Найти в Дзене
НУАР-NOIR

🔪«Океан не услышит твой крик»: забытый шедевр с Николь Кидман, который вдохновил Голливуд

Многие современные зрители знают Николь Кидман как блистательную блондинку. Однако немногие помнят её ранние работы, где она представала перед публикой с пышной копной рыжих кудряшек. Этот образ, который сегодня кажется многим легкомысленным, даже несколько старомодным, на самом деле, был её естественным цветом волос.

Интересно, что в мире шоу-бизнеса часто оказывается давление на актёров, чтобы они изменили свою внешность под требования роли или просто соответствовали текущим стандартам красоты. Так, многих телеведущих с кудрявыми волосами просят их выпрямить. Не исключено, что и Николь Кидман столкнулась с подобным давлением, хотя точные причины её перехода к блондинистому образу остаются неизвестны — было ли это её личное решение или же настойчивая рекомендация продюсеров.

В любом случае, фильм «Билли Батгейт» (1991) стал, пожалуй, поворотным моментом в её карьере. В нём она уже предстала блондинкой, именно в том образе, который закрепился за ней на долгие годы. Поэтому последним фильмом, где мы можем увидеть Николь Кидман с её естественным, рыжим цветом волос, является морской триллер «Мёртвый штиль» (1988). Именно он сегодня и привлек наш интерес, но не только из-за прически актрисы.

Кадр из фильма «Мертвый штиль» (1988)
Кадр из фильма «Мертвый штиль» (1988)

Сюжет «Мертвого штиля» куда интереснее и заслуживает подробного рассмотрения. Проект, в сущности, можно рассматривать как морской аналог классических роуд-муви, триллеров о путешествиях. Если вспомнить слоганы известных фильмов, то для «Мёртвого штиля» подошли бы фразы вроде: «Океан не услышит твой крик» или «В океане попутчик всегда впереди тебя».

Кадр из фильма «Мертвый штиль» (1988)
Кадр из фильма «Мертвый штиль» (1988)

Неслучайно мы вспоминаем культовый триллер «Попутчик» (1986). «Мёртвый штиль» в какой-то степени был вдохновлен его успехом, хотя вместо пустынного шоссе используется бескрайний океан, а вместо случайного попутчика — люди, терпящие бедствие.

Кадр из фильма «Мертвый штиль» (1988)
Кадр из фильма «Мертвый штиль» (1988)
Кадр из фильма «Мертвый штиль» (1988)
Кадр из фильма «Мертвый штиль» (1988)

Однако, помимо «Попутчика», «Мёртвый штиль» обнаруживает поразительное сходство с более ранним фильмом Романа Полански — «Нож в воде» (1962). Конечно, нет никаких доказательств, что Чарльз Уильямс, автор романа, послужившего основой для фильма, видел польскую ленту Полански.

Кадр из фильма «Мертвый штиль» (1988)
Кадр из фильма «Мертвый штиль» (1988)

Но вот Орсон Уэллс, который был связан с проектом «Глубина» (оставшимся незавершенным), потенциально мог знать о «Ноже в воде». Дело в том, что замысел «Мёртвого штиля» возник в 1970-х годах именно в контексте сотрудничества Уэллса, который планировал снять «Глубину» – фильм, тематически близкий «Мёртвому штилю». Эта связь с незавершенной картиной Уэллса добавляет «Мёртвому штилю» дополнительную интригу и исторический контекст.

Кадр из фильма «Мертвый штиль» (1988)
Кадр из фильма «Мертвый штиль» (1988)

Важно отметить, что «Мёртвый штиль» не просто копирует «Нож в воде» или «Попутчика». Он создает уникальное напряжение, используя изоляцию открытого моря, что усиливает драматический эффект. Заключенная в ограниченном пространстве яхты, пара переживает нарастающий психологический ужас, что роднит ленту с камерными постановками, где ключевым фактором становится не масштаб действия, а напряженность отношений между персонажами.

Кадр из фильма «Мертвый штиль» (1988)
Кадр из фильма «Мертвый штиль» (1988)

Кроме того, картина мастерски использует атмосферу безысходности, подчеркивая бессилие человека перед лицом стихии. Морская стихия выступает здесь не просто фоном, а полноправным участником действия, усугубляющим и без того сложную ситуацию.

Кадр из фильма «Мертвый штиль» (1988)
Кадр из фильма «Мертвый штиль» (1988)

Таким образом, «Мёртвый штиль» – не просто триллер с Николь Кидман в роли с рыжими кудряшками. Это фильм с богатой историей создания, интересным сюжетным замыслом, связанный с влиятельными фигурами кинематографа, и обладающий уникальной атмосферой, делающей его одним из незаслуженно забытых шедевров жанра.

Кадр из фильма «Мертвый штиль» (1988)
Кадр из фильма «Мертвый штиль» (1988)

Он представляет собой занимательный пример того, как разные источники вдохновения могут влиять на фомрирование уникальной и запоминающейся кинокартины. А рыжие кудряшки Николь Кидман - лишь приятное дополнение к этому увлекательному кинематографическому путешествию.