреба с ясным крылом

Глядит на себя и на нас из сияющей пустоты

БГ