Зачем мы это делаем?
Многие любители семейной истории, особенно те из них, кто занимается своей родословной всерьез, однажды приходят к мысли о необходимости «выйти за рамки» простого родословного древа. Логичным шагом для искушённого родоведа является построение глобальной родословной структуры, которая объединила бы все село целиком. Таких исследователей на самом деле немало. У некоторых уже сотни тысяч имён переплетены в единое кружево. Кто-то даже составляет древо целой волости!
Я тоже к этому пришел, но масштабы моей работы куда скромнее: я лишь приближаюсь к десяти тысячам имён. Сейчас я занимаюсь реконструкцией села Елфимова Лукояновского района Нижегородской области. На сайте Familio мое древо можно найти здесь. Обновляется оно практически ежедневно.
Это не просто имена и не просто цифры. За каждым именем — чья-то судьба. Сёла исчезают, и если не записать их историю, то через два-три поколения восстановить что-то будет гораздо сложнее. Мой проект — попытка сохранить память. Не музейную, официозную, а живую. Осталось разобраться, как лучше действовать, если решил выступить в роли летописца своей малой родины?
Переходим к главному:
Предупреждаю сразу, готового рецепта нет. Генеалогия во многом — творческая дисциплина, и то, что сработало для моего Елфимова, может не подойти вашему селу. Но есть общие принципы (шаблоны / паттерны), которые относительно универсальны.
Всю работу можно разбить на три ключевых этапа:
- Выбор источников.
- Индексация.
- Построение взаимосвязей.
За каждым из них кроется большой труд. Чуть ниже рассмотрим каждый подробнее, но для начала — обратимся к алгоритму работы. Без него ни один из этапов плодов не принесет.
Алгоритм
- Работу мы начинаем, имея основу, «каркас» — нашу родовую ветвь, протянутую вглубь, к генеалогическому горизонту, т.е. к пращуру, упомянутому в самом раннем документе. Для каждого села этот документ разный. В моем случае это перепись 1677 года (у вас может быть и глубже: моё село образовалось в 1660-х). От пращура спускаемся ниже — к современности, присоединяя к дереву всех кровных родственников. Древо при этом активно растет «вширь».
- По мере приближения к современности, в нашем распоряжении оказывается все больше источников. Работая с метриками (вторая часть, о бракосочетавшихся) фиксируем новые фамилии. Отмечаем девичьи фамилии жен: позже от них мы также потянем ветви вглубь, к горизонту. Если село было большим, часто браки заключались внутри села, и тогда девичью фамилию можно узнать, заглянув в предыдущую перепись (получается не всегда, но Синклитикию Ионову найти гораздо проще, чем Анну Васильеву).
- Насколько возможно, спускаемся вниз по боковым ветвям исследуемой фамилии — получаем древо кровных родственников. Удивляемся тому, сколько наш пращур оставил потомков.
- От каждой девичьей фамилии вновь тянем ветви вверх, находим новых пращуров;
- Повторяем п.2-4 заново, пока не пройдем все село.
Выбор источников и деление работы на подэтапы
На руку мне играет хорошая сохранность документов, среди которых можно выделить три массива:
- Документы второй половины XVII — второй половины XIX века: переписные книги, ревизские сказки и исповедные росписи с 1677 по 1861 г.г.;
- Метрические книги (первая половина XIX века — до 1917 года);
- Книги ЗАГС (1918-1924 г.г.).
Всю работу можно разделить на два периода по 100-150 лет. В моем случае это 1677-1825 годы (период с посредственной сохранностью метрик) и 1825-1924 годы (период с отличной сохранностью метрик и книг ЗАГС).
В первом приближении будем работать с документами 1677-1825 годов. На этом временном отрезке нам нужны документы с шагом минимум 10 лет. Это все переписи из РГАДА; все ревизии, а также некоторые промежуточные к ним исповедные росписи из региональных архивов. Объясню такой выбор: при среднем «возрасте» одного поколения 30 лет, каждую персону желательно «подсветить» при составлении древа не менее трёх раз, чтобы исключить возможные ошибки: искажения имён, неточности в указании возраста, отчеств и так далее.
Fun Fact 🙂: иногда даже трех документов не хватает для полной ясности. Например крестьянина Протасова Федота Егорова в 1816-1844 годах записали под тремя разными именами: Федот, Феодосий, Феофилакт. Так что шаг в 10 лет это «джентльменский минимум», в некоторых случаях придется снизить его до 5 лет, а в исключительных - просматривать документы за соседние года.
Заключение
Составление общего древа села отличается от создания такового для отдельного семейства. В обычной практике мы движемся от современности к прошлому, начиная с более поздних документов и переходя к более ранним. Однако при генеалогической реконструкции такой подход не всегда удобен. Здесь эффективнее двигаться от прошлого к современности: так мы снижаем вероятность что-то упустить, а значит, нам гораздо проще связать все семьи в единое целое. Поэтому важно провести индексацию (перевод в машинописный текст) как можно большее количество доступных источников: без этого решить задачу невозможно.
Об этом поговорим в следующем посте.