Когда я в новогодние праздники в ТГ-канале проводила опросец про наиболее интересные тематики, то рассказы о скульпторах оказались в меньшинстве. Поэтому развивать направление активно не буду, но при случае что-то да всё равно расскажу. Вот как сегодня.
Иван Дмитриевич Шадр (1887-1941) — российский и советский скульптор, автор некоторых знаковых работ советского времени, лауреат Сталинской премии, ну и, конечно же, создатель некоторых интересных надгробий в числе прочего.
История становления таланта Ивана Дмитриевича похожа на приключенческий роман, и поэтому хочу её рассказать. Постараюсь покороче. Родился будущий скульптор в семье потомственного плотника, Дмитрия Евграфовича Иванова, в Такташинском селе Оренбургской губернии. Но родным городом был Шадринск: в соседнюю губернию просто уезжали в тот год из-за сезонных работ отца семейства.
И да, Иван Дмитриевич тоже носил фамилию Иванов. Псевдоним Шадр он взял много позже, в 1908 году: "Нас, Ивановых-то, слишком уж много. Надо же как-то отличить себя от других Ивановых, ну я и взял себе псевдоним "Шадр" — от названия родного города, чтобы прославить его".
Семья жила очень, очень бедно, в маленьком деревянном домике. Иван родился третьим из 12ти детей (но трое скончались в раннем возрасте). Отец пропадал на заработках, стараясь прокормить семью, брался за любую работу: от изготовления гробов до создания оконных рам. Был он и искусным резчиком по дереву, так что свои первые узоры Иван учился рисовать с отцом.
В то время было принято отдавать детей из бедных семей "в люди", за одежду и пропитание, чтобы немного снять с семейства финансовую нагрузку. Уже в 1898 году мальчика пристроили в Екатеринбург, к фабриканту Панфилову. Там пришлось заниматься всем, на что укажут хозяева: убираться, сторожить, грузить, носить... В этой беспросветной работе был один луч света: сын старого Панфилова, Александр Яковлевич. Он заметил таланты мальчика и уделял ему много времени, показывая репродукции великих картин, знакомя с музыкой и поэзией, уча владеть карандашом. По-видимому, Александр Яковлевич и отвёл мальчика в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу, куда Иван неожиданно сдал экзамен и поступил.
Начались годы учёбы. Которые могли бы закончиться раньше, чем следовало, ибо Иван никак не мог найти себе применение. Пробовал себя в разных направлениях, — всё не то. Его уже было хотели отчислить за неуспеваемость, но в 1903 году, по приглашению директора школы, Михаила Фёдоровича Каменского, в заведение приехал преподавать латвийский скульптор Теодор Эдуардович Залькалнс (Гринберг). Один из основоположников скульптурного стиля Латвии, талантливый педагог, Теодор Эдуардович руководствовался принципом "Лепить строже, проще, чище". Он разглядел талант в небольшой поделке Шадра (тогда ещё Иванова). И начал учить мальчика скульптуре.
В 1907 году Иван и его товарищ, ещё один выпускник школы, Пётр Дербышев, решили поступать в Императорскую Академию художеств. Они с момента поступления учились вместе. Причем Дербышев сразу выбрал направление: он был талантливым скульптором по камню. Пришёл в школу, имея опыт работы в изготовлении могильных плит.
Но так как до возможного поступления в Академию было ещё целое лето, выпускники решили пойти... пешком. Из Екатеринбурга. В Петербург. Подрабатывая кем придётся, истрепавшись, они прошли Поволжье, Кавказ, Украину. Потерялись в Киеве, в сутолоке вокзала. И нашлись неожиданно в Москве, в Третьяковской галерее. К этому времени Дербышев решил отказаться от идеи поступления, так что в Петербург Иван пошёл один.
Спустя несколько месяцев Пётр тоже дошёл до Петербурга, устроился к Фаберже, после стажировался в Париже, вернулся на родину...
И погиб в самом начале Первой Мировой войны, в 1914 году.
Но вернёмся к истории Шадра. В Академию он не прошёл из-за слабого рисунка. Бомжевал, ходил с шарманщикам по улицам и зарабатывал пением. Надо сказать, что пел он превосходно. И в какой-то момент повезло: его пение услышал М.Е. Дарский, режиссёр Александринского театра. Он восхитился, вытащил Шадра с улицы, отправил учиться на актёра и даже похлопотал о небольшой стипендии. Будущему скульптору вообще везло на знакомства с хорошими людьми. И вот преподаватель его в театральном училище, Владимир Николаевич Давыдов, увидел, что ученик-то не вылазит из художественных музеев. И начал знакомить его с художниками.
И эти усилия наконец увенчались успехом: Николай Константинович Рерих заинтересовался работами Шадра, что привело к зачислению в рериховскую Школу Общества поощрения художеств. Юноша бросил театр и окончательно определился с дальнейшей своей жизнью: он решил стать скульптором. Правда, пришлось год отслужить в армии. Но после, благодаря ходатайству и Дарского, и Давыдова, и Рериха, и даже Репин прислал рекомендательное письмо, — Шадринская городская дума выделила 500 рублей на поездку Ивана в Париж. Там он ходил по музеям, учился у того же Родена, а потом вернулся на родину, и опять просил денег. И вновь успех: ему выделяют средства на поездку в Италию. Там вновь много учебы, шлифования таланта.
В Италии, в 1911 году, Шадр задумал Памятник Мировому страданию. После, в 1916 году, представлял этот проект для размещения на Братском кладбище в Москве, но для реализации не хватило средств.
В 1912 году Иван Дмитриевич окончательно вернулся на родину, в 1915 году женился на Татьяне Владимировне Гурьевой (детей в семье не было) и работал, работал, работал. Время ученичества закончилось.
Не буду останавливаться на каждом из творений Шадра, только основные вехи (и мемориальная скульптура, конечно). В новое российское мироустройство Иван Дмитриевич шагнул уверенным шагом: сам из семьи труженика, он всегда особенно тяготел к изображению простых рабочих людей. И к монументализму. Советская власть дала ему возможности. Так что, не смотря на неустроенный быт, на маленькую бедную комнатушку, скульптор не унывал и продолжал творить.
В 1923-1925 гг. он стал автором так называемых "денежных мужиков" — Гознак выпускал купюры с его скульптурами "Сеятель", "Рабочий", "Красноармеец", "Крестьянин". Причём за крестьянской "натурой" скульптор ездил к себе на родину. Он вообще много мотался туда-сюда: работал то в Москве, то в Шадринске (отрабатывал вложенные в него средства), и так далее.
Вспомним ещё такие проекты:
— Среди революционно-романтических работ Шадра особенно привлекает внимание скульптура "Булыжник — оружие пролетариата", которая размещена в Москве неподалёку от метро Улица 1905 года.
— В том же 1927 году была создана самая большая из скульптур Ленина в исполнении скульптора — изваяние высотой в 11 метров для ЗАГЭС в Грузии (демонтирована в 1991 году).
— В 1930 году Иван Дмитриевич Шадр и Пётр Иванович Таёжный (кстати, тоже давнишний товарищ, выпускник екатеринбургской школы) разработали самый почётный орден СССР, — Орден Ленина.
— 1934 год подарил советской эпохе знаковую "Девушку с веслом". Изначально Шадр её создал для Парка им. Горького в Москве, но потом скульптуру переместили тоже в Парк им. Горького, но в Луганске. Была разрушена в 1941 году. Кстати, в 1936 году скульптор Р.Р. Иодко изваял свою "Девушку с веслом", немного другого типа (весло в другой руке, наличие купальника), и именно его статую уже тиражировали по паркам всей страны.
В 1924 году Шадр, в числе прочих скульпторов и художников, был удостоен чести создать посмертный портрет вождя. Как он потом писал, это был документ истории. А тогда, пока тело Ленина было выставлено для прощания, пока Щусев спешно создавал первый мавзолей, Иван Дмитриевич практически без перерыва работал 46 часов. Это не было посмертной маской (кстати, маску, созданную Меркуровым, Шадр критиковал за "механичность"). Спустя 8 лет скульптор повторил свою работу в мраморе.
В 1926 году скончался отец скульптора, Дмитрий Евграфович Иванов, что глубоко потрясло Шадра. Из всех детей он, пожалуй, всегда был наиболее близок с отцом, впитывая как губка его рассказы о природе, о красоте точных линий. Казалось бы, простой плотник, но Дмитрий Евграфович был талантлив и мудр какой-то глубинной мудростью работающего человека.
Из книги О. Вороновой о Шадре, из серии "Жизнь замечательных людей":
"После ужина отец ещё долго пилил, строгал: докрасна раскалив согнутую из кровельного железа, длинной коленчатой трубой перегородившую чуть ли не половину комнаты печку, делал рамы, гробы. Устав, ложился в свежевыструганный гроб на смолистые сосновые стружки, приговаривал: "Родился наг, нагим и умру. Только бы орду вырастить".
В память об отце Шадр создал скульптуру "Сезонник". Она размещена на Лермонтовской площади в Москве, около м. Красные ворота.
Следом была создана ещё одна памятная скульптура, "Труженик". Это уже классическое надгробие, причём эффигия, — тот тип мемориальной скульптуры, который у нас не прижился. Поначалу эта скульптура была размещена в Донском крематории, но где она сейчас... Может, в запасниках Третьяковки.
Тогда же Иван Дмитриевич изваял урну для праха юноши — Казимира, сына партийного деятеля И.С. Уншлихта. Молодой человек утонул в Москве-реке, и отец захотел для своего единственного сына нестандартный памятник. Копия этой урны и ныне находится в Донском крематории, в том же зале, что и скульптура Меркурова, но в том закутке было слишком темно, чтобы её нормально сфотографировать. Урна выполнена в виде куба, в котором проявляется лицо женщины, прикрывшей рукой рот.
В 1931 году Шадр создал надгробную плиту для Владимира Максимовича Фриче, литературоведа-марксиста и педагога, похороненного на Введенском.
Кстати, про Донской крематорий. Повёз Шадр туда своего "Труженика" и потом писал: "Директор крематория похвалялся, что за три года существования крематория сожгли 38 тысяч человек. Для него это не люди, а перевыполнение плана. В результате крематорий совершенно лишён души: урны, какие-то купленные в комиссионных магазинах вазочки, и всё это втиснуто в стены, как в аптечные шкафы. Теряется представление о человеке, опошляется память о нём. Конечно, в смысле гигиены крематорий лучше кладбища, но надо же уважать память людей!"
Он потом доказывал на собрании Общества русских скульпторов, что на Донском нужен мемориальный ансамбль, что кладбище должно быть не просто местом захоронения и забвения, а местом памяти.
Он вообще много мечтает, его идеи и проекты не могут быть реализованы в таких масштабах, и Шадр говорит, что пусть не он — так другие, после него, создадут всё, что придумано. Он мечтает о том, чтобы скульптуры вышли за рамки городских площадей и устанавливались на горных склонах, на высоких берегах рек. О том, чтобы города проектировались с единым скульптурным стилем. Он разрабатывает проект единого стиля для Московского метро, главной темой которого должны была стать гордость за человека и его волю. Он придумывает талантливые памятники Колумбу, Амундсену, Чкалову. В конце концов, его Горький, "Буревестник революции", которым Шадр так восхищался, — тоже памятник силе человеческого духа.
Этот памятник, размещенный у Белорусского вокзала, за который Иван Дмитриевич получил Сталинскую премию посмертно, заканчивала Мухина: Шадр не успел, он скончался в 1941 году от рака желудка.
Похоронили Шадра на Новодевичьем кладбище, неподалёку от его лучших мемориальных творений:
— В 1933 году было создано мраморное надгробие Надежды Сергеевны Аллилуевой, второй жены Сталина.
— В 1939 году — памятник на могиле Екатерины Николаевны Немирович-Данченко, супруги режиссёра Московского художественного театра.
— И, наконец, в 1940 году Шадр изваял надгробие Владимира Леонидовича Дурова, артиста цирка, дрессировщика. Это не скорбный памятник, а будто застывший в движении артист, который вот-вот движением своей воли смахнёт с себя опостылевшую каменную скорлупу и шагнёт поклониться перед аплодирующими зрителями...
Я буду заканчивать.
Перед смертью Иван Дмитриевич говорил жене: "Я не боюсь умирать. Я никому не сделал зла. Но как хочется создать ещё хоть одну настоящую, достойную времени вещь. Не оставляет чувство, что я ещё ничего не сделал".
Жена, Татьяна Владимировна, которая всю жизнь поддерживала своего супруга, надолго его пережила и ушла из жизни в 1974 году, и легла в землю рядом со своим талантливым и необыкновенным мужем.
Надгробие для Шадра создавали скульптор И.А. Рабинович (барельеф) и архитекторы Г.П. Гольц и А.А. Заварзин. Мне очень нравится эта работа. После всего прочтённого посмотрите внимательно. Правда, кажется, что Иван Дмитриевич Шадр здесь продолжает мечтать?..
Теперь всё.
Спасибо за внимание. И не забывайте заходить в ТГ-канал.