Многие современные зрители знают Николь Кидман как блистательную блондинку. Однако немногие помнят её ранние работы, где она представала перед публикой с пышной копной рыжих кудряшек. Этот образ, который сегодня кажется многим легкомысленным, даже несколько старомодным, на самом деле, был её естественным цветом волос.
Интересно, что в мире шоу-бизнеса часто оказывается давление на актёров, чтобы они изменили свою внешность под требования роли или просто соответствовали текущим стандартам красоты. Так, многих телеведущих с кудрявыми волосами просят их выпрямить. Не исключено, что и Николь Кидман столкнулась с подобным давлением, хотя точные причины её перехода к блондинистому образу остаются неизвестны — было ли это её личное решение или же настойчивая рекомендация продюсеров.
В любом случае, фильм «Билли Батгейт» (1991) стал, пожалуй, поворотным моментом в её карьере. В нём она уже предстала блондинкой, именно в том образе, который закрепился за ней на долгие годы. Поэтому последним фильмом, где мы можем увидеть Николь Кидман с её естественным, рыжим цветом волос, является морской триллер «Мёртвый штиль» (1988). Именно он сегодня и привлек наш интерес, но не только из-за прически актрисы.
Сюжет «Мертвого штиля» куда интереснее и заслуживает подробного рассмотрения. Проект, в сущности, можно рассматривать как морской аналог классических роуд-муви, триллеров о путешествиях. Если вспомнить слоганы известных фильмов, то для «Мёртвого штиля» подошли бы фразы вроде: «Океан не услышит твой крик» или «В океане попутчик всегда впереди тебя».
Неслучайно мы вспоминаем культовый триллер «Попутчик» (1986). «Мёртвый штиль» в какой-то степени был вдохновлен его успехом, хотя вместо пустынного шоссе используется бескрайний океан, а вместо случайного попутчика — люди, терпящие бедствие.
Однако, помимо «Попутчика», «Мёртвый штиль» обнаруживает поразительное сходство с более ранним фильмом Романа Полански — «Нож в воде» (1962). Конечно, нет никаких доказательств, что Чарльз Уильямс, автор романа, послужившего основой для фильма, видел польскую ленту Полански.
Но вот Орсон Уэллс, который был связан с проектом «Глубина» (оставшимся незавершенным), потенциально мог знать о «Ноже в воде». Дело в том, что замысел «Мёртвого штиля» возник в 1970-х годах именно в контексте сотрудничества Уэллса, который планировал снять «Глубину» – фильм, тематически близкий «Мёртвому штилю». Эта связь с незавершенной картиной Уэллса добавляет «Мёртвому штилю» дополнительную интригу и исторический контекст.
Важно отметить, что «Мёртвый штиль» не просто копирует «Нож в воде» или «Попутчика». Он создает уникальное напряжение, используя изоляцию открытого моря, что усиливает драматический эффект. Заключенная в ограниченном пространстве яхты, пара переживает нарастающий психологический ужас, что роднит ленту с камерными постановками, где ключевым фактором становится не масштаб действия, а напряженность отношений между персонажами.
Кроме того, картина мастерски использует атмосферу безысходности, подчеркивая бессилие человека перед лицом стихии. Морская стихия выступает здесь не просто фоном, а полноправным участником действия, усугубляющим и без того сложную ситуацию.
Таким образом, «Мёртвый штиль» – не просто триллер с Николь Кидман в роли с рыжими кудряшками. Это фильм с богатой историей создания, интересным сюжетным замыслом, связанный с влиятельными фигурами кинематографа, и обладающий уникальной атмосферой, делающей его одним из незаслуженно забытых шедевров жанра.
Он представляет собой занимательный пример того, как разные источники вдохновения могут влиять на фомрирование уникальной и запоминающейся кинокартины. А рыжие кудряшки Николь Кидман - лишь приятное дополнение к этому увлекательному кинематографическому путешествию.