Здравствуйте, уважаемые читатели. В последние несколько лет сделал достаточно много публикаций, посвященных современной фантастике. Это были не просто общие рассуждения, а полноценные обзоры конкретных произведений. Попутно заходил на литературные сайты и форумы почитать отзывы читателей, посмотреть, что сейчас публикуется, отметить для себя книги на прочтение. Так что, несмотря на то, что мои интересы не ограничиваются современной фантастикой, какое-никакое представление о предмете заданной темы имею. Вернее, смею надеяться на это. Решил поделиться им с вами. Ну и привести пару – тройку примеров, конечно же. Поехали.
Для начала, определюсь с понятием «современная фантастика». Раньше, принято было оперировать временными отрезками в десятилетия. Так, Золотой век фантастики отсчитывают со второй половины сороковых годов прошлого века. Его окончание датируют началом шестидесятых годов. В это время творили такие титаны НФ, как: Артур Кларк, Роберт Хайнлайн, Айзек Азимов, Клиффорд Саймак, Рэй Брэдбери и многие другие. В шестидесятые набрала силу фантастическая Новая Волна. Появились Роберт Силверберг, Роджер Желязны, Майкл Муркок, Урсула ле Гуин и др. Новая Волна сошла на нет, а семидесятые характеризуются взлетом популярности фэнтези. В восьмидесятые появляется киберпанк. Каждое новое веяние в фантастической литературе примерно соответствовало десятилетию. Тоже самое было у нас. Принято говорить о советской фантастике 50-х, 60-х, 70-х гг. (в последнем случае прибавляют еще фантастику первой половины 80-х). После вала переводной фантастики, выделяют русскую фантастику нулевых и десятых. Такие временные рамки не очень походят к текущему периоду.
Возможность быстрой публикации в электронном формате на литературных порталах, приводит к тому, что новинки быстро устаревают. Сотни авторов соревнуются за читательское внимание. Поэтому, говоря о современной фантастике, хоть и буду иметь в виду книги, появившиеся в нашем десятилетии, прошу учитывать условность отсчета. Год – два, от силы три: и та, или иная фантастика по умолчанию отходит «в архив». Даже крупные серии и циклы. Это происходит из-за большой конкуренции. Зафиксирую первые две черты современной фантастики: быстрое «устаревание» отдельных произведений и большое количество авторов. Здесь, не открываю ничего нового. Об этом многие пишут. Просто делается это, в основном, в формате постов и заметок, как данность, которую и описывать не стоит (обычно акцентируется внимание на оценке: «хорошо» - «плохо»). Я же пытаюсь изложить чуть более «системно» (пусть и в форме несколько сумбурного черновика).
Необходимость задержать читательское внимание и постоянно публиковаться заставляет авторов растягивать приключения своих героев. Так появляются большие серии и продолжения в духе «Маг – попаданец 17», «Наш человек в прошлом. Том 11». По сути, это не серии книг, а объемные романы, выкладываемые по частям для удержания публики (в том числе и по подписке на отдельные главы). Несколько примеров из того, что читал я. В романе Олега Сапфира и Алексея Ковтунова «Идеальный мир для лекаря» (2023) могущественный маг попадает в параллельный мир, в тело юного представителя аристократического рода (мир тоже не наш). Начинаются его приключения, становление в новом мире, упрочение собственного рода и т.п. Эти приключения растягиваются на тридцать частей. Тоже самое в цикле Дмитрия Дорничева «Пришествие бога смерти» (первая часть опубликована в 2023-м). Только там в параллельный мир попадает целое божество, а все приключения умещаются в 24 части. Прочел только первые книги обеих серий, повествование в них довольно динамично. Но, сдается мне, что и в продолжениях авторы нашли, чем занять своих героев. И такие серии – продолжающиеся романы довольно типичны для современной фантастики (имею в виду не конкретные сюжеты и их оценки, а «сериальный» формат). А значит, умение и мастерство авторов неизбежно концентрируются вокруг формулы «много – быстро – нескучно». Понятно, что не у всех это получается, нет возможности оттачивания и продумывания сюжетных ходов и персонажей. Но вышло бы у маститых фантастов прошлого лучше в таких условиях?! Не факт. К примеру, Айзек Азимов писал для одного из издательств серию «Лакки Стар». Не буду давать оценок, но кто-нибудь сегодня вспоминает эти книги титана мировой НФ?!
В упомянутых сериях важными элементами сюжетов является наличие аристократических кланов в параллельных мирах, магии и крутого героя. Такая фантастика относится к популярному направлению «бояръ – аниме». Большим спросом также пользуется «игровая» фантастика ЛитРПГ, где действие происходит в сеттинге виртуального пространства; РеалРПГ – законы виртуала распространены на реальный мир; фантастика про попаданцев (в прошлое, альтернативную реальность, фэнтезийные миры, будущее); фантастика, ориентированная на женскую аудиторию (романтическая фантастика, бытовое фэнтези и т.п.). В принципе, ничего нового тут нет. Все эти направления появились даже не позавчера.
Думается, что многие, читающие обзор, зададут логичный вопрос: «ну и что тут хорошего»?! То, что описано выше, представляет собой краткую и довольно поверхностную характеристику состояния современной фантастики. К тому же, представляющую собой субъективную оценку, не претендующую на истину. Но, за общей картиной, можно не заметить важные детали.
Соглашусь с тем мнением, что не бывает плохих жанров, а есть плохие и хорошие книги. Можно найти себе произведение по душе и в популярных сегодня жанрах (поджанрах). К примеру, набившее оскомину попаданство. Не так давно довелось прочесть роман Дмитрия Чайки «Купец из будущего. Ч. 1» (2023). По сюжету, наш современник попадает в эпоху раннего европейского средневековья, в тело будущего славянского вождя Само. Вполне себе понравились приключения героя. К тому же, автор со знанием дела представляет прошлое. Как модно сейчас говорить, «атмосферно» получилось. Многое для себя узнал про славян эпохи переселения народов. Или взять попаданство в фэнтези. В романе Игоря Лахова «Королевский шут» (2022), герой из нашей реальности переносится в магический мир. Тут ему придется освоить профессию шута. Затем, поучаствовать и в более серьезных событиях. Пользуясь приемом попаданца, автор закрутил настоящий сюжетный комедийный театр, смахивающий на водевиль и комедию положений, одновременно. Если брать то же бытовое фэнтези, могу привести в пример межавторский цикл «Осколки империи» (2022). По сюжету, попаданки там оказываются в магическом фэнтезийном мире, где устраивают свое личное счастье, попутно внедряя в «их» мир достижения нашего народного хозяйства. При кажущейся простоте книг цикла, написаны они неплохим литературным языком. Достаточно увлекательно. А главное, несмотря на то, что бытовое фэнтези уж совсем не мой жанр, вполне себе понял его «фишку» - отдушину для прекрасной половины человечества, минуты отвлечения от проблем и забот непростой современной жизни.
Кстати, здесь просматривается и еще одна характерная черта современной фантастики. Она фрагментирована и рассчитана на узкую аудиторию. Читать Лит – РеалРПГ будут люди, играющие или игравшие в компьютерные игры. Бояръ, книжные дорамы и прочие уси ориентированы на молодое, да юное, поколение, испытавшее на себе влияние японской, южнокорейской и китайской массовой культуры. Также специфичен и читатель исторического попаданства. В такой, зацикливающейся на определенной аудитории среде, неизбежны каноны и штампы, не требующие верификации. Автору исторического попаданства не нужно ломать голову над прологом - вселением героя в прошлое. На это уходит от силы несколько страниц. Как говорится, «упал – очнулся – гипс» и ты уже в теле какого-нибудь князя, а то и простолюдина (с развитием жанра, попаданцы все ближе к простому народу). Тоже самое и в других популярных жанрах. В "бояре" нет необходимости раскрывать суть кланов. Они есть, и все тут. В ЛитРПГ, с первых страниц, герой начинает прокачивать силу, ловкость, скорость и прочие характеристики. Аудитория подготовлена к принятию заданных условий сюжета. Наоборот, если автор начинает рефлексировать и отступать от быстрых и остросюжетных приключений, многие читатели такое не одобряют. Современная фантастика становится все более динамичной. Ее читателям меньше нужны изыски фантастических миров и метания героев. Они требуют действий. Можно огорчаться и возмущаться по этому поводу. А можно этого не делать, ибо бесполезно. Просто потому, что, литература эволюционирует вслед за обществом. Литература двадцатого столетия, по сравнению с классикой, была достаточно лаконичной (в массе своей).
Несмотря на все вышесказанное, можно найти для себя иную фантастику, отвечающую своим вкусам и предпочтениям. Например, старую добрую космооперу, киберпанк, постап, классическое фэнтези и даже строгую сай-фай. Приведу несколько примеров. Начал читать сейчас роман Варвары Крайвановой «Хозяйка медной горы» (2024). В самом начале книги, потому особого мнения и представления пока не составил. Но даже по первому десятку страниц можно определить, что имеет место крепкая планетарная фантастика, с замахом на твердую НФ. Роман Кирилла Турова «Первая проекция» (2023) также следует отнести к фантастике, с элементами строгой НФ. Сюжет здесь строится вокруг идеи параллельных измерений. В объемном романе Николая Чувикова «Сквозь бесконечность. Акт первый. Эра отверженных» (2023) перед читателем предстает красочная галактика грядущего, с логично прописанным легендариумом (вымышленной историей человечества будущего). Крайне «атмосферное» чтение. Трилогия Надежды Ожигиной «Скрижали о четырёх» (2022) создана в духе классического эпического фэнтези, с развитым магическим миром и, в то же время, оригинальными задумками легендариума. Роман Александра Лея и Влада Грохта «Выжившие» (2025), в жанре постапа, написан по лекалам крузовской «Эпохи мертвых», с соответствующим накалом и динамикой сюжета. И это лишь небольшая часть прочитанной мной современной фантастики, созданной в устоявшихся, традиционных поджанрах.
Более того, при желании можно найти и что-то совсем экспериментальное, новаторское. Так, Антон Лазарев в романе «Комната бога» (2023) смело работает с идеями на стыке научной фантастики, метафизики, философии, космогонии. С.Н. Адушев в романе «Восхождение в бездну» (2022) сочетает героическое фэнтези с эпосом, мифологическими, эсхатологическими мотивами. Ольга Дернова в романе «Реальность 7.11» (2020) оперирует фантастическим допущением измененной реальности.
Получается парадоксальная ситуация. Неимоверное количество коммерциализированной фантастики заполняет собой профильные сайты. Авторы вынуждены оттачивать свое мастерство на поддержании читательского интереса к выкладываемой на-гора «проде». В лучшем случае. Но именно за счет этого появляется возможность публиковать на тех же сайтах книги в традициях «старой доброй фантастики», и даже экспериментировать, раздвигать рамки жанра. Конечно, у такой фантастики есть проблема с продвижением. В контексте этого обзора не буду касаться данной темы. Во-первых, сразу возникает вопрос «за счет чего и кого». Кто должен взять на себя титанический труд привлечения любителя ЛитРПГ на сторону строгой научной фантастики?! Да и зачем это нужно?! Риторические вопросы. Мне обилие ЛитРеала и бояръ-аниме совершенно не мешает жить (даже как-то делал подбору ЛитРПГ на канале, может еще сподоблюсь). Просто потому, что фантастика ими не исчерпывается. У меня огромное количество книг в очереди на прочтение. Советской фантастики, переводной классики и новых авторов, нашей фантастики нулевых и десятых, современных фантастов. Проблема лишь в наличии времени. Пишу сейчас чисто с читательской колокольни. Но я ведь и есть читатель, который, по мере возможности, рассказывает о прочитанном. Продолжу это делать и в дальнейшем.
На этом на сегодня все. Прошу рассматривать обзор в качестве субъективной заметки, не претендующей на всезнание и истину в последней инстанции.
Справочная информация: ссылки на новые обзоры канала дублируются в ОК-группе https://ok.ru/group/70000000139527