Найти в Дзене
АВТО ПОЧЕМУЧКА

Почему советский ЗИЛ не выжил в новой России, несмотря на мощную технику

Оглавление

Завод им. Лихачева, в период существования страны Советов, был гордостью советского автопрома и основным производителем техники, поступавшей в распоряжение Министерства обороны страны.

Тем не менее, этот гигант, сочетавший в себе целую систему автомобильной промышленности, не устоял в период распада СССР и практически на первых этапах развала Советского Союза на регионы прекратил выпуск надежной и нужной для развития экономики любого государства техники.

Как так получилось, что относительно малоприбыльные предприятия автомобильной индустрии смогли приспособиться к внезапным переменам, а столичный автозавод не смог сохранить сборку моделей автомобиля ЗиЛ и практически похоронил в прошлом один из самых распространенных грузовиков периода развитого социализма.

История развития заводских мощностей

Один из самых старых автозаводов СССР был запущен незадолго до появления страны Советов, в 1916 году.

-2

Основателем стало акционерное общество «Кузнецов, Рубяшинские и Ко», которое до этого создали группа предпринимателей организовавшие Торговый дом изначально не имевшее собственной линии и начало все с того, что занялось выполнением ремонтных работ.

Главным поставщиком для сборки и ремонта стала итальянская компания, которая и дала разрешение в виде лицензии на сборку FIAT 15 Ter выпуска 1915, модели, которая как раз стала завоевывать популярность в странах Европы.

Только после завершения гражданской войны, которая накрыла практически все регионы СССР, когда руководством предприятия было доверено И. Лихачеву, на заводе были проведено ряд мероприятий для массового изготовления машин грузового типа.

-3

После модернизации и реконструкции завод приобрел американский грузовик Autocar 5S, ставший прототипом советских моделей первых отечественных машин АМО-3, а чуть позже ЗИС-5.

Переименованное в завод им. Сталина, предприятие первым в стране построило цех с конвейером для сборки.

Эта особенность позволяла увеличить количество машин и освободить от ручной работы часть специалистов, что, в общем позволило и далее развивать производственные мощности предприятия.

До 1936 года завод выпускал не только грузовые автомобили, но и модели легковых машин, правда количество собранных экземпляров было небольшим и в большинстве своем эти лимузины предназначались для руководства страны для служебного пользования.

Сложности послевоенных лет

С окончанием войны с Германией большая часть предприятий, находившихся под оккупацией, пришлось не только восстанавливать, но и отстраивать.

Переправленный на время войны в Ульяновск заводские конструкторы успели разработать несколько успешных проектов новых моделей и наладить их выпуск. Это был период, когда была разработана модель грузовика ЗИС-150, ставшего позже основой для дальнейших проектирований.

-4

С 1958 года после проведенных испытаний завод начинает серийную сборку модели грузовиков ЗиЛ-157, удачной и очень перспективной модели с возможностью модернизации на дальнейшее.

Так появилась линейка грузовиков, которой суждено было, пройдя ряд модификаций за весь период существования страны, стать одной из популярнейшей не только в СССР, но и за рубежом.

Первые проблемы с выпуском грузовиков модели Зил и способы их решений

К началу 80-х годов на заводе начались проблемы с модернизацией модели успешного в прошлом проекте грузовика. КБ предприятия столкнулось с тем, что образно говоря, приводило любые попытки к модернизации в тупик.

Ни новые разработки и попытки их внедрения, ни модернизация старых не давало нужного результата: грузовик технически отставал от зарубежных аналогов, и требовались проекты моделей.

-5

Сложная политическая обстановка в стране, нарушение мировой стабильности только ускорили развития, распада СССР. Предприятия, в том числе и такие гиганты как завод им. Лихачева абсолютно не были подготовлены для конкуренции с зарубежными производителями.

Когда стало понятным, что страна распадается на регионы и положение только усугубляется, ряд поставщиков из других республик перестали пополнять заводы, расположенные в России необходимыми для сборки ресурсами.

Но все же, главной проблемой завода стал отказ военных ведомств от техники, которая выпускалась для Министерства обороны. Сотни тысяч машин переполняли заводской двор и сборочные цеха.

Дело дошло до того, что военные, вместо того, чтобы обновить автопарки частей начали за копейки продавать нормальную еще технику.

Проблемы появились и на самом заводе: людям нечем было платить зарплаты, пришлось останавливать и консервировать целые цеха.

-6

Дальше пошло еще хуже: работникам предложили уйти на неопределенные сроки в отпуска, что в целом привело к тому, что были утеряны самые ценные специалисты и инженеры.

Даже вялые попытки заводского управления найти партнеров для сбыта накопленной техники ни к чему положительному не привели: цеха простаивали месяцами, а сам завод через некоторое время обанкротился.

Так был разрушен один из самых богатых и перспективных заводов некогда сильной и могущественной страны.