Очередная заметка из цикла о генеалогической реконструкции села Елфимова Лукояновского уезда Нижегородской губернии. Предыдущие части здесь:
Сегодня расскажу, как случайная находка в архиве заставила меня расширить границы исследования — и почему это важно.
Первые зацепки
Любой, кто исследовал хотя бы одну крестьянскую семью, знает, что переводы и браки между соседними селениями – обычное дело.
Первым из «дополнительных» сел в моем исследовании появилась Красная Поляна. Она была основана как выселки Елфимова в 1838 году. Об этом я узнал совершенно случайно во время моей первой поездки в Арзамасский архив году эдак в 2018-м: тогда я ещё не разбирался в хитросплетениях двойных фамилий — и, не найдя Маркиных в Елфимове, принялся просматривать соседние села. Тем более, была зацепка: фамилия мелькнула в рекрутском списке 1842 года:
Тогда-то мне и попался «реестр крестьянам, переведенным из села Елфимова во вновь построенную деревню Красную Поляну»:
Маркиных своих я там, конечно, не нашел: они оставались в Елфимове под фамилией Железняковы и на Красную Поляну их не переводили. Михаил Захаров из рекрутского списка оказался в итоге ну очень дальним родственником. Тогда я об этом не знал, и на всякий случай скопировал реестр на флешку — тем более, что эта услуга тогда стоила в Арзамасе копейки, а заодно скопировал туда же и ревизскую сказку 1858 года по Красной Поляне. Позже я опубликовал их на ВГД, но потом долгое время эти сканы пылились в облаке без дела.
Нужны ли нам чужие села?
Да, прямых предков в Красной Поляне у меня нет. При реконструкции Елфимова я мог бы спокойно обойти это село стороной. Но не стал: проиндексировал, опубликовал, и взял в работу: теперь между VIII и IX ревизиями древо разделилось на две большие ветки: красно-полянскую и елфимовскую, поскольку, благодаря найденному реестру, связи между этими сёлами стали предельно понятны.
Работа шла своим чередом. Из метрик и ревизий стали проступать контуры родственных отношений между сёлами вотчины, в которую входило Елфимово. И я долго ждал, когда же в моем родословии появится новый населенный пункт, но до 6-го поколения таких связей не находил. Пока, наконец, не добавил в древо свою 7-пра: Прасковью Иванову из Василева Майдана. Поскольку почти каждая родовая ветка в Елфимове связана с соседними селами, понимание о неизбежной необходимости расширения проекта по индексации было у меня изначально. Не ясным было одно: насколько сильно придется его расширять?
Метрики XVIII века: скучные, но нужные
7 поколений — примерно 210-250 лет назад. Между 1756 и 1795 годами — сохранился всего десяток метрик. Но даже они дополняют картину миграции, которую мы черпаем по крупицам из ревизий.
Интересно: О ценности для родословной метрик второй половины XVIII века многие бы поспорили. На первый взгляд они не просто «скучные», а что ни на есть «скучнейшие». Посудите сами:
- девочек иногда в них вовсе не записывали,
- информации о восприемниках книги не содержат,
- возраст брачующихся не указан, поручители тоже не указаны, родители брачующихся — тем более.
Это для части Арзамасского уезда — той, что позднее при Екатерине станет Лукояновским. Если в вашем регионе иначе — по-доброму завидую! А у нас для полуторатысячного села все события за год умещаются на 1,5 разворота. В общем, для частного исследователя это не очень ценный документ, поэтому на листах выдачи сиротливо ютятся лишь несколько фамилий. Похоже, сведения из этих книг даже для галочки в родословные добавляют нечасто.
Но поскольку мы выполняем реконструкцию не ради «набивания карманов», а ради идеи, то для нас даже обрывочные сведения ценны, и упускать эти метрики из виду нельзя.
Стоит ли расширять границы поиска?
Как определить, будет ли мне полезной индексация ревизий по Василеву Майдану не только в контексте своего родословия, но и в контексте реконструкции Елфимова?
Для справки: кто-то скажет: индексируй сразу всю вотчину, раз ты такой принципиальный. Но в конце XVIII-начале XIX века в вотчине Разумовских относительно компактной группой располагалось десять селений — Большое Маресьево, Круглая Поляна, Чиреси, Елфимово, Кондрыкино, Михалково и другие с общей численностью населения порядка 10 тысяч душ.
Предполагаемый объем базы данных только по одной ревизии 1782 года сопоставим с базой по Елфимову, включающей всех его жителей за 300 лет. Очевидно, это неподъемный труд: потребуется минимум полгода кропотливой работы и ещё столько же понадобится на перекрестную проверку. Поэтому рассмотрим пока только Василев Майдан, но в контексте всей вотчины.
Диаграмма подскажет
Нам поможет простейший способ визуализации — радиальная диаграмма. От центральной точки строятся лучи, каждый из которых соотносится с определенным селением. На каждом луче отмечается количество событий (брак, перевод), связанных с этим селом или деревней. Чем событий больше, чем теснее между сёлами связи, тем луч длиннее. Такие диаграммы полезны для больших вотчин (больше 4-5 селений) и больших сел (тысячи жителей). Для мелких деревушек можно обойтись наброском на бумаге, а то и просто держать все в голове. Вот пример:
Из диаграмм сразу становится видно, что самые тесные связи у нас с именно с Василевым Майданом: почти 80 событий за 30 лет, притом что село относительно небольшое (975 жителей в 1782 году). Индексация целесообразна. К остальным сёлам пока только присматриваемся. Как знать, какие находки будут завтра?
Интересно: Факт такой тесной связи становится более любопытным, если учесть, что с точки зрения церковных приходов села связаны не были — у каждого был свой храм. В вотчине Василев Майдан располагался на отшибе, в 10 верстах от Елфимова на юг, да ещё и через лес. Но для Василева Майдана Елфимово было ближайшим: поэтому связи столь тесные.
Индексируем — с оглядкой на целое
Индексировать буду потихоньку, между делом. Пока что упор сделаю на 1782, как отправную точку. Основной вектор работы сохранится — это по прежнему будет Елфимово, но теперь в древе появятся «маяки» для потомков Василевских. Они будут ждать своих исследователей. А вновь набранные таблицы наверняка будут полезны новичкам: всякий раз, читая документы XVIII века, я вспоминаю себя десятилетней давности: тогда эти ровные строки и стандартные пометки вроде «старинная того села» казались мне нечитаемой тарабарщиной. Работу начал, набираю потихоньку между делом. Через пару месяцев, думаю, появятся первые результаты — после проверки опубликую в открытом доступе на Familio и на ВГД.
Для справки: Василев Майдан — ровесник Елфимова, у них общая история. Все эти селения встречаются ещё на карте Орликова 1730-х и упомянуты в переписной книге 1677-го как безымянные будные станы Якова Куденетовича Черкасского.
Поэтому я не «отвлекаюсь», а лишь дополняю свое исследование. Немаловажно, что его глубина здесь не уступит таковым по «елфимовским» линиям: если повезёт, зайдём в XVII век, и это здорово! Для любительской родословной это будет достойный результат.
P.S. на сайте Василева Майдана почему-то указано, что село основано в 1782-м. Откуда взяты эти сведения — неясно. Возможно, это связано с неустойчивостью названия: в ревизии крестьян 1782 года село упоминается как Василево, в ревизии по священнослужителям за тот же год — как Василев Майдан, а в ревизии по Елфимову при описании миграции встречаются аж три варианта: Василев Приселок, Василево и собственно Василев Майдан. Есть где запутаться.