Материал подготовлен воспитателем стационарного отделения ГБСУ СО ОРЦДИ «Надежда» Прохладиной Н.В.
Здоровый образ жизни – это благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеское доброжелательное отношение родителей друг к другу и ребёнку, правильно организованное рациональное питание, культивирование подвижных упражнений, игр на воздухе, достаточная трудовая активность, образцовое поведение взрослых, их отрицательное отношение к алкоголю и курению.
Весь быт и уклад семьи имеет большое значение для развития особого ребёнка. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи.
Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) способен под влиянием воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях.
Для положительной динамики развития ребёнка необходим здоровый образ жизни ЗОЖ: утренняя гимнастика, игровые занятия в домашних условиях спортивной направленности; коррекционные упражнения со специалистами ЛФК; физкультурные минутки, упражнения на дыхание, пальчиковая гимнастика, боди перкуссия, биоэнергопластика в группе с воспитателем и на занятиях со специалистами центра.
Семья играет главную роль в развитии личности ребёнка с ОВЗ - это главное в социальной интеграции, социализации личности. Участие родителей в социализации ребёнка рассматривается как непременное условие эффективности этого процесса. В семье ребёнок усваивает навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Детям с ограниченными возможностями необходимо помогать формировать навыки и умения ведения здорового образа жизни, заниматься физической культурой и спортом, обеспечивать безопасное поведение.
Существует правило: «Если хочешь воспитать своего ребёнка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!"
Главная функция семьи заключается в том, чтобы в воспитании и обучении ребёнка с отклонениями в развитии исходить из его возможностей. Родители такого ребёнка должны научиться регулировать степень психологической нагрузки.
Правильная организация обучения способствует формированию представлений о здоровьесберегающих факторах и учит детей отличать здоровый образ жизни от нездорового, поможет в дальнейшем беречь своё здоровье и здоровье окружающих, сформирует понятие о вредных привычках.
Формируя здоровый образ жизни ребёнка, семья должна привить ему основные знания, навыки и умения:
*знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;
*умение правильно строить режим дня и выполнять его;
*умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
*умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни;
*знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
*знание основных правил рационального питания с учётом возраста;
*знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других заболеваний.
Воспитатели в группе проводят с детьми беседы о правилах личной гигиены, правильном питании, проводят предметные, тематические занятия, прогулки на свежем воздухе.
Повысить эффективность педагогического воздействия по реализации здоровьсбережения и безопасности жизнедеятельности возможно при тесном взаимодействии и взаимопонимании с родителями. Родители должны стать активными участниками коррекционно-воспитательного процесса, придерживаться единства требований с педагогами и понимать, что важно не только оберегать ребёнка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту.
Правильно организованный режим дня дома обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребёнка, защищает нервную систему от переутомления, создаёт благоприятные условия для физического и психического развития. При несоблюдении режима можно наблюдать отклонения в поведении, капризность, резкое повышение и снижение возбудимости, плохой сон, отсутствие аппетита и т.д.
Важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора, пользование компьютера, гаджетов. Компьютер, телевизор, телефон несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребёнка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребёнка перед экраном, которое не должно превышать 20-30 минут, а оставшееся свободное время нужно посвящать активному отдыху: прогулки, экскурсии, посещение социально досуговых площадок, подвижные игры, регулярные занятия спортом, участие в творческих конкурсах.
Для этого, необходимо совместное участие в этих процессах. Здесь важно показать на собственном примере, насколько важны физические упражнения, творческие активности.
Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у детей с ОВЗ
- Новый день начинайте с улыбки и с утренней гимнастики.
- Соблюдайте режим дня.
- Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.
- Любите своего ребёнка, он - ваш. Уважайте членов своей семьи, они - попутчики на вашем пути.
- Обнимать ребёнка следует не менее 4 раз в день, а лучше - 8 раз.
- Положительное отношение к себе - основа психологического выживания.
- Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.
- Личный пример по ЗОЖ - лучше всякой морали.
- Используйте естественные факторы закаливания - солнце, воздух и вода.
- Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем фастфуд.
- Лучший вид отдыха - прогулка с семьёй на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребёнка - совместная игра с родителями.
- Следите за гигиеной сна вашего ребёнка.
- Берегите нервную систему вашего ребёнка.
- Прививайте гигиенические навыки. Главную роль играет пример семьи.
- Не делайте за ребёнка то, что хотя и с трудом, может выполнить сам. Пусть он сам старается.
Будьте всегда и во всём примером для вашего ребёнка!