Осенью 1987 года в командование Ракетных войск и артиллерии Сухопутных сил Советского Союза пришел приказ, предписывавший начать подготовку к утилизации ракетного комплекса ОТР-23 "Ока", он же SS-23 по натовской классификации. Это решение было принято после долгих переговоров в Женеве, в ходе которых родился фундаментальный договор об уничтожении ракет средней и малой дальности (ДРСМД). На тот момент оно ещё не было окончательным, но "прогрев" мнения военных уже начался. Дело в том, что ни в Генштабе, ни в ракетном командовании никто вообще не понял, с какой целью партийные функционеры того времени замахнулись на "Оку", чья дальность с точки зрения пунктов договора, была вполне легитимной.
Да, благодаря конструктивному резерву ОТР-23 мог быстро менять свои ударные возможности и по сути был одним из первых представителей модной ныне "модульной" схемы. Если верить знатокам ракетной тематики, то переделать "Оку" из ракеты со специальной боевой частью в обычную оперативно-тактическую, с фугасной или кассетной БЧ, занимало не более пятнадцати минут. Но даже это было не главное. К 1987 году, когда "Оку" сделали без вины виноватой и приговорили к утилизации, уже прошли испытания ОТРК "Ока-У". Это было абсолютно уникальное по своим возможностям ударное средство для того времени. Показатель КВО, за счет головки самонаведения и управляемой боевой части, улучшился по сравнению с первоначальной "Окой" в десять раз и составлял тридцать метров, что и по нынешним временам далеко не худший результат.
Комплекс впервые в истории был связан системой боевого управления с самолётами ДРЛО А-50 и в перспективе, со спутниковой группировкой. Его ракета на терминальном участке летела со скоростью без малого 5 Мах, вплотную приблизившись к показателям гиперзвуковых аппаратов. Совместно с РСД-10 "Пионер-4", они должны были составить такой боевой тандем, что у натовских генералов от подобных перспектив появлялись ранние седины. И вот этот высокоточный уникальный комплекс, не попадавший ни под какие параметры ДРСМД (максимальная зафиксированная дальность до 407 км), кроме навязанных американцами "потенциальных возможностей", внезапно было приказано уничтожить. Не просто выкинуть в трубу не только 4 миллиарда народных рублей, затраченных на программу, но и лишить армию (заметим 80-х годов прошлого века) такого мощного военного инструмента, каким сегодня является "Искандер-М".
Военное руководство страны и конструкторская группа руководителя проекта и великого нашего ракетостроителя Сергея Павловича Непобедимого, тогда пытались повлиять на политическое руководство Союза, устраивали демарши, производили многочисленные сравнительные тесты и пообещали наглядно доказать американцам, что их комплекс никоим образом Договор не нарушает. Но горбачёвский ЦК с непонятным упорством настаивал на этом "жесте доброй воли", который, как уже известно, никто и никогда не оценил. В начале августа 1988 года на полигоне Сарыозек 68-й ракетной бригады РВСН были взорваны первые четыре ракеты комплекса, а за ним последовали и оставшиеся 239 боевых и 109 учебных единиц. Так закончилась история одного из самых перспективных отечественных ОТРК советской поры. Инициаторами его уничтожения, без консультаций с военными, стали Михаил Горбачёв и Эдуард Шеварднадзе. Тогда Горбачев заявил, цитата: "Что ради мира мы пошли на компромиссы, без которых дипломатия невозможна". Этот компромисс стоил стране огромных издержек, и сэкономил НАТО 100 млрд долларов на строительстве абсолютно бесполезной против "Пионера" и "Оки-У" европейской ПРО.
Уважаемые читатели "Зеленого края". Наш канал просит вас о посильной
помощи, в связи с фактическим отказом Дзена предоставлять нам показы. Мы
можем выжить только с вашей поддержкой. Помочь нам можно вот по этой прямой ссылке и номеру карты в комментариях. Приглашаем также на наш Телеграм-канал, с очень разнообразной и интересной лентой. Спасибо, что не оставляете нас в трудное время.