Самый увлекательный, живописный и видовой пеший маршрут из Нового Афона, на мой взгляд.
Паровоз на горе Акуи над Новым Афоном
Есть на горе Акуи, что находится в Абхазии прямо над Черноморским побережьем и городом Новый Афон, паровозик. Не игрушечный, не бутафорский, не макет какой-нибудь, а самый настоящий, который некогда ездил по узкоколейной железной дороге и тащил за собой состав с древесиной.
Паровозик тот я видела на фотографиях некоторых моих знакомых туристок, и вот знаете, как бывает, друзья? На иные фотографии смотришь и думаешь: "Ну, фотки и фотки. Ничего такого.", а на иные смотришь и говоришь себе: "Так-с, надо будет туда сходить!"
Так произошло с теми фотографиями абхазского паровозика на горе Акуи над Новым Афоном – затаила я идею когда-нибудь сходить туда и посмотреть на него своими глазами. И вот тот день настал. Встала я с утра пораньше, в районе 4:30 утра, и в 5:30 вышла на прогулку.
Начало маршрута от станции Псырцха
Начало маршрута к паровозику я уже понимала, где. Потому что работники обзорной канатной дороги сказали мне, что от станции канаткт на горе Акут можно спуститься к станции Псырцха. А раз можно туда спуститься с значит, и подняться можно.
Дорога и тропа к паровозику на карте тоже обозначены, правда, начало с другого места, а именно то начало тропы, по которому подниматься вознамерилась я, на карте не указано – может быть, потому что оттуда мало кто к паровозику поднимается. Там же табличка есть: "Проход запрещён", но я пошла рано утром, когда там никого не было, и запретить мне пройти никто не мог, и своими собственными глазами, да и ногами в придачу, убедилась, что никакой опасности там нет, и что запрет этот лишён каких-то разумных объективных оснований.
В этом месте это даже не совсем тропа, а лестница. Ступени её выложены плиткой.
Вот такой вид открывается с этой лестницы. Саму лестницу не фотографировала. Выше ступени заканчиваются, и далее идёт обычная грунтовая тропа, которая, выйдя из леса, выводит к району Нового Афона, расположенному как бы на полке горы Акуи. Там находится станция обзорной канатной дороги, которая протянута со склона Иверской горы, той самой, на которой расположена Анакопийская крепость.
Утро выдалось ясное, видимость была идеальная.
С этой обзорной площадки можно увидеть железнодорожный тоннель на станции Псырцха:
Стояла я на этой смотровой площадке довольно долго и внимательно рассматривала всё, что оттуда можно было увидеть. На этом кадре постаралась уместить и обзорную башню Анакопийской крепости на Иверской горе, и железнодорожный тоннель чуть покрупнее:
Отсюда вверх поднимается автомобильная дорога, к которой примыкает дорога от Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря. Она и обозначена на карте Organic maps, и по ней я буду спускаться обратно к дому, а пока иду вверх по крутой дороге, залитой бетоном, которая выше переходит в щебёнчатую, пока не дойду до места, где вдоль крутого скалистого склона горы идёт ровная грунтовая дорога , местами изрядно заросшая травой. Не похоже, чтобы здесь ездили на автомобилях. Дальше эта дорога и вовсе сужается до ширины пешеходной тропинки, а ещё дальше с основной тропы нужно повернуть направо – на неприметную тропинку, спрятавшейся в траве.
Вдоль тропы то тут, то там цветут различные растения. Больше всего меня удивили кусты рододендрона. Здесь они такие высокие, а цветки такие крупные!
Тропа в этом месте приводит к лесной дороге, выше по которой перекрёсток, и там, если пойти налево, попадёшь к секвойям и двум смотровым площадкам, а если пойдёшь направо – к паровозику и тоже к какой-то смотровой площадке.
Здесь находится вот такое имение:
А слева от калитки указатель на паровозик:
А раньше на этом месте было целое село.
И вот на этом участке дороги, что между перекрёстком и паровозиком, есть колодец с питьевой водой. Колодец этот отгорожен, чтобы к нему не могли подходить коровы, кони и другие животные.
Колодец большой, напоминает мини-бассейн.
Некоторые в своих статьях на тему "Что нельзя делать в Абхазии" пишут, что пить святую воду из колодцев нельзя – мол, можно отравиться. Я воду из этого колодца пила, прямо вот из этого ведра, которое вы можете видеть на фото, и всё, что могу о ней сказать, так это то, что она очень вкусная. Ничего плохого с моим животом не случилось.
На поверхности воды плавают листья и "серёжки", и кто-то считает это мусором. Я же воду из колодца набрала и попила, и ничего из этого мне в рот не попало. Вода чистейшая и наивкуснейшая, но читателям её пить рекомендовать не стану – сами пусть решение принимают, пить её или не пить. А то мало ли, вдруг у кого-то животы рафинированные.
Ну что же, попили, можем теперь до паровозика без остановок идти. Благо, тут уже совсем близко.
До этого рододендроны мне доводилось видеть в основном в Приэльбрусье, где высота кустиков едва достигает моих колен. Здесь же они огромные, и цветки тоже поражают своими размерами.
Паровозик на горе Акуи
Ну что же, мы пришли. Вот он, долгожданный паровозик:
Вы, наверное, заметили на этом фото собаку? Так вот, она шла со мной от самого подъезда. Девочка. Бездомная, но стерилизованная и чипированная. Стерилизацией и чипированием брошенных собак в Новом Афоне занимается та самая Оксана, хозяйка квартиры, которую мы там снимали. Занимается она этим на голом энтузиазме, тратя на все эти процедуры свои личные средства. Помогают ей такие же отзывчивые энтузиасты зоозащитники. Корче, уличные собаки в Новом Афоне умные, добрые и стерилизованные. А вот паровозик весь обстрелянный.
На этой же поляне, где стоит паровозик, сохранилось вот такое здание:
Наверное, вам, друзья, интересно узнать историю строительства этой узкоколейки? Попробую коротко изложить.
История Новоафонской узкоколейной железной дороги
Новый Афон в 1890-х годах превратился в крупнейший религиозный центр на черноморском побережье Кавказа. Узкоколейная железная дорога на Афонской горе была построена монахами в период 1890-го по 1910-ый годы. В этот же период были сооружены канатные дороги на вершины Иверской и Афонской горы и плотина на реке Псырцха с одной из первых в России гидроэлектростанций. Заболоченная и заросшая колючим кустарником долина реки Псырцха была расчищена и превращена в парк с каналами, системой прудов, в которых разводили зеркальных карпов. На склонах гор монахи разбили фруктовые сады, в которых выращивали яблоки, мандарины, оливки и даже бананы.
Основные доходы монастырь получал от паломников, которые шли сюда со всех уголков России. Монахи развернули здесь огромное хозяйство. Они получали большие урожаи винограда, маслин, качали мёд, производили мясо-молочные продукты. В 1881 году была построена пристань, от которой отходили суда, гружённые дарами новоафонской земли.
По встречающимся данным в различных источниках интернет, узкоколейная железная дорога была построена в 1884-ом году. Скорее всего, речь идет о дороге, связывающей монастырь с пристанью и другими построенными к тому времени объектами. Дорога перевозила в основном лес, фрукты, овощи, виноград и вино в бочках, а также, возможно, и пассажиров. Основной тягой была лошадиная сила. Возможно, тогда уже велась дорога и вверх на Афонскую гору, откуда транспортировалась древесина ценных пород.
На вершине Афонской горы были построены лесопилка, подъёмный механизм канатной дороги и ряд строений. Остатки этих зданий и сооружений остались и сейчас. Вот одно из зданий, сохранившееся целиком, вид внутри:
Есть предположение, что это здание было жилое. Тут могли жить монахи или работники узкоколейки.
Сам паровоз, предположительно, был предоставлен монахам в дар царём Николаем ll. История такая:
В 1888-ом году Новый Афон посетил Государь Император Александр III с Наследником – Цесаревичем Николаем. В честь этого события, на месте встречи царя с настоятелем монастыря, монахи построили часовню и разбили Царскую аллею. По встречающимся данным, строить дорогу на Афонскую гору приказал Государь Император Александр III.
Помолившись в обители, посетив пещеру апостола Симона Кананита и осмотрев монастырское хозяйство, Государь с Наследником отплыли на собственной яхте в Новороссийск. При возвращении из этого путешествия на них было совершено покушение, но Господь сохранил Своего Помазанника. В благодарность за избавление от опасности Государь подарил Новоафонскому монастырю паровоз.
В разных источниках не сообщается когда был сделан этот подарок, и каким именно царём. Появление паровоза остается одной из главных загадок.
Танк-паровоз данной серии строился заводом «Юнг» в период 1895-1914 гг.
По данным Л.Москалева, описанным в книге «Узкоколейные паровозы. Россия», 2012 года издание: «В 1902 году для Симоно-Кананитского (Новоафонского) мужского монастыря через торговую фирму А.Коппеля был поставлен трёхосный танк-паровоз мощностью 20 л.с. колеи 890 мм.» Что соответствует временному интервалу.
Общая протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 10 км и шла от вершины Афонской горы (900 м над уровнем моря) в горы, мимо горного села Акуи. В районе монастыря был подъемник (лебедка) который поднимал и опускал вагоны. От монастыря ЖД шла к морю, в порт. Возили по дороге лес, а также продукты первой необходимости в Акуи. Точность расчета строительства узкоколейки была такова, что груженные лесом вагоны плавно скатывались без дополнительной тяги к побережью, возможно, имея на некоторых вагонах специальные тормоза. На гору порожний состав тянул пожалованный в 1903 годы Царём паровоз.
Канатная дорога
Помимо узкоколейки, на гору вела ещё и канатная дорога. Сегодня всё ещё можно увидеть её верхнюю станцию и привод. Находится она чуть ниже поляны, на которой стоит паровозик.
Версией закрытия узкоколейки в 1949 году является строительство дачи Сталина. Снесённый домик настоятеля монастыря стал отправной точкой строительства в 1946 году госдачи, предназначенной для отдыха членов Политбюро ЦК ВКП (б) и лично Председателя Совета Министров Союза ССР И.В. Сталина. По приезду в сентябре 1946 года в Новый Афон начальника охраны Сталина генерал-лейтенанта Николая Сидоровича Власика и самого Сталина и сопровождавший их зам.начальника ХОЗУ МГБ полковник В.П. Осетров, вышли из машины и, поднявшись по «тропе грешников», свернули направо к стоящей в отдалении запущенной дачной резиденции императора Александра III. Встали, и молча устремили свой взгляд на открывавшийся перед ними вид на Новоафонскую бухту и мыс Псырцха. И.В. Сталин после долгого молчания со значением произнес: «Товарищ Власик! Я думаю, что мы с товарищами на Политбюро рассмотрим вопрос о строительстве здесь резервной госдачи. Скажите Дудоеву, Гришкову и Круглову, чтобы подготовили проект. К апрелю следующего года объект надо сдать…». 20 октября 1946 года Советом Министров СССР было принято Постановление «О строительстве объектов государственной дачи №8 на территории сёл Менгрельского и Греческого Псырхцского сельского совета».
После строительства госдачи, которая получила название «Ласточкино гнездо», на высоте 437 метров над уровнем моря, были сооружены весной 1948 года две смотровые площадки двухъярусного типа (одна над другой): одна для охраны – малая, другая – большая, с ротондой и павильоном для самого И.В. Сталина, где он подолгу сидел осенними ноябрьскими вечерами, укрывшись шинелью. (Источник: сайт delvaneo.ru Андрея Артамонова).
Увидеть с этого места сейчас ничего невозможно, так там выросли деревья. Если вдруг примут решение восстанавливать эту канатку, что, на мой взгляд, могло бы привлечь немало туристов, ведь с канатной дороги будет сверху виден весь ансамбль Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря, улицы Нового Афона и побережье Чёрного моря, то деревья и кусты придётся спиливать. Склон на месте бывшей канатной дороги полностью зарос. А ещё там растут вот такие ягоды:
Ягоды, если бы не листья этого растения, по форме напоминают землянику, но очень крупную. "Ну мало ли", – подумала я, "тут и рододендроны гигантские растут", – и попробовала одну ягодку.
Друзья, коль скоро вы читаете данную статью, ягодой я не отравилась, однако ощутив странный незнакомый вкус, тут же выплюнула и рот водой ополоснула на всякий случай. Позже я выяснила, что это растение называется лапчатка индийская и представляет собой вид травянистых растений, внешне напоминающих листьями и ложными плодами землянику. Произрастает данное растение в Восточной и Южной Азии, однако было завезено и во многие другие страны как декоративное. В ряде регионов одичало и стало сорняком. Видимо, именно это произошло в данной местности. Такие же ягоды, между прочим, я видела на склоне Иверской горы, когда ходила к Анакопийской крепости.
В описании растения говорится, что листья у него трёхдольные, с лёгкими прожилками снизу, тёмно-зелёные. Жёлтые цветы завязываются в середине весны и затем нерегулярно в период роста. Плоды — белые или красные, полностью покрытые красными семенами. Плоды съедобны, но безвкусны. Вот насчёт того, что они безвкусны, я бы поспорила. Вкус они имеют, но не такой, чтобы приятный.
Итак, решила я из этого углубления вылезти и пойти искать смотровую площадку.
К слову, налево от этой станции канатной дороги вниз вела тропинка, но, предполагая на ней дальше густые колючие и цепляющие заросли, проверять я не стану. Дело в том, что в планах у меня будет посетить обозначенную на карте смотровую площадку, на что мне потребуется время. Найти её по факту окажется не так просто, потому что на том месте, где на карте обозначена тропа к ней, монахи обнесли изгородью нехилый такой участок. И не просто абы как, а с колючей проволокой, поэтому перелезть через эту изгородь, не поранившись, возможно далеко не не везде. В общем, я перелезла.
Перелезать через изгородь мне придётся дважды, ведь участок обнесли с четырёх сторон. И как это странно, что там на карте обозначена тропа... Собака, моя подружайка на ту прогулку, перелезала промеж досок. Это удивительно, но она не хотела отпускать меня одну. Сопровождала меня на протяжении всей прогулки, пока не проводила обратно до территории Ново-Афонского монастыря.
Долго ли, коротко ли, скоро сказка сказывается, а смотровая площадка ещё не просматривается. Иду я по какой-то узкой и виляющей тропинке в каких-то дебрях, чуть ли не в джунглях, и никакого просвета впереди. Вообще, начала уже сомневаться, а не заросла ли часом эта смотровая площадка, как та станция канаткной дороги? А оказалось вон оно что:
Вот эта деревянная конструкция в три лестничных пролёта и три яруса, приделанная к дереву, имеет на самом верхнем ярусе небольшую смотровую площадку, площадью примерно два на два метра. Ну что же, полезем наверх - зря что ли я два раза через забор перелезла, чтобы её найти? Написано, правда, что без сопровождающего энельзя, ну а я на роль сопровождающего не гожусь что ли? 😉
Лезу я, значит, а на полу второго этажа вон что:
Поднимаюсь и ещё о существовании третьего яруса не знаю. Решаю поднять голову и вижу что-то чёрное между досками. Затаилась. Молчу. Озадачилась. Что же делать дальше? И тут молчание моё прерывает голос сверху: "Здравствуйте". Ну и я в ответ поздоровалась. Оказался там наверху чувак с длинными волосами и с голым торсом, йогу медитировал или пранаяму - что-то из этого. Ну а я что? Мне же только вид посмотреть. Мне много места не надо. Я и пешком постою. Могу как цапля - на одной ноге.
Потрясающий вид, правда, друзья? Сюда однозначно стоило прийти. И Главный Кавказский Хребет виден:
Йог-медитатор, мастер по пранаяме сказал, что раньше этих деревьев не было, и вид был лучше. Но меня, друзья, радует, что есть места на земле, где деревья растут, и их не срубают. Пускай растут. Красивых видов нам пока хватит.
Короче, йог этот был сильно удивлён моему там появлению в столь ранний час. Было примерно 8:30 утра, а ещё там, на нормальной тропе дерево поперёк упало, оказывается. Там, оказывается, другая тропа к этой смотровой вышке есть, но на карте она не обозначена. И вот там дерево поперёк лежит. Он удивился, как я перелезла через него. Знал бы он, что на самом деле я перелезла через два забора, и они были повыше, чем ствол дерева в обхвате.
Ну всё, пора обратно идти - работать надо, а потом вещи собирать. В этот день мы уже уезжали домой, нужно было на железнодорожный вокзал в Адлер. Спускаюсь.
Тут на спуске со мной случится непредвиденный случай. Чуть-чуть авария. На самом верхнем лестничном пролёте одна ступенька отсутствует, и наступив на ту, что ниже, то есть через одну, я её сломаю. Вернее, из боковой балки выдернется гвоздь, который ту ступеньку держал с одной из сторон. Я повисну там на руках, немного окорябав правую руку и левую ногу. Надеюсь, тот йог приколотил ту ступеньку обратно, найдя где-нибудь новый гвоздь.
На этом, правда, виды на данной прогулке у меня не закончатся, потому что, вернувшись к перекрестку возле калитки с вывеской "Гора Акуи" развилка, я решу сбегать немного налево. И вот что я там увижу:
Вот он, вид на Главный Кавказский Хребет, и здесь обзору ничего не мешает. Можно было до той деревянной вышки и не лазить через заборы, правда?
Но и это ещё не всё. Когда буду возвращаться уже в сторону Нового Афона, чуть ниже того большого перекрёстка, на поляне, буде ещё одна развилка, которую я на пути следования к паровозику не заметила. На обратном пути я по ошибке выберу не ту дорогу, которая на карте не обозначена. Начало её очень близко с началом нужной мне дороги, по которой я туда пришла, но понять это, глядя на карту, очень непросто.
Дорога та ошибочная была красива и удобна для бега, и я побежала по ней трусцой.
Дорога та окажется тупиковая, закончится она на поляне над обрывом. А там вот такой домик стоит:
Что же делать? Раз прибежала сюда, надо подойти к краю поляны и посмотреть, что же отсюда видно. А видно вот что:
Вот такая неожиданная видовая точка, друзья.
Красиво, но пора уже было бежать во всю прыть. Я уже начала опаздывать ко времени начала моего занятия.
В итоге, на всю прогулку я затратила 4,5 часа. Позависала на нижней смотровой площадке возле станции канатной дороги, возле колодца со святой водой, затем возле паровозика, осмотрела приводный механизм канатной дороги, посетила две обзорные точки и в результате наполнилась впечатлениями так, будто ходила-бродила целый длинный день. Маршрут однозначно рекомендую.
Вам может быть интересно:
Про Анакопийскую крепость в Новом Афоне:
Отдельно про восточную обзорную башню крепости:
Об экскурсии на озеро Рица:
Про станцию Псырцха и железнодорожное сообщение в Абхазии:
Также, вам может быть полезно узнать про
доступный пеший маршрут из Гагры в Жоэкварское ущелье
Вам может быть полезно про жильё в Абхазии и в Новом Афоне, в частности:
И о том, как бесплатно посещать платные достопримечательности: