Найти в Дзене

Что делать бизнесу, чтобы выжить в нестабильные времена?

Мысли о том, что делать в экономически нестабильные времена собственникам бизнеса, фрилансерам и тем, кто работает в найме. Сейчас реже используется термин «кризис» – то ли потому, что под кризисом часто понимают резкие потрясения, а не долгосрочные трудности, то ли потому, что все уже просто привыкли. Как ни называй, но действия в такое время часто определяют, кто останется на плаву, а кто нет. Экономически мы переходим из кризиса неплатежей в кризис спроса, когда не просто перестают платить, а даже не покупают. Политическую ситуацию прогнозировать не решусь, но при текущих курсе рубля и ценах на нефть, новыми налогами и по-прежнему высокой ставке, мы можем получить неприятные тенденции в спросе на все товары и услуги вкупе с инфляцией 10+% в год по официальной статистике. На сколько ее умножать, чтобы получить реальную – решайте сами. Поделюсь своими мыслями о том, как сохранить и укрепить позиции в сложные времена. “Кто не растет х10 - тот … !!”. Инфозомбирование “всех на рост” буде
Оглавление

Мысли о том, что делать в экономически нестабильные времена собственникам бизнеса, фрилансерам и тем, кто работает в найме.

Сейчас реже используется термин «кризис» – то ли потому, что под кризисом часто понимают резкие потрясения, а не долгосрочные трудности, то ли потому, что все уже просто привыкли. Как ни называй, но действия в такое время часто определяют, кто останется на плаву, а кто нет.

Экономически мы переходим из кризиса неплатежей в кризис спроса, когда не просто перестают платить, а даже не покупают. Политическую ситуацию прогнозировать не решусь, но при текущих курсе рубля и ценах на нефть, новыми налогами и по-прежнему высокой ставке, мы можем получить неприятные тенденции в спросе на все товары и услуги вкупе с инфляцией 10+% в год по официальной статистике. На сколько ее умножать, чтобы получить реальную – решайте сами.

Поделюсь своими мыслями о том, как сохранить и укрепить позиции в сложные времена.

Если у вас свой бизнес

“Кто не растет х10 - тот … !!”.

Инфозомбирование “всех на рост” будет всегда просто потому что оно хорошо продается в отличии от иногда необходимой оптимизации.

Конечно, и сейчас есть бизнесы, которые растут, их немало. Если вы растете и при этом не снижается ваша рентабельность (и при этом вы ее точно правильно считаете!), то простите что зря потратил ваши 5 минут.

Для остальных (большинства) бизнесов главное - эффективность и платежеспособность.

Под эффективностью можно понимать рентабельность, причем как всего бизнеса в целом, так и рентабельность каждой копейки затрат.

А платежеспособность - это чистый денежный поток и дебиторка. Надеюсь, что прибыль от денежного потока все четко отличают.

Что делать

Еще раз (а потом еще пять раз) посмотрите на свои затраты, выделите то без чего бизнес точно умрет, а все остальное поставьте под вопрос.

Хороший лайфхак - разделите команду на 2 части: первая будет доказывать необходимость каждой статьи затрат, а вторая - отстаивать их сокращение. Так вы и команду вовлечете, и посмотрите на эти затраты с разных сторон.

Хороший лайфхак - разделите команду на 2 части: первая будет доказывать необходимость каждой статьи затрат, а вторая - отстаивать их сокращение. Так вы и команду вовлечете, и посмотрите на эти затраты с разных сторон.

Насчет внедрения ИИ в бизнес. Понимаю, что снова нарываюсь на гнев, но трижды прочитайте это:

-2

И 5 раз подумайте где его стоит внедрять, а где - нет.

ИИ для личной продуктивности - конечно да, но внедрение ИИ в бизнес-процессы как правило требует инвестиций, которые почти никогда не окупаются в моменте.

Помните как “на золотой лихорадке больше всего заработали продавцы лопат”. И сейчас на ИИ больше всего зарабатывают те, ето рассказывает как заработать на ИИ. Бизнес должен считать деньги, особенно сейчас!

Важность стратегии

Стратегия - это план. Но в последнюю очередь — Александр ЛАПУТИН на vc.ru

Да, снова про нее. Не буду писать много (подробнее почитайте в подборке тут или в статье по ссылке выше), но отмечу, что фокус на главном и понимание что именно мы делаем, а от чего отказываемся есть очень важная часть стратегии бизнеса. И если в “мирное” (в части экономики) время было не до этого, то сейчас - самое то.

Тут я имею ввиду ключевые клиентские сегменты, продуктовые категории, каналы и способы привлечения. Определите что из этого наиболее эффективно и уберите остальное. Сейчас распыляться смерти подобно.

А для невыгодных сегментов есть такое маркетинговое понятие - “дискриминация”, то есть ухудшение условий (вплоть до совсем запретительных) для тех клиентов, которые не являются ключевыми или не дай Бог минусовыми в части рентабельности. Надеюсь, считать вы это умеете.

Если вы фрилансер

Большинство из вас и так тратят значительное время на маркетинг. Сейчас придется тратить еще больше, по крайней мере лидогенерация и продажи должны стать для вас главным фокусом деятельности, иначе вы не сможете продать то, что хорошо умеете.

Если вам повезло работать на одного заказчика – убедитесь, что он останется с вами или позволит вам остаться с ним. Поищите второго на всякий случай. Если нет уверенности – сейчас хороший рынок труда. Понимаю, что это вызовет праведный гнев работающих на себя, но в стабильном доходе в нестабильные времена, если хорошо подумать, нет ничего плохого.

Проанализируйте, чем отличаются клиенты, которые выбирают вас, от тех, кто не стал пользоваться вашими услугами – возможно, так вы нащупаете тех клиентов и услуги, которые вам дают больше всего дохода.

Проанализируйте, как вы продаете себя и свои услуги – большинство из нас никогда не учились продавать, считая, что хорошая работа продается сама. А это не так. Возможно, как раз научиться продавать и будет тем главным, чем стоит заняться сейчас.

Вы в найме

Ну а если вы в найме - изучайте ИИ! Да, хайпово, но для себя и повышения собственной продуктивности точно полезно, к тому же будете выглядеть современным и более ценным, если ваши коллеги узнают от вас много полезного!

В целом рынок труда, в отличии от него же годовой давности, сильно сегментируется: если год назад нужны были почти все, то сейчас есть профессии, которые заметно сокращают.

Прикиньте риск вашего сокращения, и если он существенный или некомфортный для вас, то стоит снизить запросы в угоду стабильности. Хотя тут сложно давать советы, так как у каждого человека своя уникальная ситуация.

Но “прикинуть палец к носу” точно стоит.

Также всем стоит подумать над собственной продуктивностью, но для этого есть отдельная статья 👇

В заключении

История учит нас тому, что любой кризис заканчивается. Главное остаться на плаву в этот шторм, и тут стоит быть максимально прагматичным.

Больше материалов по стратегии, управлении бизнесом и управлении изменениями в моем телеграм-канале - загляните и подписывайтесь, там полезно!