Найти в Дзене
ПИН

Своя нефть, чужие цены: почему соседи продают наш бензин дешевле

Каждый раз, подъезжая к АЗС, российские автомобилисты испытывают легкий приступ тревоги. Цифры на табло неуклонно растут, словно счетчик в такси без остановок. Страна буквально плавает в нефти, экспортирует черное золото по всему миру, а собственные граждане платят за топливо как за деликатес. Особенно болезненно эта ситуация выглядит на границах. Житель Кургана, проехав каких-то 50 километров до казахстанского Петропавловска, обнаруживает цены на местных заправках заметно ниже российских. И это при том, что топливо часто произведено из той же российской нефти! Абсурд достигает своего пика, когда понимаешь: мы продаем сырье соседям, а они перерабатывают его и продают нам же дешевле, чем мы сами себе. За последние три года ситуация с ценами на топливо в России развивалась по сценарию, который мог бы позавидовать любой триллер. Согласно данным Росстата, рост цен превзошел все разумные ожидания. Самый популярный бензин АИ-92 подорожал с 47,35 рубля до 56,48 рубля за литр — рост на 19,28%.
Оглавление

Каждый раз, подъезжая к АЗС, российские автомобилисты испытывают легкий приступ тревоги. Цифры на табло неуклонно растут, словно счетчик в такси без остановок. Страна буквально плавает в нефти, экспортирует черное золото по всему миру, а собственные граждане платят за топливо как за деликатес.

Особенно болезненно эта ситуация выглядит на границах. Житель Кургана, проехав каких-то 50 километров до казахстанского Петропавловска, обнаруживает цены на местных заправках заметно ниже российских. И это при том, что топливо часто произведено из той же российской нефти! Абсурд достигает своего пика, когда понимаешь: мы продаем сырье соседям, а они перерабатывают его и продают нам же дешевле, чем мы сами себе.

Цифры, которые расстраивают

За последние три года ситуация с ценами на топливо в России развивалась по сценарию, который мог бы позавидовать любой триллер. Согласно данным Росстата, рост цен превзошел все разумные ожидания.

Самый популярный бензин АИ-92 подорожал с 47,35 рубля до 56,48 рубля за литр — рост на 19,28%. Его более статусный собрат АИ-95 продемонстрировал похожую динамику, увеличившись с 51,41 до 61,71 рубля (плюс 20,04%).

Но настоящим чемпионом по росту стал премиальный АИ-98. Его цена взлетела с 60,21 рубля до 84,05 рубля за литр — фантастические 39,59%! К концу мая в Петербурге 98-й бензин уже стоил 87 рублей за литр. Владельцы дорогих автомобилей, требующих высокооктанового топлива, оказались в особенно неприятной ситуации.

Дизельное топливо, критически важное для грузоперевозок и сельского хозяйства, подорожало с 54,49 до 71,27 рубля — рост на 30,79%. Этот скачок больнее всего ударил по логистическим компаниям и фермерам, которые в итоге переложили возросшие расходы на конечных потребителей.

Где прячется правда о ценах

Когда начинаешь разбираться в структуре цены на бензин, возникает ощущение, что попал в какую-то параллельную реальность. Оказывается, себестоимость нефти составляет всего около 10% от цены на заправке. А до 70% — это налоги в различных формах.

"Цена на бензин в России не имеет практически ничего общего с ценой нефти, они полностью отрезаны друг от друга", — объясняет вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. В розничной цене топлива акцизы, НДС и НДПИ составляют львиную долю каждого рубля.

Доцент НГУЭУ Эдуард Коложвари подтверждает: "Фискальная составляющая — главный мотор подорожания. Акцизы планомерно растут из года в год, закладываясь в бюджет как гарантированный доход."

Получается удивительная картина: государство использует собственных граждан как живой банкомат. Чем больше машин на дорогах, тем больше денег поступает в казну. И этот поток не зависит от мировых цен на нефть или себестоимости добычи.

-2

Почему соседи умнее нас

Сравнение с Казахстаном особенно красноречиво демонстрирует разность подходов к топливной политике. Казахстан сознательно ограничивает экспорт сырой нефти, направляя большие объемы на внутреннюю переработку, и держит налоговую нагрузку на топливо значительно ниже российской.

Для казахстанских властей дешевый бензин — вопрос социальной стабильности и поддержки собственной экономики. Дешевое топливо снижает транспортные расходы, делает товары доступнее, стимулирует внутреннее потребление.

Для российского государства топливный рынок превратился в мощнейший фискальный инструмент. Каждый литр бензина — это гарантированное пополнение бюджета, независимо от экономической конъюнктуры.

Механизм, который не дает ценам падать

Даже когда мировые цены на нефть рушатся, российские автомобилисты не получают никаких преференций. В стране действует хитроумная система налогового маневра, которая отвязывает внутренние цены от мировой конъюнктуры.

Когда экспорт нефтепродуктов сверхприбылен, государство забирает часть выручки через дополнительные налоги. Когда экспорт убыточен, власти компенсируют нефтяным компаниям потери за счет внутреннего рынка. В результате россияне никогда не получают выгоды от дешевой нефти, но всегда страдают от ее дороговизны.

"Цена на топливо снижаться не может, потому что нефтегазовая держава имеет бюджетные потребности и закрывает их во многом за счет продажи топлива собственному населению", — резюмирует Антон Шапарин.

Есть ли выход из топливной ловушки

Эксперты предлагают несколько путей решения проблемы, но все они требуют политической воли и готовности поступиться бюджетными доходами.

Первый вариант — отмена акциза на топливо, что могло бы снизить цены на 3 рубля за литр. Второй — разрешение добавления метанола в моторное топливо, как это делается в США, Европе и Китае.

Эдуард Коложвари предлагает переложить налоговое бремя на другие товары: "Имеет смысл повысить акциз на табачные изделия — по России его собирается в 2,5 раза больше суммы акциза на топливо."

Экономист мечтательно добавляет: "Хотелось бы, чтобы в нашей нефтяной державе топливо стоило дешевле в два раза — это снизило бы общий уровень цен в экономике и инфляцию."

-3

Перспективы на будущее

К сожалению, все эксперты единодушны: в ближайшее время рассчитывать на снижение цен не приходится. Более того, заложенные в систему механизмы гарантируют их дальнейший рост.

Ольга Валиева из Института экономики СО РАН отмечает дополнительные факторы давления: "Растут цены на оборудование и расходные материалы, высокая ключевая ставка провоцирует рост процентных ставок по кредитам, растет стоимость транспортировки, санкции сокращают доходную базу."

Все эти факторы создают порочный круг, из которого крайне сложно вырваться без кардинальных изменений в государственной политике.

Российские автомобилисты оказались заложниками ситуации, когда собственные природные богатства работают против них. Парадокс нефтяной державы заключается в том, что чем больше у страны нефти, тем дороже может быть топливо для ее граждан — если государство видит в них источник доходов, а не объект заботы.

А как вы думаете, справедливо ли, что граждане нефтяной державы платят за топливо больше, чем жители стран-импортеров?

Покупаете китайский автомобиль? Узнайте, сколько денег вы потеряете на перепродаже — цифры впечатляют!
ПИН Новости26 мая

Пожалуйста, поставьте ваш великолепный лайк

А если нажмёте "Подписаться" - будет супер 🙌

Здесь каждый день очень много интересного!