А можно и от станции Имеретинский курорт, что на территории Сириус Большого Сочи– всё зависит от того, где вы остановились.
В мае 2025-го года знакомая пригласила меня разделить с ней отдых в Новом Афоне. А именно, разделить аренду квартиры, которую она там забронировала, и пешие прогулки по достопримечательностям. Второе, правда, мы часто будем делать по отдельности, потому что выяснится, что у нас разная физическая подготовка. Я люблю ходить больше и могу ходить быстрее, хотя очень люблю созерцать, фотографировать и останавливаться в видовых местах. Тем не менее, когда на одной из прогулок приятельница отказалась идти со мной до целевой точки маршрута, сославшись на то, что маршрут даётся ей тяжеловато, и что она не хочет испачкаться, хотя грязи впереди не будет, на следующие прогулки она уже сама не захочет со мной выходить, а я не стану настаивать. Кроме этого, многие прогулки я буду начинать рано утром, чтобы успевать совмещать их с работой, которую в эту поездку "брала с собой".
Я – онлайн репетитор английского языка. График у меня гибкий и совмещать с активным отдыхом его вполне возможно, правда, с той оговоркой, что вставать для этого нужно рано. Итак, на среду у меня было запланировано посещение Гагры и Пицунды. Изначально среда была полностью свободна от онлайн занятий, но по ходу дела кое-кто из учеников сам попросил перенести занятие с запланированного ранее времени на вечер среды. Таким образом, с одной стороны, у меня освободилось время в один из предыдущих дней, и я смогла больше погулять тогда, а с другой, теперь под вопросом было посещение Пицунды.
Экскурсии в Гагру и Пицунду
В Гагру и Пицунду можно съездить с организованной автобусной экскурсией. Их продают в Новом Афоне, собирают там туристов, в мае 2025 стоимость составляла 1700 рублей. Если честно, для меня дороговато, тем более, учитывая, что и в Гагру, и в Пицунду можно доехать на общественном транспорте. Да, без экскурсовода, который что-то расскажет, и без знания всех исторических достопримечательностей. Да, я не буду знать всей истории этих мест, но при желании узнать нет никаких проблем найти соответствующие статьи в интернете, в том числе, здесь на Дзене.
Дело в том, друзья, что я не очень-то люблю проводить много времени сидя в автобусе. А ещё меня напрягают такие части экскурсий как дегустации. Хватило мне тех, что были включены в программу экскурсии на озеро Рица. Да и бесконечно говорящий экскурсовод утомила, честно говоря. Я так устала её слушать, что мечтала о берушах или о наушниках с музыкой.
Замечу, что речь экскурсовода, с которой я ездила на Рицу, изобиловала некоторыми словами-паразитами, и чтобы вычленить суть среди них, зачастую приходилось напрягать внимание. Иначе её речь превращалась в "белый шум". Так, практически перед каждым существительным она использовала местоимения сам, сама, само, сами. "Само это ущелье", "Сам Рицинский национальный парк", "Сами войска", "само это озеро", частым было слово уже, далеко не всегда к месту, и вводное словосочетание собственно говоря.
Чем дальше шло время по ходу экскурсии, тем выше становилась доля этих слов-паразитов в речевом потоке экскурсовода – мне даже хотелось предложить ей отдохнуть от болтовни. Мы, участники экскурсии, ничего по содержанию не потеряли бы. Там уже, собственно говоря, и сама информация была какая-то неважная.
Заметили слова уже, собственно говоря и сама в моём предложении? У неё они были в каждом предложении, иногда по несколько раз. А сколько раз я услышала само это озеро? Короче, слушать похожую речь в очередной экскурсии мне не хотелось. А ещё мне хотелось больше ходить пешком. Пусть я не увижу всего, что предусмотрено экскурсионной программой, но увижу это в своём ритме, а вместо навязываемых дегустаций я полежу там на пляже и искупаюсь в море.
Не уверена, что в рамках экскурсионной программы удалось бы прогуляться по набережной. А времени посещать Гагру ещё раз, чтобы свободно по ней погулять, у меня уже не было. В другие дни было больше онлайн уроков.
В Гагру на электропоезде "Диоскурия"
Было у меня желание прокатиться по железной дороге Абхазии. Идея эта появилась, когда я увидела электропоезд на станции Псырцха – как он возник там из тоннеля Иверской горы, остановился, кого-то высадил на этой живописной станции и, издав гудок, скрылся в тоннеле в горе Акуи. Это зрелище так мне понравилось, что мне непременно захотелось самой стать участницей подобного действа – стать пассажиром этого электропоезда.
После этого я ознакомилась с расписанием электропоезда в приложении "РЖД Пассажирам", затем прокатилась на нём от станции Новый Афон до станции Псырцха и запланировала, что в Гагру поеду непременно на нём же. Итак, задумала – воплощаю.
К утренней электричке в Новом Афоне
Встала я в то утро рано, ведь электричка должна была отправиться он станции Псырцха в 6:07. Прийти на станцию я намеревалась к 6-ти часам ровно, а потому из квартиры вышла с небольшим запасом, который позволял мне наслаждаться утренней набережной в Новом Афоне.
Утренняя свежесть, практически полное отсутствие машин на Сухумском шоссе, пение птиц и ясное небо сопровождали меня на пути к железнодорожной станции.
Иверская гора в то утро была абсолютно свободна от облаков. До этого с утра обычно бывала облачность, которая по мере нарастания дня могла рассеиваться – этим утром небо было абсолютно чистым.
Чудесно пройтись по этим местам ранним утром, когда здесь ещё не гуляют туристы и не работают торговцы. На станции Псырцха ещё горят фонари, а верхушка Иверской горы уже подсвечена солнышком:
Птицы заливаются, наполняя утреннее безмолвие и разбавляя это удивительное спокойствие.
Поездка из Нового Афона на электропоезде – это душевный комфорт. Не нужно ждать заполнения маршрутки, наблюдать суету среди туристов, желающих куда-то уехать – приходишь на станцию ко времени прибытия электрички, спокойно, созерцая красоты вокруг и вдыхая утреннюю свежесть Чёрного моря, насыщенную ароматами цветения различных деревьев и кустарников. В мае тут всё благоухает.
Когда я пришла на перрон, там уже находились другие пассажиры, ожидавшие электропоезд. Двое из них были в той самой автобусной экскурсии на озеро Рица, куда, собственно говоря, уже ездила я. Мы поздоровались и потом общались в электричке. (Слова-паразиты вставила в предложение примерно такс как это делала та экскурсовод).
Я прошлась по перрону ближе к туннелю в Иверской горе, чтобы запечатлеть перрон с горящими фонарями. Понравилось мне, как они смотрятся. Из того туннеля, что на фото выше, приедет электричка.
А в этот туннель мы поедем – это туннель в Иверской горе, ведёт в сторону Гагры.
Посадка в электропоезд строго по паспортам, билет я приобрету в вагоне, а оплату попросят произвести по возможности банковской картой, что мне очень даже удобно. Для меня оплата банковской картой предпочтительна. Там начисляется кешбэк, и нет необходимости озадачиваться разменом крупных купюр и ещё таскать с собой кучу монет, которые звенят и создают довесок в кармане или в рюкзаке.
Вагончик тронется, перрон останется
Посмотреть на горы и посёлки Абхазии из окна электропоезда стало частью моей индивидуальной экскурсионной программы, правда, без гида-рассказчика. Тоннели, через которые здесь проложена железная дорога, с одной стороны, не позволяют увидеть море или горы, а с другой, создают удивительную атмосферу.
И горы, и море мы из окон электропоезда увидим. Всё-таки без этого не обойдёмся, ведь горы и море тут везде.
А ещё мы увидим некоторые промышленные объекты, о существовании которых я, честно говоря, не догадывалась.
Про абхазскую железную дорогу
Состояние железнодорожного полотна здесь такое, какое я нигде у нас в России не видела. Рельсы старые и покрыты ржавчиной, но они выдерживают не только нагрузку от пассажирских поездов Москва-Сухум и электропоездов – по ним регулярно ходят товарные составы. Удивительно, но факт. Что они возят и куда, я понятия не имею. Знаю только, что идут они из России в Грузию. А что там в вагонах, и каков пункт назначения этих грузовых составов, мне неизвестно.
Проезжаем по мосту через реку Бзыбь, справа видим автомобильный мост и Бзыбское ущелье, по которому пролегает дорога к горному озеру Рица.
До какой станции в Гагре ехать?
Друзья, Гагра – довольно-таки длинный город. Он растянулся вдоль Чёрного моря на 11 километров.
Помимо непосредственно станции Гагра, здесь есть станции Гагрипш и Абаата. Куда же лучше доехать?
Дальше всех по направлению движения от Нового Афона в сторону границы с Россией находится станция Абаата. От неё можно дойти до самой короткой речки в мире – Репруа. Расстояние по дороге, обозначенной на карте Organic maps, составляет около 2 км в одну сторону. И столько же обратно. Идти можно по берегу. А что же смотреть возле станции Абаата? А тут уже много чего. И интересные заброшки, включая здание торгового центра Жоэквара, и площадь Нартаа, и Комсомольский парк, и прекрасный пляж рядом с ним, здесь начинается знаменитый Приморский парк, а ещё отсюда можно прогуляться по живописному Жоэварскому ущелью, которому я на канале посвятила отдельную статью со множеством фотографий.
Как вы понимаете, уважаемые читатели, выходить на станции Гагра имеет мало смысла, ведь в этом случае придется идти, как минимум, до станции Абаата. Хотя, можно, наверное, так спланировать маршрут, чтобы начать от станции Гагра, но будет ли это интересно?
Выходить я здесь не стану – приму решение доехать до станции Абаата. Правда, билет у меня будет куплен досюда. Но, друзья, я поступила честно. Дело в том, что я же сначала приобрела билет, а лишь потом стала изучать карту Гагры. Заранее к посещению Гагры я не подготовилась и ехала туда без чёткого плана. Были только общие очертания: посмотреть замок Принца Ольденбургского, прогуляться по Приморскому парку, съездить в Пицунду, где я намеревалась посетить реликтовый парк, а что же получится на деле? А на деле на станции Абаата окажется столько всего интересного, что я уже перечислила выше, что посещением Пицунды в этот раз придётся пренебречь. Ну а что насчёт железнодорожного билета, ведь приобрела я его до станции Гагра, а доехать в процессе решила до станции Абаата?
Я честно подошла к проводнику-кассиру и сообщила о своей ошибке в выборе станции назначения и выразила готовность доплатить за новый отрезок пути, однако проводник отказался продавать мне дополнительный билет, сказав, что в этом нет необходимости.
Позже я проверю стоимость поездки от станции Гагра до станции Абаата и пойму, почему проводник был ко мне столь великодушен. Она составляет 160 рублей за 14 минут поездки. Если бы я приобрела билет до Абааты от станции Псырцха в Новом Афоне, я заплатила бы 209 рублей, что было бы дороже всего на 11 рублей, чем до станции Гагра. До станции Гагры я заплатила 198 рублей. Проводник-кассир не пожелал вгонять меня в сверх-расходы. Точно так же, как и тот кассир, который отказался обилечивать меня на отрезке пути от станции Новый Афон до станции Псырцха. Спасибо этим людям.
Проводник-кассир поведал мне, что уже была такая пассажирка, которой нужно было доехать до станции, где есть арка с надписью "Гагра" – где-то здесь был гостевой дом, в который она должна была заселиться.
Итак, арка с надписью "Гагра" находится на станции Абаата. Здесь в округе действительно много отелей и гостевых домов. Немалая часть их расположена на улице Русских добровольцев, которая ведёт в Жоэкварское ущелье.
Этот район Гагры носит название Старые Гагры. Когда-то раньше Гагра называлась Гаграми, во множественном числе. Некоторые путешественники до сих пор называют этот город Гагры, а не Гагра.
Сама станция, как вы видите, уже представляет собой достопримечательность. Как и заброшенные вентиляционные башни по обеим её сторонам.
Итак, проводив электропоезд "Диоскурия" и милого доброжелательного проводника-кассира, я обратила свой взор на туннель, и внимание моё привлекла та самая заброшенная вентиляционная башня справа от него. Башня гармонирует с пейзажем и притягивает взгляд, а архитектура башни заставляет этот взгляд задержаться. Вы можете заметить, что крышу башни венчает маковка. Если эту башню отреставрировать, внутри можно сделать музей, магазин сувениров или небольшое кафе-кофейню, или всё это вместе, разместив на разных этажах.
Друзья, подробнее о прогулке по Гагре и о посещённых там мною достопримечательностях я рассказываю в этой статье 👇
А здесь вы можете прочитать о маршруте по Жоэкварскому ущелью до одного из его водопадов, который как раз начинается от станции Абаата 👇
Если вы любите заброшки и дух призраков, вам будет интересно прочитать о необычном явлении в заброшенном здании главного корпуса бывшего санатория "Маяк" в Гагре:
О том, как я бесплатно прокатилась на электричке от станции Новый Афон до станции Псырцха, читайте тут 👇
О том, как произошло моё знакомство с абхазской электричкой, которая, на самом деле, российская, рассказываю тут 👇
Если вы остановились в Гагре
Если же вы остановились и разместились в Гагре, всё тут посетили, посмотрели, облазали и захотели сменить обстановку, и вас к тому же привлекает идея сделать это на электропоезде, можете поехать в Новый Афон до станции Псырцха. Да-да, непременно выходите на ней, ведь она сама представляет из себя живописную достопримечательность. От неё вы можете сходить в Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь или прогуляться к смотровым площадкам на гору Акуи и к знаменитому паровозику на этой же горе. Вы как раз сможете успеть до вечерней электрички следованием из Сухума обратно в Гагру. Описание маршрута найдёте здесь:
Вам также может быть интересно:
об экскурсиях на озеро Рица, и стоит ли туда ехать