Найти в Дзене
Андрей Якунин | Про авто

Почему скрипят тормоза? Причины и способы устранения без сервиса

Оглавление

Ну что, коллеги-автомобилисты! Сегодня мы с вами поговорим о звуке, который способен довести до белого каления даже самого уравновешенного водителя. О скрипе тормозов. Этот "музыкальный аккомпанемент" при торможении, знаете ли, может не только портить настроение, но и сигнализировать о серьёзных проблемах. А ещё он, как назло, появляется в самый неподходящий момент — например, когда вы подъезжаете к светофору, а рядом стоит новенький "Мерседес" и его водитель с неодобрением косится на ваш "концерт".

Я сам не раз слышал, как люди говорят: "Да это нормально, колодки новые притираются!" или "Да просто влажность на улице!". Иногда это так. А иногда — нет. И вот тут-то и кроется подвох. Ведь этот скрип может быть как безобидной "песней" новых колодок, так и ГРОМКИМ ЗВОНКОМ о том, что пора бежать в сервис. Но мы же с вами не из пугливых, правда? Сегодня разберёмся, почему тормоза скрипят, и что можно попробовать сделать самому, без похода к автодоктору.

Откуда берётся этот "скрипучий" звук? Разбираемся в анатомии тормозов.

Для начала, давайте вспомним, как работает тормозная система. Всё просто: вы нажимаете на педаль тормоза, гидравлика давит на поршень в суппорте, который, в свою очередь, прижимает тормозные колодки к тормозному диску. Трение — и машина останавливается. Вот такой незамысловатый балет.

-2

А теперь представьте: в этой системе куча движущихся, трущихся, вибрирующих элементов. Колодки, диск, суппорт, направляющие, пружинки... И каждый из них может стать источником той самой "скрипичной" симфонии.

Так вот, основные причины скрипа:

"Злая" пара: Колодки и диск не спелись. Новые колодки/диски: Это классика жанра! Только что поставили новенькие колодки или диски (или и то, и другое), и они начали поскрипывать. Это происходит из-за того, что поверхности ещё не притерлись друг к другу, не образовали идеальный "рабочий" контакт. Плюс, на новых колодках часто есть специальный слой (абразивный или защитный), который должен стереться. Обычно это проходит через 200-500 км пробега, в зависимости от манеры езды. Терпение, только терпение!
Несовместимость материалов: Иногда бывает так, что колодки и диски просто "не дружат". То есть, материалы, из которых они сделаны, входят в резонанс при трении и начинают вибрировать. Это особенно актуально, если вы купили колодки одного производителя, а диски – другого, или если вы купили очень дешёвые колодки. Как говорится, "скупой платит дважды", а в нашем случае – ещё и "скрипит дважды".
Слишком жёсткие колодки: Некоторые колодки, особенно спортивные или просто некачественные, сделаны из слишком жёсткого фрикционного материала. Они хорошо тормозят, но при этом могут издавать неприятные звуки.

-3

Грязь, пыль, песок, реагенты: Дорожная "присыпка".
На тормозные механизмы постоянно попадает куча всего с дороги: пыль от тех же колодок, песок, грязь, реагенты с зимних дорог. Все эти частицы могут попадать между колодкой и диском, вызывая абразивный износ и, конечно же, скрип. Это как песок в часах – ничего хорошего.

Износ: Колодки "постарели" или Диск "сдал". Изношенные колодки: Когда фрикционный слой колодки стирается до определённого уровня, начинает срабатывать индикатор износа. Это такая металлическая пластинка, которая притирается к диску и издаёт характерный, противный, визжащий звук. Это не просто скрип, это уже СРОЧНЫЙ СИГНАЛ к замене колодок! Если проигнорировать, то колодка может стереться до металла, и тогда диск тоже придется менять, что будет гораздо дороже.
Изношенный или деформированный диск: Если тормозной диск имеет большую выработку (то есть, на нём появились глубокие канавки или "бортики") или, того хуже, деформирован (например, после резкого попадания в лужу на горячих тормозах), то колодка не сможет равномерно к нему прижиматься. Это вызовет вибрации и, конечно же, скрип.

Проблемы с суппортом: "Залипание" или "Разболтанность". Закисшие направляющие: Направляющие суппорта (это такие штырьки, по которым он "скользит" при торможении) должны быть смазаны и свободно двигаться. Если они закисают от грязи и ржавчины, суппорт может заклинить, колодки будут неправильно прижиматься к диску, или вообще постоянно тереться о него. Отсюда и скрип, и неравномерный износ, и перегрев.

-4

Изношенные или отсутствующие противоскрипные пластины: Между колодкой и суппортом устанавливаются специальные тонкие металлические пластины. Их задача – гасить вибрации и предотвращать скрип. Если эти пластины изношены, деформированы, или их просто не поставили при замене колодок (да-да, и такое бывает!), то скрип гарантирован.

-5

Разболтанный суппорт: Если суппорт плохо закреплен или имеет большой люфт, он может вибрировать и издавать стуки и скрипы.

Что можно попробовать сделать самому, без сервиса?

Прежде чем лезть в тормоза, запомните: тормозная система – это ключевой элемент безопасности! Если вы не уверены в своих силах, лучше не экспериментировать, а сразу ехать в сервис. Но если руки чешутся, и вы уверены, что проблема некритична, вот несколько шагов, которые можно предпринять:

Притирка новых колодок (если они новые): Найдите безопасный участок дороги без интенсивного движения.
Разгоняйтесь до 60-80 км/ч и выполните несколько плавных, но ощутимых торможений до скорости 10-20 км/ч. Не до полной остановки!
Дайте тормозам остыть, немного проехав без торможений.
Повторите цикл 5-10 раз. Это поможет колодкам и дискам притереться. Но не перегревайте тормоза! Не надо устраивать драг-рейсинг.

"Продувка" и чистка тормозов: Снимите колесо (если умеете и у вас есть домкрат и баллонный ключ).
Осмотрите суппорт, колодки и диск.
Используйте баллон со сжатым воздухом (компрессор) или просто побрызгайте WD-40 (если нет компрессора, но WD-40 – это не панацея!) на видимые части, чтобы выдуть песок, пыль и грязь.
ВНИМАНИЕ: не вдыхайте пыль от колодок! Она очень вредна! Используйте респиратор.
Осмотрите, нет ли явных камней, застрявших между колодкой и диском. Если есть – аккуратно выковыряйте их отверткой.

-6

Смазка направляющих суппорта (если есть подозрения на закисание): Это уже посложнее, но выполнимо. Нужно снять суппорт с кронштейна (обычно открутить два болта).
Аккуратно извлечь направляющие (резиновые пыльники могут быть изношены, их лучше заменить).
Очистить направляющие от старой смазки и грязи.
Нанести
специальную высокотемпературную смазку для направляющих суппорта (ни в коем случае не обычный Литол или графитку – они выгорят или закоксуются!).
Собрать всё в обратном порядке. Убедитесь, что направляющие свободно ходят.

Визуальный осмотр на износ: Посмотрите на толщину фрикционного слоя колодок. Если он меньше 2-3 мм – СРОЧНО МЕНЯЙТЕ!
Осмотрите тормозной диск. Если на нём глубокие канавки, трещины или очень большой "буртик" по краю – диск тоже под замену или проточку (но проточка не всегда целесообразна).
Проверьте, есть ли противоскрипные пластины. Если их нет или они повреждены – это повод для скрипа.

Когда ТОЧНО пора ехать в сервис?

Не будьте героями, если видите следующее:

  • Скрип постоянный и очень громкий, металлический визг, похожий на скрежет. Это индикатор износа колодок или контакт металла о металл.
  • Тормоза стали менее эффективными, педаль стала "ватной" или, наоборот, слишком жёсткой.
  • Машину тянет в сторону при торможении.
  • Появился запах гари или дым от колёс.
  • При осмотре видны явные повреждения: трещины на диске, отслоение фрикционного слоя колодки, течь тормозной жидкости из суппорта.
  • Вы не уверены в своих силах или не понимаете, что делаете.

В этих случаях — СРОЧНО К СПЕЦИАЛИСТАМ! Как говорится, "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать", а в данном случае – "лучше один раз заехать в сервис, чем сто раз рисковать".

Запомните, друзья: тормоза – это не то место, где стоит экономить или заниматься самодеятельностью, если нет достаточных знаний и опыта. От них зависит ваша жизнь и жизнь окружающих. Так что, прислушивайтесь к своей машине, но не забывайте и про здравый смысл. А я пока пойду, проверю, не скрипит ли что-нибудь у меня... мало ли! Удачи на дорогах!