А теперь самый главный поворот в истории семьи Абрикосовых. Удалось всё-таки Степану передать и талант свой, и любовь к делу. Сегодня мои фантазии о том, как развивалась история семьи, когда внук Степана Алексей вырос.
Внук выходца из Пензенской губернии, крепостного крестьянина и талантливого варщика сладостей Степана Николаевича, перебравшегося в Москву в возрасте 64 лет, Алексей Иванович Абрикосов стал основателем знаменитой династии московских кондитеров. Получив базовое образование в Практической академии коммерческих наук, которое, впрочем, не окончил, он всю жизнь оставался благодарным учеником, поддерживая академию пожертвованиями. Пройдя путь от наёмного работника до самостоятельного предпринимателя, он открыл собственное дело в 1847 году, а спустя два года женился на Агриппине Александровне Мусатовой, дочери известного фабриканта. Но о том ка Алексей познакомился, сватался и какую жизнь прожил с Агриппиной Мусатовой в следующей статье.
Сегодня в статье про то, как Алексей пришёл к идее предпринимательства.
Обучение в Академии
Москва, 1840-е. Зал Практической академии коммерческих наук. Пахнет пылью, сургучом и свежей бумагой. Алексей, в поношенном сюртуке, сидит за партой, внимательно слушает лекцию о банковских векселях.
— Господа, капитал — это не только деньги, но и доверие, — говорит профессор с пышными усами. — У кого нет ни того, ни другого — тому не место в торговле.
Алексей записывает быстро, карандаш скрипит. Но в тетради нет формул — только слова, которые потом станут его основой, тем, на чём он построил своё дело: «доверие», «репутация», «вкус».
Через полгода — тишина в директорском кабинете. За окном — снег и звон колокольчиков. Алексей стоит у двери, держа фуражку в руках.
Директор, сухощавый, с сединой в волосах и строгими глазами, поднимает взгляд.
— Уходите, Абрикосов?
— Да, господин директор. Обстоятельства… Семья. Нужно работать.
Тот молчит несколько секунд, затем медленно складывает руки:
— Жаль. Вы не просто способный. У вас талант, а это редкость.
Алексей кивает, но не оправдывается.
— Я благодарен за всё. То, чему меня научили в Академии останется со мной на всю жизнь. И однажды, если получится… я вернусь.
Он больше никогда не переступит порог Академии как ученик. Но всю жизнь будет присылать туда пожертвования. Без подписи. Только с аккуратной припиской:
«От благодарного ученика».
После того, как Алексей ушёл из Академии он был вынужден работать, нанимался к лавочникам, к купцам, не чурался самой тяжёлой работы, чтобы заработать начальный капитал, ведь отец и дядька оставили семью разорённой, без средств.
Начало. Работа по найму.
Москва, 1840-е.
Первая работа — лавка мелочей купца Бурова на Садовой.
— Так, паря, — почёсывая объёмный живот, обтянутый шёлковой рубахой, спросил купец, — ты кто будешь?
— Алексей Абрикосов, — ответил Алексей, два курса Академии это уже что-то, поэтому купец Буров и взял Алексея, за такие копейки, что он ему платил, он получил грамотного работника, способного не только продать, но и посчитать. А то, что парень будет работать честно купец сразу понял, таких щепетильных до собственной репутации купец отличать за свою долгую карьеру научился.
— Значит, будешь стоять за прилавком и за тобой подсчёты
Алексей работы не боялся, у купца он научился многому, продавал, писал отчёты, изучал налоговое дело, учился понимать покупателя.
Слушал, как женщины спорят о цене сахара, и как купец выбирает поставщиков.
Так прошёл год.
Из лавки купца Бурова перешёл Алексей к более крупному торговцу, к купцу Рощину — тот поставил парня заведовать складом.
Купец Рощин был знатный негоциант, возил кораблями заморские фрукты и специи. Товар капризный и дорогой. Работа тяжёлая, следить за грузчиками, следить за весами, вести записи.
— Ты мальчишка, а умеешь считать чище, чем мои приказчики, — говорит Рощин. — Но запомни, главное в деле — не арифметика. Главное — интуиция, нюх, со скоропортом работаем, не учуешь вовремя, потерял.
Алексей учится, как слушать и слышать — людей, ситуации, моменты.
Он впервые видит, как происходит ценообразование, как заключаются большие контракты, как работает кредит. Наблюдает и учится.
А вот третье место работы Алексей уже выбирал по призванию. У кондитера Копылова, который перенёс тульские традиции в Москву и по старым рецептам делал пряники и коврижки.
Здесь при приёме на работу Алексею имя деда пригодилось, помнили Степана Абрикосова московские кондитеры.
Здесь Алексей начал учиться уже ремеслу: точной температуре выпечки и карамелизации, терпению, и секретам вкусного теста.
Именно Копылов сказал Алексею:
— Хватит тебе уже, Алёша, по чужим лавкам талант свой растрачивать. Ты можешь и сам.
И к двадцати трём годам Алексей уже поработал у трёх купцов, знал цены на сахар, знал вес яблок без весов, знал, как вести счет и как не терять лицо перед взыскательным покупателем.
Но главное — он понял, что хочет делать своё.
И с этого момента он больше не работал на других. Он начал строить своё дело.
Тем более, что в сердце Алексея запала одна девушка. Но чтобы пойти к её отцу надо было кем-то стать.
И об этом в следующей статье.
Благодарю, что дочитали. Ваши лайки помогают развитию канала и радуют автора!