Найти в Дзене
Герман Геншин

Почему настоящее игровое демо должно вернуться прямо сейчас

Оглавление

Кратко

Новые игры выходят постоянно, и как бы я ни старался, невозможно изучить или купить их все — ни по времени, ни по деньгам. Выбрать действительно стоящие проекты сложно, но бесплатные демо и пробные версии немного облегчают задачу. Правда, не каждое такое превью оказывается по-настоящему полезным.

В чем разница между демо и пробными версиями?

Часто люди путают "демо" и "пробные версии", считая их синонимами, хотя на самом деле это не так. И демо, и пробники дают возможность познакомиться с игрой до покупки, но у каждого есть свои плюсы и минусы.

Демо — это сокращённая версия игры, которая показывает ключевые особенности: небольшой фрагмент одиночной кампании или ограниченный кусок мультиплеера. Что именно доступно в демо, зависит от того, что хотят показать разработчики. В линейных экшенах это обычно уровень с динамичными боями, в масштабных open-world проектах — небольшой участок карты для исследования. В файтингах и гонках часто дают попробовать лишь нескольких персонажей или автомобилей из полного списка.

Иногда в демо встречается контент, отсутствующий в финальной игре. Такое часто случается с проектами на стадии разработки: некоторые функции могут быть убраны или переработаны к релизу. Но иногда это делают, чтобы познакомить игроков с сюжетными играми без спойлеров.

Например, демо Danganronpa V3: Killing Harmony рассказывает о персонажах и вводит в детективную историю, не раскрывая главных поворотов сюжета. А демоверсия The Stanley Parable знакомит с фирменным юмором игры через экскурсию с рассказчиком, которая постепенно выходит из-под контроля.

-2

Форматы распространения демо тоже различаются: сейчас их чаще скачивают из цифровых магазинов, а раньше демоверсии часто клали на отдельные диски или в состав сборников. Но каким бы ни был формат, демо — удобный способ за короткое время оценить главные достоинства игры.

В отличие от демо, пробные версии — это исключительно цифровые версии с полным доступом к игре, но только на ограниченное время. В то время как в демо сокращают контент или ограничивают часть игры, пробники дают начать с самого начала и играть сколько получится за отведённый период.

Чаще всего пробные версии ограничены 1–3 часами, и после их окончания играть дальше уже нельзя. Однако сохранения из пробника можно перенести в полную версию и продолжить игру без потерь. К тому же пробники показывают игру в её актуальном состоянии — с обновлениями, патчами и дополнительным контентом, выпущенным после релиза.

С такими сервисами, как PlayStation Plus Premium, всё больше игр получают пробные версии, позволяя лучше понять игру до покупки полной копии.

Пробные версии подходят не всем играм

На первый взгляд, ограниченные по времени пробные версии кажутся отличным способом понять, стоит ли игра денег. Но часто первые часы в игре не отражают её качества, и чтобы прочувствовать проект, нужно гораздо больше времени.

Пробники особенно не работают с играми с медленным стартом — это типично для JRPG и прочих неспешных жанров. Например, в Persona 3: Reloaded и Like a Dragon: Infinite Wealth первые часы посвящены подробным инструктажам и вступлению, а полноценный игровой процесс появляется далеко не сразу. Даже в экшенах вроде Warhammer: Space Marine 2 и Stellar Blade настоящее удовольствие от боя приходит лишь спустя несколько часов.

-3

Можно попробовать пропустить сюжет и обучение, чтобы поиграть подольше, но тут возникает новый минус пробников. Когда идёт обратный отсчёт, играть в своём ритме уже не получается: если вам важна история — придётся спешить, чтобы успеть пройти сюжет, а если геймплей — придётся скипать катсцены. Совместить и то, и другое нормально получается редко.

Это не значит, что пробники всегда плохи. Иногда хватает всего пары минут, чтобы понять, в чём прелесть игры. Но слишком торопливое или срезанное превью легко может испортить впечатление и отбить желание играть, даже если сама игра отличная.

Демо выгодно подчёркивает сильные стороны игры

Главное преимущество демо в том, что оно концентрирует лучшие стороны игры в коротком и понятном формате. В шутерах и экшенах это напряжённые бои, в сюжетных играх — ключевые эмоциональные сцены и выборы с последствиями. Хорошее демо быстро объясняет, что из себя представляет игра и зачем она нужна.

К тому же в демо редко вводят ограничения по времени. Несмотря на сокращённый объём, большинство демо можно проходить сколько угодно раз, пересматривать понравившиеся эпизоды и осваивать моменты в своём ритме.

Яркий пример — демо Detroit: Become Human, где показана драматичная сцена с несколькими вариантами развития событий в заложнической ситуации. Серия Resident Evil славится своими демо с загадками и пасхалками: в демоверсии Resident Evil 7 были дополнительные цели и альтернативный «истинный» финал, а в Resident Evil 4 Chainsaw Demo — уникальное оружие и особый режим сложности, отсутствующие в полной игре.

-4

Некоторые демо успешно заменяют пробники, обходя их недостатки. Например, Final Fantasy XVI получила демо с прологом и возможностью переноса сохранений в полную игру. По завершении первой миссии открывается второе демо с более продвинутыми навыками героя.

Демо Unicorn Overlord тоже впечатляет — целых 5 часов на прохождение, причём таймер стартует только после обучения, позволяя спокойно вникнуть в механику и сюжет без спешки.

Качество демо и пробников сильно разнится

В идеале демо дают игрокам возможность насладиться игрой, а не гоняться за контентом по таймеру. Но не все демоверсии удачны: некоторые внезапно обрываются, не успев показать, почему стоит купить игру, а другие вводят временные или количественные ограничения — чтобы подтолкнуть к покупке полной версии.

Кроме того, демо порой искусственно приукрашивают игру, показывая только сильные стороны. Пример — демо ремейка Resident Evil 3, которое создало слишком высокие ожидания, а финальная игра оказалась куда более линейной и однообразной.

Иногда демо оставляет плохое впечатление о действительно отличной игре. Демоверсия The Wonderful 101 на Wii U была без обучающих материалов, из-за чего многие думали, что игра — просто хаотичное тыканье кнопок, хотя она скрывает глубокую и сложную механику. К счастью, ремастер получил качественное демо, которое полностью раскрыло её плюсы.

С другой стороны, некоторым жанрам пробники больше подходят, чем демо. Например, для файтингов DNF Duel и Mortal Kombat 1 пробные версии дают доступ к полному составу персонажей (кроме платных DLC) и одиночным, и мультиплеерным режимам. Для ритм-игр, гонок и спортивных симуляторов это отличная возможность почувствовать механику, а для игр со стремительным стартом пробники оказываются полезнее урезанных демо.

В любом случае и демо, и пробные версии показывают лишь небольшой кусочек игры и лишь примерно помогают решить, стоит ли она вашего времени. Чтобы точно понять это, лучше читать обзоры и отзывы или попробовать игру лично.

Многим студиям стоит помнить: первое впечатление важнее, чем кажется, а ограниченные пробники иногда приносят больше вреда репутации, чем пользы. Если разработчики действительно хотят покорить игроков с самого начала, лучшего способа нет, чем запоминающееся и качественное демо.

Если вам понравилась эта статья, подпишитесь, чтобы не пропустить еще много полезных статей!

Вы также можете найти наши материалы в: