Посмотрел очень эпическую дораму «Круговорот светил (Герои)» (2024), где столько всего сплетено, что пока даже не знаю, как подступиться к ее обзору, чтобы соответствовал многослойности дорамы. Размышляю. А пока небольшое размышление о том, какой ответ подсказала мне дорама о китайском менталитете, характерном для всех китайских дорам.
Справедливость против гуманизма
Долго не мог сформулировать, «Круговорот светил» помог подобрать слова, и даже сейчас не знаю, можно ли это отнести к китайскому менталитету, но раз пришло в голову, следует отдать бумаге. В первой серии дорамы «Запертой любви» в сцене с повешением наложниц меня удивило, насколько «обыденной» получилась сцена жертвоприношения для всех ее участников, включая самих наложниц. Скорее, попытка избежать такой судьбы выглядела аморальной, плевком в тысячелетнюю историю китайской цивилизации.
Поразмышляв, понял, что почти во всех дорамах чаще всего именно так и преподносят пытки, казни и смерть — традиция. Не поднимается вопрос «плохо или хорошо», а только «справедливо или нет?». Еще немного подумав, понял, что совсем не видел в костюмчиках темы гуманизма, как он понимается в Европе, показывающей те времена. Никто не размышляет «жестокость порождает жестокость», «понять и простить», «покаяться». Даже когда показывают, что кто-то готов умереть ради семьи, то и это не гуманизм, а «культ предков». Сохранить потомков, чтобы они могли почитать тебя как предка и дали шанс на успешное перерождение.
Менталитет
Могу ошибаться, но и в показе современного Китая темы гуманизма особо не видно. Но даже если это характерно только для «исторических костюмов», сама по себе натуралистичность показа жестокости показывает, что китайское общество готово к такому, принимает такое и не видит причин оспаривать. Это и называется менталитет.
Только не надо это понимать как склонность китайцев к жестокости. Это то самое конфуцианское общество, где жестокость — необходимый элемент его устойчивости. Жестокость как фактор справедливости, возведенный в традицию.
Революция
Дорама «Круговорот светил» рассказывает о том, как пала династия Цин и почему революция 1911 года была неизбежной.
Необычный взгляд на революцию с множеством самых разных персонажей и романтических линий, обильно политый китайской мудростью о неизбежности (включая жестокость) смены династий и эпох. Для меня это было как предложение рассмотреть Октябрьскую революцию через линзу китайского микроскопа. Оставлю мысли о нашей революции на обзор дорамы, скажу лишь, что китайский подход считает, что акцент на жертвах не позволяет увидеть картину в целом.
Перерождение
Еще одна странность, что хотя идея реинкарнации долгое время и была в идейном пространстве китайской мысли, в нынешней культуре практически отсутствует, по крайне мере на официальном уровне. Так, что даже в костюмах, перерождение подается как надежда, а не повод умереть. Насколько современные китайцы в это верят или не верят для меня тайна.
ВСЁ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ — ПОВОД ПОРАЗМЫШЛЯТЬ, А НЕ ДОГМА. ПИШИТЕ НЕСОГЛАСИЕ В КОММЕНТАРИЯХ — ОТВЕЧУ.
А на сегодня все...