- Я не хочу больше быть твоей подругой. (Ну, ничего неожиданного, наоборот, очень даже по-британски: тут дружим, тут не дружим. Знаю, проходили.)
- С чего бы это? (Ну, интересно же узнать. Я у неё жениха не отбивала, собаке обожаемой на лапу не наступала, на машине любимой царапин не оставляла. И тут такое заявление).
- Мой муж считает, что ты стала какая-то недобрая и плохо на меня влияешь
- Я? На тебя? И давно ли? (Вот это не стоило спрашивать, сразу же было понятно, что последует в ответ). Впрочем, обо всём по порядку.
Помните, я в начале мая опубликовала статью про визит в Москву президента Буркина Фасо Ибрагима Траоре? Тем, кто не читал ещё, вот ссылка:
По сложившейся традиции бросила в Телеграм, где обычно бывают мои мальтийско-европейские друзья-приятели (там получше с переводом, чем на Дзене). Всегда так делала, ничто не предвещало катаклизмов. Дальше всё как в мыльный опере - она прочитала, мало что поняла (скорее не поверила в то, что написано, особенно про французский колониальный франк), решила уточнить у мужа, французского бизнесмена, который отбыл с Мальты в очередной бизнес-вояж. Тот, поразившись совершенно несвойственному его жене вопросу на политико-экономические темы, не преминул поинтересоваться: а откуда она вообще об этом узнала, ведь в дамских журналах об этом не пишут, или он что-то пропустил? Услышав про мой материал, тут же попросил дать ему почитать (а я-то всё гадала, откуда появился читатель из Гонконга?), а ознакомившись, посоветовал своей дражайшей половине впредь себе голову ерундой не забивать, больше гулять, а на досуге подумать, с кем можно дружить, а с кем лучше не стоит. Кстати, насчёт дружбы он явно погорячился, хотя, это скорее вопрос терминологии. Это у нас дружба - понятие практически сакральное (друг в беде не бросит; сам погибай, а товарища выручай; друг познаётся в беде и прочая, прочая, прочая), а у них всё проще. Два раза поздоровался, один раз пригласил куда-нибудь (при этом каждый платил за себя сам), подвёз до остановки - и уже друг.
Судя по тому, через какой промежуток времени произошёл наш разговор, думала она долго. Потом решила мне позвонить. Не уверена, что будет правильно описывать все предшествующие основному разговору политесы, тут британцам равных нет. Даже велеречивые казахи им не соперники.
После долгих подъездов мне было сказано, что, конечно, моё творчество - это моё личное дело, но всё же лучше в нём избегать таких тем, которые могут затронуть чувства друзей, продолжающих поддерживать со мной отношения не смотря ни на что. Вот последнего говорить явно не стоило.
- А не смотря ни на что - это на ЧТО именно не смотря? Я чего-то не понимаю?
- Ты всё прекрасно понимаешь. Я смотрела репортаж по BBC про Киев и про то, что вы там сделали.
- И что это меняет?
- ВСЁ! Это меняет ВСЁ! Я теперь буду думать так же, как и большинство моих друзей, и считать, что вы ведёте unprovoked aggressive war (неспровоцированную агрессивную войну), и вы, русские, вы все за это в ответе! (легко ранимая тонкая душевная организация команды Дзена, надеюсь, не пострадала - все самые страшные слова перечеркнула). И я... я больше не хочу быть твоей подругой. И мой муж считает, что я права, потому что ты плохо на меня влияешь. Вы вообще плохо влияете на мир. Вы ВСЕГДА были такими. Вас всех надо изолировать. И всё, что ты пишешь про Францию неправда. Мой муж прекрасный человек, он всегда ЧЕСТНО работает с Африкой. ИМ на нас МОЛИТЬСЯ надо, а не выгонять!
Ага, понятно, откуда ветер дует. Опять про санкции, изоляцию и коллективную вину? Мы за всё в ответе, а они, вроде как, нет? Им ответственность нести не за что? Ну, девушка, держись, меня задело. Помните как у классика? Остапа понесло...
Я напомнила моей британской подруге про некоторые пакости англосаксонского мира (на все просто времени бы до конца года не хватило): пару-тройку колониальных войн, истреблённых тасманийцев, Фолкленды, Ирак, Ливию, Югославию и многое другое. Просто перечислила, где они наследили, при этом ехидно поинтересовалась, чувствует ли она себя ответственной за решение правительства своей страны. Естественно, ответ был отрицательным.
Если честно, я до сих пор теряюсь в догадках, почему она не прервала меня, не бросила трубку в конце концов? Хвалёная британская выдержка или обычный эффект неожиданности? Поверьте, я бы на её месте не смолчала, нашла бы чем ответить. Какая разница, как себя вести, если ты всё равно решила разорвать отношения. Не знаю, но почему-то она дала мне возможность не только всё вывалить, но и первой закончить разговор.
Я тюкнула пальцем красный кружочек и тут же пожалела. Надо было ещё сказать, что понимаю её мужа, бизнес которого, насколько я знаю, связан с добычей ресурсов в Африке. В том самом регионе, где в последнее время идут очень серьёзные процессы: вслед за Буркина Фасо французов убрали из Нигера, лишив возможности практически задарма получать топливо для атомных станций.
И всё же в чём-то он прав - какая-то я стала недобрая. Чуть что - начинаю напоминать разным европейским гражданам, на чём они построили своё благосостояние и сколько всего наворотили в других странах ради процветания собственной.
Кстати, это не первый случай разрыва отношений с теми, кто позиционировал себя в качестве друзей:
Всем добра. И если кто-то начнёт вам что-то говорить о коллективной вине, гоните его в шею из своей жизни.