Мысли о том, что делать в экономически нестабильные времена собственникам бизнеса, фрилансерам и тем, кто работает в найме.
Сейчас реже используется термин «кризис» – то ли потому, что под кризисом часто понимают резкие потрясения, а не долгосрочные трудности, то ли потому, что все уже просто привыкли. Как ни называй, но действия в такое время часто определяют, кто останется на плаву, а кто нет.
Экономически мы переходим из кризиса неплатежей в кризис спроса, когда не просто перестают платить, а даже не покупают. Политическую ситуацию прогнозировать не решусь, но при текущих курсе рубля и ценах на нефть, новыми налогами и по-прежнему высокой ставке, мы можем получить неприятные тенденции в спросе на все товары и услуги вкупе с инфляцией 10+% в год по официальной статистике. На сколько ее умножать, чтобы получить реальную – решайте сами.
Поделюсь своими мыслями о том, как сохранить и укрепить позиции в сложные времена.
Если у вас свой бизнес
“Кто не растет х10 - тот … !!”.
Инфозомбирование “всех на рост” будет всегда просто потому что оно хорошо продается в отличии от иногда необходимой оптимизации.
Конечно, и сейчас есть бизнесы, которые растут, их немало. Если вы растете и при этом не снижается ваша рентабельность (и при этом вы ее точно правильно считаете!), то простите что зря потратил ваши 5 минут.
Для остальных (большинства) бизнесов главное - эффективность и платежеспособность.
Под эффективностью можно понимать рентабельность, причем как всего бизнеса в целом, так и рентабельность каждой копейки затрат.
А платежеспособность - это чистый денежный поток и дебиторка. Надеюсь, что прибыль от денежного потока все четко отличают.
Что делать
Еще раз (а потом еще пять раз) посмотрите на свои затраты, выделите то без чего бизнес точно умрет, а все остальное поставьте под вопрос.
Хороший лайфхак - разделите команду на 2 части: первая будет доказывать необходимость каждой статьи затрат, а вторая - отстаивать их сокращение. Так вы и команду вовлечете, и посмотрите на эти затраты с разных сторон.
Хороший лайфхак - разделите команду на 2 части: первая будет доказывать необходимость каждой статьи затрат, а вторая - отстаивать их сокращение. Так вы и команду вовлечете, и посмотрите на эти затраты с разных сторон.
Насчет внедрения ИИ в бизнес. Понимаю, что снова нарываюсь на гнев, но трижды прочитайте это:
И 5 раз подумайте где его стоит внедрять, а где - нет.
ИИ для личной продуктивности - конечно да, но внедрение ИИ в бизнес-процессы как правило требует инвестиций, которые почти никогда не окупаются в моменте.
Помните как “на золотой лихорадке больше всего заработали продавцы лопат”. И сейчас на ИИ больше всего зарабатывают те, ето рассказывает как заработать на ИИ. Бизнес должен считать деньги, особенно сейчас!
Важность стратегии
Да, снова про нее. Не буду писать много (подробнее почитайте в подборке тут или в статье по ссылке выше), но отмечу, что фокус на главном и понимание что именно мы делаем, а от чего отказываемся есть очень важная часть стратегии бизнеса. И если в “мирное” (в части экономики) время было не до этого, то сейчас - самое то.
Тут я имею ввиду ключевые клиентские сегменты, продуктовые категории, каналы и способы привлечения. Определите что из этого наиболее эффективно и уберите остальное. Сейчас распыляться смерти подобно.
А для невыгодных сегментов есть такое маркетинговое понятие - “дискриминация”, то есть ухудшение условий (вплоть до совсем запретительных) для тех клиентов, которые не являются ключевыми или не дай Бог минусовыми в части рентабельности. Надеюсь, считать вы это умеете.
Если вы фрилансер
Большинство из вас и так тратят значительное время на маркетинг. Сейчас придется тратить еще больше, по крайней мере лидогенерация и продажи должны стать для вас главным фокусом деятельности, иначе вы не сможете продать то, что хорошо умеете.
Если вам повезло работать на одного заказчика – убедитесь, что он останется с вами или позволит вам остаться с ним. Поищите второго на всякий случай. Если нет уверенности – сейчас хороший рынок труда. Понимаю, что это вызовет праведный гнев работающих на себя, но в стабильном доходе в нестабильные времена, если хорошо подумать, нет ничего плохого.
Проанализируйте, чем отличаются клиенты, которые выбирают вас, от тех, кто не стал пользоваться вашими услугами – возможно, так вы нащупаете тех клиентов и услуги, которые вам дают больше всего дохода.
Проанализируйте, как вы продаете себя и свои услуги – большинство из нас никогда не учились продавать, считая, что хорошая работа продается сама. А это не так. Возможно, как раз научиться продавать и будет тем главным, чем стоит заняться сейчас.
Вы в найме
Ну а если вы в найме - изучайте ИИ! Да, хайпово, но для себя и повышения собственной продуктивности точно полезно, к тому же будете выглядеть современным и более ценным, если ваши коллеги узнают от вас много полезного!
В целом рынок труда, в отличии от него же годовой давности, сильно сегментируется: если год назад нужны были почти все, то сейчас есть профессии, которые заметно сокращают.
Прикиньте риск вашего сокращения, и если он существенный или некомфортный для вас, то стоит снизить запросы в угоду стабильности. Хотя тут сложно давать советы, так как у каждого человека своя уникальная ситуация.
Но “прикинуть палец к носу” точно стоит.
Также всем стоит подумать над собственной продуктивностью, но для этого есть отдельная статья 👇
В заключении
История учит нас тому, что любой кризис заканчивается. Главное остаться на плаву в этот шторм, и тут стоит быть максимально прагматичным.
Больше материалов по стратегии, управлении бизнесом и управлении изменениями в моем телеграм-канале - загляните и подписывайтесь, там полезно!