Найти в Дзене
BARCA blog

Погон, сцепка, навесные элементы — технические решения , часть 2. Реформа ВС России, шаг 15

Продолжаем наш технический цикл Мы уже обсудили все варианты применения длинных и габаритных предметов, разобрав их по контейнерам и ПУ. Как вы уже поняли, я жестко привержен использованию интерфейсов (междумордий) в проектировании, с ними вы все знакомы благодаря USB-разъему и мукам с флешками, втыкая в него. Но уже сколько лет он существует, заданные размеры сохраняются. Это позволяет нам, пользователям, менять только часть составляющих, а не постоянно флешку и компьютер. В предыдущей части мы обсудили технический момент по применению ПТУР и дронов, в этой статье рассмотрим три простые мелочи, которые позволят многое изменить. Сейчас мы поговорим о трех важных интерфейсах, которые надо ввести. Большинство техники в армии, от корабля до БМП, имеют башни с вооружением. Для соединения башни и корпуса нужно определенное отверстие. Диаметр этого отверстия сильно разнится и в большинстве уникальный для каждого семейства техники. Для того чтоб башня могла вращаться относительно корпуса, нуж
Оглавление

Продолжаем наш технический цикл

Унификация

Мы уже обсудили все варианты применения длинных и габаритных предметов, разобрав их по контейнерам и ПУ. Как вы уже поняли, я жестко привержен использованию интерфейсов (междумордий) в проектировании, с ними вы все знакомы благодаря USB-разъему и мукам с флешками, втыкая в него. Но уже сколько лет он существует, заданные размеры сохраняются. Это позволяет нам, пользователям, менять только часть составляющих, а не постоянно флешку и компьютер.

В предыдущей части мы обсудили технический момент по применению ПТУР и дронов, в этой статье рассмотрим три простые мелочи, которые позволят многое изменить. Сейчас мы поговорим о трех важных интерфейсах, которые надо ввести.

Погон

Большинство техники в армии, от корабля до БМП, имеют башни с вооружением. Для соединения башни и корпуса нужно определенное отверстие. Диаметр этого отверстия сильно разнится и в большинстве уникальный для каждого семейства техники. Для того чтоб башня могла вращаться относительно корпуса, нужен подшипник, он в танкостроении называется погон.

В рамках стандартизации я предлагаю подобрать один погон под башни для бронетехники, так и большинства башен ВМФ. Понятно, что на корабле могут и большие монструозные башни, и в условно танковый погон они не влезут. Для флота и стационарных сооружений надо будет принять ещё несколько стандартов по диаметру, но принципа в ограничении возможных вариантов надо придерживаться.

Как итог, нам надо принять наиболее подходящий для бронетехники погон башен как стандарт и как временное решение для имеющихся башен с меньшим погоном использовать проставки. Для удобства назовем это «Погон №1 Танковый», это наш первый стандарт.

Погон коричневым у самоходной гаубицы PzH 2000. Источник: btvt.narod.ru.
Погон коричневым у самоходной гаубицы PzH 2000. Источник: btvt.narod.ru.

Второе, есть множества пулеметных, гранатометных модулей как дистанционных, так и под одного стрелка. Для стандартизации введем второй погон под модули, его можно назвать «Погон №2 Пулеметный».

Пример возможного размера под погон №2 LRE35292 Шестиугольная бронированная башня. Источник: arma-models.ru.
Пример возможного размера под погон №2 LRE35292 Шестиугольная бронированная башня. Источник: arma-models.ru.

Третий элемент — это все возможные датчики, от оптических средств до малых РЛС. Тут мы тоже можем стандартизировать размер выреза и сделать от танка до корабля единый стандарт. Стандарт № 3 — датчики. Эти же размеры могут быть базой для систем активной защиты и технических средств задымления.

Танковый прицельный комплекс, подобное оборудование от вертолетов до кораблей используется, главное — единый диаметр. Источник: overclockers.ru.
Танковый прицельный комплекс, подобное оборудование от вертолетов до кораблей используется, главное — единый диаметр. Источник: overclockers.ru.

Возможно, нужно сделать ещё более мелкий стандарт под выводы антенн, датчиков и проводов из корпуса. Это будет 4-й стандарт.

Как итог, у нас всё оборудование будет проектироваться под 4 основных размера вырезов. Наш танк будущего будет иметь стандартный погон под танковую башню, в который можно будет воткнуть зенитную, используя танковый погон №1.

Хороший пример унификации по шасси ЗСУ-57-2 и Т-54. Источник: ruzovikpress.ru.
Хороший пример унификации по шасси ЗСУ-57-2 и Т-54. Источник: ruzovikpress.ru.

На башне будет один-два боевых модуля с пулеметом и малокалиберной автоматической пушкой. Для их установки мы воспользуемся стандартом №2.

Кроме этого, будут средства обнаружения, возможно, выдвижные из корпуса, которые мы сделаем в стандарте №3.

И для самых маленьких вещей, вплоть до телефонного провода, выходящего из танка, мы будем использовать стандарт №4.

Автосцепка

У нас есть проблема опасности работ по эвакуации техники и отсоединения прицепов, сейчас эти работы проводятся личным составом снаружи и требуют много времени. Для решения задачи тотальной совместимости всех прицепов, противоминных тралов, инженерного оборудования, возможности любой техники подтолкнуть и подтащить друг друга предлагаю создать систему сцепления, которая не требует выхода наружу и позволяет обеспечить автоматическое соединение воздушных, гидравлических, электрических и информационных магистралей. Такая система должна стать универсальной для всех типов техники, от гусеничной до колесной, и быть применимой для речных катеров.

Близкий аналог

Используя вагоны метро, многие любопытные мальчишки замечали интересное сцепное устройство, которое отличается от привычного на железной дороге, причем в метро Москвы или Милана оно идентично. Это автоматическая сцепка, которая, кроме физического соединения вагонов, обеспечивает объединение тормозных магистралей и различных систем управления. В ЕС сейчас начали использовать автоматические сцепки DAC на железной дороге, хотя у нас пока царствует полуавтоматическая СА-3 (требуется вручную соединять тормозные рукава).

Две сцепки СА-3 слева, переходник и автосцепка Шарфенберга в одном кадре. Автосцепка электропоезда ЭШ2-001 «Stadler» с тепловозом ЧМЭ3-6037. ЭК ВНИИЖТ, Щербинка. Москва, 04.12.2014. Автор фотоизображения: Юрий Юрьевич.
Две сцепки СА-3 слева, переходник и автосцепка Шарфенберга в одном кадре. Автосцепка электропоезда ЭШ2-001 «Stadler» с тепловозом ЧМЭ3-6037. ЭК ВНИИЖТ, Щербинка. Москва, 04.12.2014. Автор фотоизображения: Юрий Юрьевич.
Цифровая автосцепка DAC. Автоматическое подключение воздушных и управляющих магистралей. Источник: techzd.ru.
Цифровая автосцепка DAC. Автоматическое подключение воздушных и управляющих магистралей. Источник: techzd.ru.

Нас же в этом железнодорожном царстве интересует идея автосцепки. Сейчас в нашей армии есть основная система для прицепов — классическое тягово-сцепное устройство типа крюк, которое давно устарело и требует много ручных операций при сцепке, не дает возможности безопасному зацепу, вносит колебания в саму сцепку.

Зазорное тягово-сцепное устройство КамАЗ 5320. Источник kuhmistrtlt.ru.
Зазорное тягово-сцепное устройство КамАЗ 5320. Источник kuhmistrtlt.ru.
Беззазорное сцепное устройство или евросцепка. Источник: yarkoeplamya.ru.
Беззазорное сцепное устройство или евросцепка. Источник: yarkoeplamya.ru.

Второй момент: сейчас начали активно учитывать необходимость буксировки техники, и пошли штатно бамперы с буксировочными проушинами.

Фото с парада, хорошо видно буксировочные проушины. Источник: екатеринбург.рф.
Фото с парада, хорошо видно буксировочные проушины. Источник: екатеринбург.рф.

Решение

Для реализации идеи доработаем евросцепку установкой сверху по типу ЖД автосцепки блока с зубом. Над этим сделаем блок с воздушной, гидравлической, электрической и управляющей розетками. Добавим привод для возможности дистанционно отсоединяться. Такая сцепка будет прекрасным аналогом ЖД систем. Она сможет использовать классическую петлю от прицепов и за счет зуба иметь полноценный интерфейс для соединения техники друг с другом.

Сцепка СА-3, похожее должно быть в автосцепке. Источник: ru.wikipedia.org.
Сцепка СА-3, похожее должно быть в автосцепке. Источник: ru.wikipedia.org.

Для осуществления возможности буксировать технику и использовать навесное оборудование от отвала до противоминного трала нам мало одной точки крепления, у нас нет рельсов, и впереди идущий трал загнется и застопорится. Если взглянуть на тракторы с быстросменным оборудованием, там идет использование трех точек крепления. По этой причине нам надо разнести немного по высоте и также доработать подход к буксировочным проушинам, добавив возможности беззазорного сцепного устройства. В итоге у нас спереди и сзади на всей технике будет 3 точки крепления абсолютно идентичных из по центру доработанной евросцепки с зубом и по сторонам доработанные проушины буксировочные. Что в итоге даст нам три точки крепления.

Применив такой подход, у нас будут возможности:

  • С развитием беспилотных систем мы сможем формировать автопоезда
  • Возможности применения прицепов с контейнерами с оружием
  • Облегчим эвакуацию любой техники
  • Наведем порядок с противоминными тралами и сделаем возможным их быструю замену в поле
  • За счет трех точек опоры и возможности управления сможем поднять скорость траления
  • Используя сцепку, мы можем буксировать колесных роботов. Например, сделать простые роботы-противоминные тралы, которые пару штук сзади техники буксировать. В зоне минной опасности они могут отсоединяться, обгонять технику и проезжать первыми маршрут. Такие простые тралы можно делать управляемыми по проводам и ставить простые камеры, обеспечив тем самым сохранение бронетехники с людьми.
  • Сможем оснащать инженерным и саперным оборудованием всю технику.

Можно ещё набросать пунктов в список. Надеюсь, всем понятно, что условный грузовик танк не вытянет, и физику не обманешь. Сама унификация крепления дает возможности резко нарастить оснащенность техники дополнительным оборудованием и снизить потери, это для нас главное.

Танковое Пикатинни. Крепление навесной брони и наслоение.

Как многие заметили, наши танки до СВО были облеплены блоками динамической защиты, затем в ход пошли мангалы и много разного. На технику стараются крепить разнообразные решетки и так далее. На мой взгляд, нам надо взглянуть на опыт стрелкового оружия и присмотреться к планкам Пикатинни. Это универсальный интерфейс, который позволяет крепить большинство прицелов, лазерных блоков, фонарей, рукояти и много другое к оружию.

Планка Пикатинни позволяет добавить все. Мем источник https://www.northwestfirearms.com/.
Планка Пикатинни позволяет добавить все. Мем источник https://www.northwestfirearms.com/.

Задача унификации требует разработать некое крепление, которое позволит наращивать слои брони и крепить разнообразные навесные элементы: от блоков ДЗ и решеток до систем РЭБ. Я пока не придумал идеального варианта и надеюсь на вашу поддержку. Более-менее подходящий вариант пока, как мне видится, это создать набор профилей с разными отверстиями, в которые смогут вщелкиваться элементы или прикручиваться. Можно взглянуть на систему креплений по типу KRONE для фур, которая удобна в креплении грузов.

Система крепления грузов для полуприцепов KRONE, сочетание перегородки и удобного крепления ремней.
Система крепления грузов для полуприцепов KRONE, сочетание перегородки и удобного крепления ремней.

Пока у меня ответа нет, но задам главную идею: нам надо придумать систему, позволяющую, как детали «Лего», легко крепиться друг к другу элементам, наращивая броню, повышать защиту и облегчать установку навесного оборудования.

Лего. Источник: kasheloff.ru.
Лего. Источник: kasheloff.ru.

Итог

Это краткая техническая статья, посвященная трем элементам унификации: погона башен, системы сцепления техники и подходу к навесным элементам. Такая унификация наряду с контейнеризации упростит обслуживание армейского организма и заложит свободу для модернизации техники.

Буду рад услышать ваши предложения по созданию интерфейса танкового Пикатинни.