В продолжении темы из предыдущего поста. Как и прежде, это только мнение.
Тонкости
Во-первых, для китайцев также существует жестокость, но как немотивированное причинение вреда другому. Близко к тому, что у нас называют садизм. Оправданная жестокость типа стукнуть бойцовскую собаку без намордника палкой, не дожидаясь, пока она укусит, за что у нас захейтят все собачники, в Китае будет считаться здравым смыслом или справедливостью.
Во-вторых, размышления не относят к сравнению прошлых деяний. Это именно современное отражение в дорамах. Не замалчивается и не приукрашивается.
Христианство
Если почитать конфуцианство (в собирательном смысле, позднее, когда оно вобрало в себя другие учения), то там человеческая максима звучит как «становиться лучше» (см. Рыбаков «Танская бюрократия») через обучение и почитание традиций.
А вот в христианстве максима — спасение души. Причем для любого и каждого, включая грешников и преступников. Особенно грешников и преступников. Не убить, не наказать, не вырезать до седьмого колена за преступление, а «спасти душу».
Слишком радикально для понимания. Так что долгое время было то, что можно назвать «политическим христианством» — желание доминирование за счет веры. Со всеми причитающимися атрибутами — аутодафе, казнями язычников, рабством и налогом с бедных крестьян в пользу богатых священников. В общем, идея всем понравилась, реализация почти нулевая.
Гуманизм
Только то, что касается нашего вопроса. Идея гуманизма исходит из следующей логики: «жестокость порождает жестокость». Следовательно, общество должно перестроиться так, чтобы избегать любой жестокости и придумать законы для преступников, направленные на их перевоспитание с подтекстом перевоспитания в доброго христианина. Худо-бедно, западная культура продвигала идеи гуманизации «уголовного кодекса».
Так что люди, читавшие Достоевского и Толстого, так или иначе (можно сказать, подсознательно) всегда оценивают жестокость под углом «а ее можно было избежать?». Даже для самых отпетых злыдней европейский гуманизм подразумевает «прощение» (от жертв) и «раскаяние» (для преступника). С нашей нынешней колокольни мы частенько оцениваем жестокие события прошлого и причастных к ним, особенно правителей, с точки зрения «а почему он не старался избежать жестокости?». В китайских дорамах даже намека на такое не замечал.
Выживание
Речь выше шла именно о максимах, но обычные люди — живые существа, и спектр их отношений к этому вопросу очень широкий: от «всегда наказывать и пожестче» до «всегда всё всем прощать». На самом деле основным критерием в этом вопросе остается «принцип выживания (социума)». Если общество живет как семья с пониманием, когда нужно «понять и простить», оно лучше выживает, исповедующих «закон джунглей». Но жить «как семья» очень сложно, гуманизм это постоянная работа и внимание на все социальные вопросы: равные права для всех, равные возможности для каждого (социальный лифт), помощь нуждающимся и самоотдача от правителей.
Кстати, Китай большее внимание уделяет тому, чтобы люди правильно понимали, что такое «китайское представление об обществе». Этот момент как раз сильно ретушируется и в костюмах, и в дорамах на современные темы. В китайском понимании выживание общества важнее «спасения души». Азия и Европа — два полюса понимания гуманизма. А Россия где-то между ними.
А на сегодня все...