На Западе существует выражение «а-рашен» — быть русским значит пребывать в состоянии глубокой меланхолии, не уютной осенней хандры, а экзистенциального сумрака, где рефлексия граничит с отчаянием. Это состояние близко к нуару — жанру, который традиционно ассоциируется с криминальными драмами, роковыми женщинами и безысходностью. Однако русский нуар — явление особенное. Если западный нуар часто строится на фатализме, то отечественный вариант всегда содержит в себе ироничную усмешку, словно скоморох, танцующий на краю пропасти. Фёдор Достоевский, чьи произведения иногда называют «литературным нуаром XIX века», заложил основу этого стиля: его герои рефлексируют, страдают, но при этом их трагедия часто граничит с абсурдом. Современный российский нуар, особенно в визуальном искусстве, развивает эту традицию, добавляя к мраку едкую самоиронию. Яркий пример — творчество тверского художника Вальдемара Казака, чьи работы стали визуальным манифестом «рюс-нуара». Вальдемар Казак (реальное имя
Ирония и Эpоc как последнее оружие. Почему в России даже мрак должен быть смешным?
16 мая16 мая
17 тыс
3 мин