Найти в Дзене
MetalGuide

2025: Katatonia – Nightmares as Extensions of the Waking State

На протяжении более тридцати лет Katatonia методично выстраивала свою музыкальную идентичность, не теряя связи с собственными корнями. И вот после длительного периода стабильности шведская формация впервые столкнулась с внутренним расколом. В начале этого года один из основателей группы, гитарист Андерс Нюстрём, покинул коллектив, положив конец многолетнему творческому союзу. Заявление Katatonia, наполненное сдержанной грусти, вскоре сопровождалось более прямолинейным комментарием самого Нюстрёма. Он дал понять, что его решение вызвано разногласиями с Йонасом Ренксе – в частности, отказом последнего возвращаться к раннему, более тяжёлому материалу группы на концертах. Поклонники первых альбомов могут понять его разочарование: реальность такова, что за последние двадцать лет Katatonia обрела новую, куда более широкую аудиторию – ту, что сформировалась благодаря релизам XXI века, начиная с Last Fair Deal Gone Down (2001) и его пронзительного хита Teargas. Что ж, баланс между движением вп

На протяжении более тридцати лет Katatonia методично выстраивала свою музыкальную идентичность, не теряя связи с собственными корнями. И вот после длительного периода стабильности шведская формация впервые столкнулась с внутренним расколом. В начале этого года один из основателей группы, гитарист Андерс Нюстрём, покинул коллектив, положив конец многолетнему творческому союзу. Заявление Katatonia, наполненное сдержанной грусти, вскоре сопровождалось более прямолинейным комментарием самого Нюстрёма. Он дал понять, что его решение вызвано разногласиями с Йонасом Ренксе – в частности, отказом последнего возвращаться к раннему, более тяжёлому материалу группы на концертах.

Поклонники первых альбомов могут понять его разочарование: реальность такова, что за последние двадцать лет Katatonia обрела новую, куда более широкую аудиторию – ту, что сформировалась благодаря релизам XXI века, начиная с Last Fair Deal Gone Down (2001) и его пронзительного хита Teargas. Что ж, баланс между движением вперёд и ностальгией всегда непрост.

-2

Однако, оставив за кулисами разногласия, Katatonia уверенно двигается дальше. Их новый альбом Nightmares as Extensions of the Waking State сохраняет привычную мистическую и готическую атмосферу, опираясь на знакомые, но теперь более жёсткие и менее снисходительные приёмы. Несмотря на то, что лонгплей стал первым без участия Нюстрёма как композитора – всё написано Ренксе. Но, как и в предыдущих City Burials (2020) и Sky Void Of Stars (2023), отсутствие соавтора не сказалось на художественной целостности.

Треки насыщены тем же мрачным обаянием, только теперь импульс исходит исключительно от Ренксе – его гибкие формы, его мелодии, его интуиция. Фирменные риффы и гитарные текстуры здесь доведены до предела узнаваемости, а характерные паузы, когда голос Йонаса Ренксе звучит почти в одиночестве, начинают вызывать лёгкую усталость – и всё же безошибочно указывают на Katatonia.

Для группы не впервой открывать альбом дерзким, мрачным треком. Thrice – именно такой: тревожный, плотный и зловещий, он словно воплощает название пластинки в звуке. Как в ночном кошмаре, создаётся ощущение, что за каждым углом поджидает безликая угроза. Прог-роковая динамика задаёт тон, грув то сжимается, то распадается, и на этой зыбкой основе вырастает вокальная линия, причудливо оплетающая гитарные завитки – всё это завершается элегантной кульминацией. Под многослойным ритмом голос Ренксе звучит холодно и отчуждённо, будто следуя своей собственной траектории, как в Lilac, где слышится отголосок уже пережитого. Подобный контраст между отстранённым вокалом и насыщенной инструментальной частью – сознательный баланс, работающий на атмосферу.

Temporal продолжает традицию – тяжесть обволакивается атмосферой, а в более хрупких моментах альбома, таких как тревожный The Liquid Eye, группа проявляет другую сторону своей силы: ранимость. Однако неожиданным акцентом становится трек Efter Solen на шведском языке. Он начинается как тихая фортепианная баллада, но постепенно растворяется в приглушённой синтвейв-эстетике – и всё это, несмотря на перемены, остаётся в русле фирменного звучания группы. Почти внезапно в церемониальной композиции Wind Of No Change появляются хоровые партии, придающие ей масштаб, но, быть может, прозвучавшие слишком рано.

Departure Trails предлагает иллюзию умиротворения, но не хватает выразительности и дерзости. Удивительно, ведь начинаешь ловить себя на мысли: а где же яркие вокальные линии? Порой вдохновение уводит Katatonia куда-то в менее понятные сферы, трудно поддающиеся расшифровке музыкальные пространства.

В других композициях группа позволяет себе эксперименты. Warden – хаотичный всплеск с оттенками пост-панка и даба, а The Light Which I Bleed берёт сдержанную аранжировку и накачивает её атмосферой, пока резкие гитарные фигуры не трансформируются в роковую мелодраму.

Финальная In The Event Of как будто задаёт вопрос – не столько музыкальный, сколько экзистенциальный. Здесь наблюдаем столкновение их гимнового пафоса с кинематографическим нуаром, к которому Katatonia давно нас приучила.

В целом, Nightmares as Extensions of the Waking State звучит почти исповедально, обнажая внутреннее напряжение. Однако к середине альбома инерция начинает угасать, и усталость берёт верх над интересом, в результате чего опус начинает утомлять. Это не провал, но и не триумф, просто релиз не оставляет того яркого следа, которого ожидаешь.

©Автор: Валентина Катышева