Село Быковка, Воротынский район, Нижегородская область: история села, посещение, впечатление, Демидовская сирень, деревянное зодчество, архитектура
Последние несколько лет я свои потуги на очерки об истории родного края называла "ленивым краеведением" - ну вы понимаете, чтобы снять с себя ответственность за поверхностность. А при написании этого текста придумала, что занимаюсь гонзо-краеведением. Потому что внезапно поняла, что из моих текстов можно больше узнать про меня, чем про тему разговора. На том и стоим. Погнали.
Про Демидовых и чугунные заводы на малой Родине моих предков по линии мамы я что-то, понятное дело, слышала. Но до недавнего времени это в моей голове лежало в папке под названием "Изучить на досуге". Толчок пришёл неожиданно: в новостной ленте вывалилась фотка небольшого деревянного дома с глухой домовой резьбой на ставнях, которые ну очень похожи на ставни, которые украшают знаменитый дом в Надеждино. Явно рука одного мастера. Село Быковка. Глянула карту - а оно тоже в тех краях. Пазл сложился, время восполнить культурный пробел пришло. Надо ехать.
Это было в преддверии вторых майских и мы должны были ехать мимо буквально на следующий день по дороге на Аламнер, но припозднились. Я решила, что Быковка подождёт, и две недели об этом вообще не вспоминала.
Быковка напомнила о себе нетривиально, аккуратно накануне семейного паломничества в деревню нашего детства в Воротынском районе. Я сидела и размышляла, как в этом году необычайно мощно цветёт сирень. Я уже несколько недель упиваюсь густым, как мёд, ароматом, который залетает в окно, а она всё цветёт, цветёт.... И кеды у меня в этом году сиреневые. И слово какое красивое - сирень. Сирень… Демидовская сирень. В Быковке. А когда она, кстати? Ой, в эти выходные. Ну точно надо заехать.
Фестиваль показался мне отличным поводом пофотографировать деревню, не привлекая внимания санитаров местных жителей, которые обычно не испытывают восторга, когда видят рядом со своими наличниками сомнительных девиц с фотоаппаратом. Я их прекрасно понимаю: когда мы обзаведёмся своим домовладением - я первая, кто будет целиться во всяких блогеров с берданкой из окна. А пока я выживаю по эту сторону баррикад и бывают такие встречи, после которых долго нет желания куда-то ехать и что-то фотографировать. Но не будем о грустном.
Итак, Быковка. Нашла чудесный текст, процитирую:
"Точной даты появления села нет, но уже в 17 веке оно упоминается как владение князей Воротынских, - пишет сайт "Моя Планета". - В 1700 году Пётр Великий дарит село первому адмиралу России Федору Головину. Тот вскоре строит деревянный храм и деревенька, стоящая на быках - так называли гривы в долине реки Урга, становится селом. В 1720 году имение Головиных приобретает Никита Демидов с целью получения дворянства. Далее начинается спокойная помещичья жизнь, поколения сменяют друг друга, усадьба переходит по наследству от сыновей к внукам. Наиболее яркой личностью оказался Василий Львович Демидов, владевший имением с 1801 года. Раненый на войне с турками, Василий принимает решение сменить город на село и после смерти отца начинает заниматься Быковской усадьбой. Василий Львович, человек передовой, навел в хозяйстве идеальный порядок, разбил прекрасный пейзажный парк, построил оранжереи, где спели персики и сливы, груши и виноград, завез холмогорских коров, орловских рысаков.
Именно Василий Демидов первым начал сажать картошку на территории Нижегородской губернии. Барин заботился о крестьянах, следил за их здоровьем, саморучно прививал детей от оспы, создал общественный капитал, из которого оказывал материальную помощь для погорельцев, сирот, больных".
Василий Демидов был примечателен ещё и тем, что женился по любви - на своей крепостной девке! Настоящее чудо по тем временам.
"Чтобы быть вместе, Василий Львович прежде всего освободил любимую женщину, и, выдав ей вольную, поселил в Москве мещанкою. Лишь нажив вместе 4 детей, помещик подал прошение императору Александру I и тот благосклонно позволил заключить этот неравный брак и признать детей. <...> Повенчавшись, влюбленная пара уехала в родовое гнездо, где они жили долго и счастливо, родив ещё 7 детей. <...> Отношения Демидовых были самые теплые. Повзрослевшие дети перебирались в Петербург - родители считали необходимым дать потомкам отличное образование. Летом вся семья собиралась в усадьбе, куда дети Василия и Неонилы приезжали уже со своими детьми. Знавшие Демидовых отмечали, насколько дружными были родственники, как уважительно относились к старшим, как тепло общались между собой".
Василий Демидов скончался в возрасте 92 лет и вместе с любимой супругой похоронен на родовом кладбище.
Яркий маркер того, что в Быковке при Демидовых людям жилось хорошо - восстание против новой красной власти в 1918 году.
Что дошло до наших дней с тех золотых времён XIX века? Оба каменных храма - большой летний и маленький зимний, усадебный дом, часть невероятного парка с исполинскими серебряными тополями, волшебный Сытный ключик, старинные краснокирпичные домики, деревянные дома с глухой домовой резьбой, и, конечно, сирень. Именно Демидовы начали сажать сирень в Быковке, то ли для красоты, то ли против пожаров, то ли всё вместе - и эта традиция жива до наших дней. Например, в эти выходные там посадили 80 новых кустиков. Конец мая называют лучшим временем для посещения этого места и, я уверена, что это правда.
Что касается нас, то на фестиваль мы, конечно, не успели. Зато попали в Быковку в золотой час, когда солнце тянется к горизонту и мир окрашен очень тёплым светом.
Лично меня сразили тополя. Огромные, метров 30, а может, все 40, мощные создания словно атланты подпирают небо над полянкой у Сытного ключа. Такие красивые! Несколько упавших стволов дают представление о диаметре - метра полтора в основании. Это очень много.
Поскольку мой план остаться незаметной провалился, остановки сделали только около ключа и у храмов, чтобы никого не нервировать. Глухую домовую резьбу снимала из окна, практически на ходу. В том числе удалось найти и тот домик со ставнями, который изначально меня так взволновал. Судя по следам на обшивке, фронтон когда-то тоже украшала какая-то резная красота. Где она сейчас? В сарае? В чьей-то коллекции? Продана? Украдена? Бережно снята на реставрацию или давно сгнила? Не узнаю. Грусти по этому поводу нет - се ля ви. Но нужно постараться побольше увидеть и заснять из того, что ещё осталось.
Уезжала из Быковки с целым ворохом очень правильных чувств: восторг открытия нового места, недосказанность, предвкушение получения новой информации, до которой раньше не доходили руки - теперь-то она точно "ляжет", как надо.
Другие мои публикации про деревянное зодчество
Полезные ссылки по теме других авторов: