Найти в Дзене
Маркин у руля

Кастом по-русски: как тюнинговали «Оку» в 90-е. От «табуретки» до кабриолета

В 1996 году были с репортажем на заводе, который делал пластиковые детали для автомобилей. Как раз тогда "Ока" только появилась в продаже, и народ начал ее покупать. Машинка стоила 3500 рублей при средней зарплате 200 рублей в месяц. Дешево, но все равно для многих это были большие деньги. Через год-два начали приезжать заказчики с просьбами сделать что-нибудь эдакое для своей "Оки". Обвесы, накладки, спойлеры. В цехе их называли "украшательством", но работа была работой. Платили неплохо, делали охотно. Продавец ставил гирю на весы так, чтобы недодать товара. Граммов сто-двести с килограмма. В автомобильной среде слово прижилось для пластиковых накладок на кузов. Выбор машин в СССР был небольшим. ВАЗ-2107, "Москвич-412", ЗАЗ-968. Все одинаковые, серые. Хочешь выделиться - меняй что-то сам. Вот и стали умельцы лепить на "Оки" самодельные детали. «Помню заказчика 1992 года. Привез "Оку" ВАЗ-1111, попросил сделать накладки на бамперы и пороги. Мотивировал просто: "Надоело ездить на табуре
Оглавление

В 1996 году были с репортажем на заводе, который делал пластиковые детали для автомобилей. Как раз тогда "Ока" только появилась в продаже, и народ начал ее покупать. Машинка стоила 3500 рублей при средней зарплате 200 рублей в месяц. Дешево, но все равно для многих это были большие деньги.

Через год-два начали приезжать заказчики с просьбами сделать что-нибудь эдакое для своей "Оки". Обвесы, накладки, спойлеры. В цехе их называли "украшательством", но работа была работой. Платили неплохо, делали охотно.

До конца восьмидесятых "обвес" означал обман покупателей на рынке

Продавец ставил гирю на весы так, чтобы недодать товара. Граммов сто-двести с килограмма. В автомобильной среде слово прижилось для пластиковых накладок на кузов.

Выбор машин в СССР был небольшим. ВАЗ-2107, "Москвич-412", ЗАЗ-968. Все одинаковые, серые. Хочешь выделиться - меняй что-то сам. Вот и стали умельцы лепить на "Оки" самодельные детали.

«Помню заказчика 1992 года. Привез "Оку" ВАЗ-1111, попросил сделать накладки на бамперы и пороги. Мотивировал просто: "Надоело ездить на табуретке, хочу, чтобы машина выглядела солиднее". Сделали ему комплект из стеклопластика, покрасили в цвет кузова. Машина действительно стала выглядеть больше и весомее.» - рассказывал один из работников завода.

СеАЗ в Серпухове и ЗМА КамАЗ в Набережных Челнах быстро поняли спрос. Стали выпускать версии "Люкс" с металликовой краской и чуть лучшей отделкой салона. Но серьезный тюнинг делали частные мастерские.

Два пути переделки

Мастерские шли двумя дорогами. Первая - сделать "Оку" похожей на большую машину. Московская фирма "Карди" создала проект "Динара". Новые бамперы, решетка радиатора, даже пластиковый капот. Выглядело внушительно, но детали стоили дорого.

Видел такую "Динару" на выставке в Сокольниках в 1994 году. Машина была красивая, но цена... Полный комплект обвеса стоил, как половина новой "Оки". Поэтому сделали упрощенную версию "Динара-2" с более дешевыми деталями.

Фирма "Виста" пошла проще. Переднюю часть "Оки" стилизовали под "Самару". Получилось неплохо и недорого. Продавали по десятку комплектов в месяц.

-2

Второй путь - "мимимишность". Машине придавали мягкие, дружелюбные черты. "СпецАвто" из Тольятти сделала "Винни" - "Оку" с округлыми формами и детской расцветкой. Заказывал ЗМА КамАЗ для привлечения женской аудитории.

Такие машины продавались хуже. На выставках вызывали улыбки, но покупать не спешили.

Кабриолетов в СССР не производили

Климат не подходящий, дождей много, смысла особого не было. Но в девяностые все изменилось. "Ока" стала первой машиной, которую начали превращать в кабриолет.

-3

ЗМА КамАЗ предложил ВАЗ-11113L "Ока-Леди" с большим люком в крыше. Поставили приборы от "Самары", руль от "Нивы". Люк открывался электроприводом. Цена была на треть выше обычной "Оки".

СеАЗ сделал вариант с кузовом ландо. Съемная крыша только над задним рядом сидений. Одновременно показывали прототипы купе и седана.

В 1997 году "СпецАвто" построила "Кабрик". Передняя часть крыши с большим люком, средние стойки остались, задняя часть снималась полностью. Яркая расцветка, веселый дизайн.

-4

ЗМА КамАЗ демонстрировал полный кабриолет с съемной крышей. Показывали варианты с дугой безопасности и без нее. Конструкция выглядела хлипкой.

Серийно кабриолеты не выпускались. Интерес был, но реальных заказов мало.

Кроме внешнего вида, дорабатывали и технику

Первым делом меняли колеса. Вместо стандартных R12 ставили R13. Выбор резины шире, комфорт выше.

-5

Московская "ВТТ-Трейдинг" предлагала "Мегаматик" - электромагнитное сцепление. Система работала как упрощенный робот. При касании рычага КПП сцепление включалось автоматически. Педаль сцепления не нужна.

Конструкцию отработали на "Запорожцах". На "Оке" довели до рабочего состояния. Стоило около 1000 долларов - серьезные деньги по тем временам.

Тормоза "Оки" не подходили для активной езды. Многие мастерские их усиливали. Ставили вентилируемые диски вместо сплошных, импортные колодки, стальные тормозные шланги.

Стандартный мотор "Оки" развивал 33 лошадиные силы

Для городской езды хватало, но многие хотели больше. Способов было несколько.

Фирма "Виста" дорабатывала штатный двигатель. Меняла распредвал, настраивала карбюратор, устанавливала спортивный воздушный фильтр. Мощность возрастала до 37 сил.

-6

РИАТ из Набережных Челнов ставил систему впрыска топлива. Мощность поднималась до 41 силы, расход топлива снижался. Но система требовала квалифицированного обслуживания.

ЗМА КамАЗ предлагал четырехцилиндровые моторы МеМЗ с Мелитопольского завода. Двигатель 1,1 литра развивал 49 сил, версия 1,3 литра - 63 силы. Надежность была средней, а запчасти дорогими.

Ставили импортные двигатели от Mini Cooper. Мотор объемом 1 литр развивал 44 силы при 5250 оборотах. Были случаи установки 1,3-литрового агрегата мощностью 63 силы.

Спортивная команда Lukoil Racing построила "Дансер" - гоночную машину на базе "Оки"

От серийного автомобиля остались только некоторые кузовные панели. Пространственная рама, импортные тормоза Brembo, коробка передач от "Самары".

Двигатель ВАЗ-2112 объемом 1,6 литра форсировали до 108 сил. Настроили систему впрыска, поставили спортивный распредвал, облегченные поршни. Заявленная максимальная скорость 190 км/ч.

-7

Машину показывали на выставках как демонстрацию возможностей. Для дорог общего пользования она не предназначалась.

Фирма "Гладков Сервис" сделала заднемоторную "Оку". В багажнике разместили турбированный двигатель ВАЗ-2112. Заявляли мощность 210 сил, но реальные цифры были скромнее.

Передние колеса 13 дюймов, задние 15 дюймов. Подвеску полностью переделали, поставили спортивные амортизаторы и пружины. Машину демонстрировали в 2005 году.

СеАЗ в попытке удержать продажи предлагал разные моторы

Кроме штатного двухцилиндрового устанавливали МеМЗ и китайские копии Suzuki.

Трехцилиндровый китайский мотор объемом 0,8 литра развивал 37 сил. По паспорту был экономичнее стандартного, но на практике часто ломался. Запчасти привозили из Китая, ждать приходилось месяцами.

«В 2003 году ездил на "Оке" с мотором МеМЗ 1,3 литра. Разница с базовой машиной была заметной. Двигатель тянул увереннее, обгоны стали возможными. Но надежность подводила - через год потребовался ремонт головки блока.» - рассказывал механик завода.

Рекомендую ознакомиться:

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал! Спасибо за внимание!

Супы
578,6 тыс интересуются