Приветствую вас, друзья! Сегодня поговорим о том, как ветеран первой русской революции "со товарищи" заставили германско-турецкий империалистический дредноут "корму показать".
В феврале 1915 года в порядке подготовки к высадке союзников по Антанте в Дарданеллах российская Ставка Верховного командования поставила перед Черноморским флотом задачу совершения демонстративных действий на Босфоре, включая обстрел береговых укреплений и возможную высадку десанта. Эти демонстрации должны были сковать турецкие резервы и послужить отвлекающим маневром для обеспечения высадки англо-французов в Галлиполи.
С этой целью 28 марта, 25 апреля, 2 мая и 3 мая 1915 года (здесь и далее - даты по новому стилю) Черноморский флот во взаимодействии с авиацией, базировавшейся на гидроавиатранспортах, обстрелял османские укрепления к северу от Босфора. 6 мая русские корабли вернулись на базу в Севастополе после последнего рейда, в ходе которого помимо бомбардировки турецких батарей было потоплено 10 османских кораблей (в том числе 4 парохода), что серьёзно нарушило перевозки угля в Османской империи, а также был захвачен итальянский пароход "Амалия", уличенный в перевозке контрабанды из Румынии в Константинополь. При этом военных кораблей противника замечено не было, что убедило командующего флотом адмирала А.А. Эбергарда в отсутствии активности со стороны германо-турецких сил и их желании уклониться от столкновений с русским флотом.
Однако уже в тот же день крейсера османского флота были отправлены в рейд в Чёрное море с задачей нарушить русское судоходство и обстрелять прибрежные пункты. 7 мая русские радисты засекли работу передатчиков крейсеров "Бреслау" и "Гамидие". Утром 8 мая сам "Гебен" под флагом контр-адмирала В. Сушона был обнаружен в 15 милях побережья Крыма. Эбергард получив это сообщение немедленно приказал готовиться к выходу линкорам 1-й бригады: "Евстафий", "Иоанн Златоуст" и "Пантелеймон". Для обеспечения развертывания эскадры в воздух были поняты гидросамолеты. Необходимо было срочно прикрыть побережье, поскольку на полуостров в это время прибыл с визитом сам Николай II, а также шедшие из Керчи в Севастополь транспорты с углем. Однако немцы не стали обстреливать объекты на берегу и удалились в открытое море - Сушон опасался русских подводных лодок и минных полей, да и просто экономил боеприпасы, которые приходилось доставлять из Германии. В итоге поиграв мускулами мол, "мы тоже еще могём", линейный крейсер вечером того же дня вернулся в свою базу.
Тем временем Эбергард вывел флот в море. Командующий намеревался двинуться к турецкому побережью, где легкими силами осмотреть побережье угольного района (Зонгулдак - Эрегли), а также провести бомбардировку укреплений верхнего и среднего Босфора. В состав эскадры вошли линкоры "Евстафий", "Иоанн Златоуст", "Пантелеймон", "Три Святителя", "Ростислав", крейсера "Кагул", "Память Меркурия", "Алмаз", гидрокрейсер "Император Александр I" пятнадцать эсминцев и шесть мореходных тральщиков.
Подойдя в пятом часу утра 9 мая к турецкому побережью комфлота приказал крейсерам "Кагул" и "Память Меркурия", в сопровождении эсминцев "Дерзкий" и "Беспокойный" направляться к Угольному району. "Кагул" и "Беспокойный" обстреляли порт Козлу и потопили пароход "Селяник". А в районе Эрегли "Память Меркурия" и "Дерзкий" уничтожил 2 парохода и 27 парусников. В 10.00 сообщение об атаке прибыло из Эрегли в Константинополь: в нем местный комендант сообщал в столицу, что началась высадка русского десанта! На самом деле это была лишь подрывная партия с русского крейсера, которая едва успела высадиться на причал, как попала под сильный ружейный огонь турок. Обошлось, к счастью, без потерь и наши моряки смогли вернуться на корабль. Однако переполох наделали знатный! Османское командование немедленно отправило в море "Гебен", только что вернувшийся из рейда к берегам Крыма. Корабль еще не успел пришвартоваться к набережной, как его экипажу поступил приказ приготовиться к погрузке угля. Командир крейсера капитан-цур-зее Р. Аккерман получил около половины одиннадцатого утра приказ следующего содержания:
Как можно скорее следовать к Бендер - Эрегли, где русский крейсер послал шлюпки на берег; о выходе донести; командующий флотом не пойдет на "Гебене"
Через полчаса на была получена радиограмма контр-адмирала В . Сушона с уточнением обстановки, а именно о том, что в море показались еще военные корабли, идущие к Эрегли.
К 13.00 линейный крейсер вышел из Босфора, держа курс на север и скорость 23 узла. В половине третьего вновь была уточнена боевая задача: Сушон сообщил, что в 10.40 русские крейсер и эсминец прекратили обстрел и отошли на север - на соединение с находящимся мористее линкором "Иоанн Златоуст".
"Гебену" попытаться нанести потери противнику
- телеграфировал командующий. Аккерману стало ясно, что скорее всего ему придется иметь дело не с одним тихоходным крейсером, а вероятнее всего со всем линейным Черноморским флотом.
Через десять минут на "Гебене" заметили подводную лодку, которая начала срочное погружение. Это был находившийся на плановом дежурстве "Тюлень". Опасаясь, что субмарина известит русский флот о местонахождении "Гебена" немецкий командир демонстративно лег на обратный курс и до шести вечера имитировал возвращение в Босфор. Уловка удалась - "Тюлень" не оповестил адмирала Эбергарда о появлении германского дредноута в Черном море. "Гебен" 12-узловым ходом направился на восток и около половины пятого пополудни на дистанции около 60 миль разошелся с русским флотом.
10 мая на рассвете к проливу направились выделенные для обстрела линкоры
"Три Святителя" и "Пантелеймон" под командованием начальника 2-й бригады линейных кораблей контр-адмирала князя Н.С. Путятина. Их сопровождали "Александр I" и "Алмаз". Остальные линкоры держались примерно в 25 милях от пролива. Крейсера "Память Меркурия" и "Кагул" находились мористее в дозоре. Такое разделение сил было связано во-первых с большей дальностью стрельбы орудий "Пантелеймона", по сравнению с 254-мм пушками "Ростислава", что было необходимо для обстрела целей в глубине Босфора. Во вторых, командование не располагало сведениями о местонахождении "Гебена" и потому ждать его можно было откуда угодно - появись он из Босфора ударная группа оказалась бы в затруднительном положении.
Утром из Босфора вышел эсминец "Нумуне-И-Гамийет" (Numune-I Hamiyet), находившийся в дозоре. В 5.15 он заметил дымы на севере, пошел им навстречу и в 5.40 передал по радио, что видит русский флот. Он попытался обстрелять русские тральщики, но сам попал под огонь шестидюймовок "Пантелеймона" и начал отходить. "Гебен" принял радиограмму "Нюмуне" и пошел на сближение с русскими.
Его заметил крейсер "Память Меркурия", который полным ходом пошел на
соединение с главными силами. "Гебен" вдогонку ему нахально передал
прожектором свои позывные "GB". Еще раньше об обнаружении германского линейного крейсера просигнализировал находящийся в воздухе гидросамолет с "Александра I", но поскольку свод сигналов дымками не давал возможности указать при этом пеленга, сообщение не позволяло определить направление на германский корабль. Получив радиограмму с крейсера в 7.05 Эбергард приказал группе обстрела немедленно присоединиться к эскадре, а сам пошел им навстречу. Однако "Гебен" быстро настигал его, и стало ясно, что соединиться русские броненосцы не успеют. В момент получения сигнала командующего о возвращении к флоту отряд князя Путятина находился примерно в 95 кабельтовых севернее мыса Эльмас, не успев еще лечь на боевой курс для обстрела береговых батарей. В 07.10 тральщики, а за ними линкоры начали последовательно разворачиваться через левый борт в узкой протраленной полосе. Маневр занял 18 минут, поэтому князь вынужден был еще до выхода на безопасные глубины обогнать тральщики и самым полным ходом идти на соединение с "Евстафием".
В 07:37 - адмирал Эбергард с главными силами вплотную приблизился к границе, известных русских и возможных турецких минных заграждений. Здесь Андрей Августович окончательно убедился в том, что сосредоточить свои силы до подхода противника он не успеет - до спешащих на подмогу "Пантелеймона" и "Трех Святителей" оставалось не менее 40 каб, а "Гебен" был уже в 15 милях. Поэтому в 7.41 адмирал последовательно повернул навстречу вражескому дредноуту, чтобы не подставлять под удар замыкавший строй самый слабый из линкоров "Ростислав".
В 7.51 с дистанции 94 кабельтова русские открыли огонь, "Гебен" немедленно ответил. Линейный крейсер вел огонь с максимальной скорострельностью, пытаясь использовать свое кратковременное преимущество. Хотя его залпы постоянно накрывали"Евстафий", и броненосец временами просто скрывался за стеной высоких всплесков, попаданий немцы не добились. Вероятно, немцев сбила с толку хитрость Эбергарда - тонкий и искушенный тактик - он с началом боя не стал увеличивать ход, как того, по-видимому, ожидал противник, а через несколько минут, когда залпы "Гебена" ушли на недолеты, еще и уменьшил скорость до 9 узлов. Тем самым русский адмирал сократил время подхода "Пантелеймона" и "Трех Святителей", а немцы неправильно оценив скорость русских броненосцев выставляли неправильный прицел. Впрочем, попытка организовать централизованный огонь эскадры у русских тоже не удалась: 12-дюймовые снаряды, сосредоточенных четырехорудийных залпов разрывались о воду с недолетами. Складывалась ничья - обе стороны не могли добиться прямых попаданий, чтобы нанести противнику какой-либо урон.
Ситуация изменилась с появлением "Пантелеймона" Его командир капитан 1 ранга М.И. Каськов, оценив обстановку, приказал выжать из машин все, на что они способны. В 08.05 его корабль поравнялся с "Ростиславом" намереваясь занять свое третье место в строю. При этом "Пантелеймон" развил 17,5 узла — на полтора узла больше, чем на приемных испытаниях в 1903 году! Более старый "Три Святителя" старался не отстать от него. В 8.06 ударная группа присоединилась к эскадре. Не завершив маневр, "Пантелеймон" открыл огонь по "Гебену", посылая снаряды прямо над мачтами "Ростислава".
Вторым залпом "Гебен" был накрыт, причем один из 305-мм снарядов поразил среднюю часть корпуса ниже ватерлинии. Взрыв пришелся по нижней кромке броневого пояса, вызвал затопление бортового коридора и выведя из строя второе 150-мм орудие левого борта. Вскоре "Гебен" поразили еще два 12-дюймовых снаряда. Один попал в бак и проник в жилую палубу, не вызвав, однако, пожара. Другой разбил ящик для противоторпедных сетей, одна из которых свесилась за борт. Потерь в людях немцы (как и русские) в том бою не понесли. В западных источниках, в частности у Г. Стаффа в его книге "Германские линейные крейсера Первой мировой войны", утверждается что попаданий было всего два. Также данные о двух попаданиях подтверждает схема из Бундесархива (см. ниже) - на ней указаны попадания в кромку бортового пояса и в палубу в носовой части. Возможно немцы не посчитали попадание в ящик с сетями существенным, поэтому и не указали его? Странно. Радист "Гебена" Георг Кооп в своих воспоминаниях наоборот говорит о двух попаданиях: в палубу в носовой части и в противоторпедную сеть. Первое же попадание в подводную часть он описывает как внезапное сотрясение пробежавшее по всему корпусу, которое по началу приняли за подрыв на мине.
Хотя повреждения не были серьезными, положение "Гебена" становилось опасным - русские корабли смогли соединиться и намеревались теперь поставить противника под сосредоточенный огонь всей дивизии линкоров. Когда дистанция сократилась до 73 кабельтовых и артиллерийское превосходство русской эскадры стало слишком очевидным, Аккерман резким поворотом вправо вышел из боя, и в 08:16, когда дистанция между противоборствующими сторонами достигла 110 кабельтовых, стрельба с обеих сторон прекратилась.
Командир "Гебена" задумал оттянуть русский флот как можно дальше от Босфора , а затем, пользуясь существенным преимуществом в скорости хода, прорваться в пролив. Наша же эскадра, упорно пытавшаяся сблизиться с противником и поэтому понемногу склонявшаяся вправо, в 08:20 увеличила ход до 13 узлов. Однако уже через четыре минуты линкоры 2-й бригады ("Три Святителя" и "Ростислав") стали отставать. В итоге не желая растягивать строй А.А. Эбергард вынужден был вновь уменьшить скорость.
Линейный крейсер, в свою очередь, держался на почтительном расстоянии в 120 - 130 кабельтовых. Примерно до 12.30 противники шли на север, после чего "Гебен" резко отвернул на восток, развил 26 узлов и прорвался к проливу. На поддержку отходившему дредноуту Сушон выслал легкий крейсер "Бреслау", который появился на месте событий только к полудню, когда бой уже прекратился, а также минный крейсер "Пейк-И-Шевкет" и эсминец "Ядигар-И-Миллет". Последние два корабля встретили германские крейсера только в 16.30, когда те уже входили в Босфор.
Русские подводные лодки не смогли помешать возвращению "Гебена" - у "Тюленя" ещё накануне боя случилась поломка одного из двигателей и он вынужден был оставить свою позицию у входа в пролив, а отправленная на замену "Нерпа" не успела прийти своевременно.
Адмирал Эбергад намеревался продолжить операцию, предполагая сперва отвести в Севастополь тральщики, стеснявшие действия флота во время боя, и, не заходя в базу, вновь идти к Босфору. Но у погоды были свои планы, отличные от адмиральских - северо-западный шторм, поднявшийся следующей ночью, заставил флот возвратиться в Севастополь. 11 мая в пять часов вечера корабли встали на свои штатные места в базе.
За этот бой адмирал Эбергард был награжден мечами к имеющемуся у него ордену Св. Владимира 2-й степени, что превращало орден в высокую боевую
награду. Командир линкора "Пантелеймон" капитан 1-го ранга М. И. Каськов стал кавалером Георгиевского оружия - золотой сабли с надписью "За храбрость", старший артиллерист линкора В . Г. Мальчиковский был произведен в чин старшего лейтенанта и удостоился орденов Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом и Св. Станислава 2-й степени. Наградами были отмечены и еще несколько офицеров. Не обошли наградами и отличившихся в бою нижних чинов . Так, адмирал наградил Георгиевским крестом 4-й степени старшего комендора "Пантелеймона" Андрея Жукова, который "в бою 27 апреля 1915 года с германо-турецким крейсером "Гебен" метким и удачным выстрелом нанес ему повреждение, после которого таковой быстро вышел из боя".
За 23 минуты боя "Евстафий" успел сделать 60 выстрелов из 12-дюймовых и 32 выстрела из 203-мм орудий , "Иоанн Златоуст" - соответственно 75 и четыре. "Пантелеймон" израсходовал шестнадцать 305-мм снарядов, и еще 13 снарядов главного калибра послал в неприятеля черноморский ветеран - линкор "Три Святителя". Всего, наши линейные корабли выпустили 164 305-мм и 36 203-мм снарядов и трижды поразили цель. "Ростислав" имея орудия калибра 254-мм огня не открывал, чтобы не сбивать наводку остальным линкорам. Вновь, как и в бою у мыса Сарыч 18 ноября 1914 года, Черноморскому флоту не удалось реализовать свой главный козырь - централизованную стрельбу с линейных кораблей 1-й бригады, которую отрабатывали на учениях в течении нескольких предвоенных лет. Но если должным образом организовать ее в бою у Сарыча помешала отвратительная видимость, то у Босфора - разделение сил.
Немцы, выпустив 126 11-дюймовых (280-мм) снарядов, полагали, что добились трех попаданий, хотя на самом деле в русские корабли не попал ни один. Русские офицеры оценили стрельбу неприятеля достаточно высоко: залпы "Гебена" ложились так близко к "Евстафию", что линкор сильно встряхивало. Адмирал Эбергард несколько раз посылал старшего офицера осмотреть нижние помещения, чтобы убедиться, что корабль не получил пробоин. Хотя на палубе и спардеке "Евстафия" после боя нашли более 30 осколков германских
снарядов, помимо поврежденных шлюпок, существенных повреждений флагманский корабль не получил.
Основной ошибкой русского командующего считается допущенная им в начале операции разброска сил. Причину его мы уже указали - отсутствие данных о местонахождении "Гебена". Но более чем 15-мильное расстояние между группой обстрела и силами прикрытия было рискованным и не обеспечивало своевременного сосредоточения сил в случае появления линейного крейсера как со стороны моря, так и из пролива. Историк флота Денис Козлов считает что у адмирала Эбергарда были свои резоны для именно такого развертывания сил, в частности опасения атак неприятельских субмарин, сведения о появлении которых в Черном море регулярно поступали в штаб флота. Так информация о вступлении в строй османского флота двух подлодок была обнаружена в черновом семафорном журнале крейсера "Меджидие", подорвавшегося на русских минах у Одессы. Кроме того помимо ударной группы в прикрытии нуждались авиатранспорт, обеспечивающий полеты своих гидропланов, и тихоходные дозорные крейсера. Парадокс, но именно рассредоточение русских сил и стало приманкой для "Гебена". Вряд ли бы он рискнул выйти если бы все русские линкоры были в сборе с самого начала - урок боя у мыса Сарыч Сушон и Аккерман вполне усвоили. Но эти рискованные действия аукнутся Эбергарду через год, когда под него начнут копать начальник морского штаба главковерха адмирал А.И. Русин и его флаг-капитан капитан 2-го ранга А.Д. Бубнов. Опасное рассредоточение сил, допущенное в бою 10 мая 1915 года, станет одним из поводов для смещения адмирала с должности.
Столкновение хоть и показало ошибочность ряда решений Эбергарда, но, в то же время, оно продемонстрировало и полное бессилие немцев. Капитан цур зее Р. Аккерман не сумел воспользоваться шансом нанести поражение части русской эскадры. Все чего удалось добиться - сорвать рутинный обстрел турецких береговых батарей. В части же нанесения неприятелю потерь задача была полностью провалена - "Гебен" не только не причинил русским кораблям никакого ущерба, (продырявленные шлюпки "Евстафия" не в счет), но и сам получил повреждения. Хоть и не критические, но требовавшие исправления а значит ресурсов и трудозатрат. Русский флот с честью вышел из тяжелого испытания, приняв бой с сильным и быстроходным противником в весьма невыгодных условиях: разделенные главные силы, "обуза" в виде легко уязвимых тральщиков и авиантранспорта, стесняющая маневрирование минная угроза и близость неприятельской базы. И вновь наши "старики" снова щелкнули "Гебен" по носу. Причем минимум два раза!
Источники: Д. Козлов "Бой у Босфора"/ "Морской сборник" №4-2003, Больных А.Г. "Морские битвы Первой мировой: Трагедия ошибок", Георг Кооп "На линейном крейсере "Гебен", G. Staff "German battlecruisers of World War one", материалы в открытом доступе в сети Интернет
Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Делитесь нашими публикациями в соцсетях! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал и смотрите также прошлые публикации. И до новых встреч на "Историческом броневичке"!
Возможно Вам будет интересно: