Акварельный мир сродни миру моды: нет-нет да подует новый ветер, известный художник найдет интересный прием. Через время смотришь – а уже так делают многие. И тут главное – соблюдение баланса, когда прием работает на смысл, идею, а не используется ради самого себя.
Один из таких интересных приемов: использование грануляции в акварели.
Грануляция — это когда некоторые акварельные краски при высыхании образуют красивую, слегка зернистую или пятнистую текстуру, а не гладкий ровный цвет. Почему? Вспомним химию: у разных красок разная величина частиц пигмента: некоторые состоят из более крупных и тяжелых частиц (как мелкий песок или сахар), другие — из очень мелких и легких (как пыль). Скорость оседания у частиц получается разная: какие-то быстро оседают в неровностях бумаги, а какие-то распределяются равномерно.
И это не брак, а волшебное свойство акварели, которое художники специально используют, чтобы создать эффект камня, старых стен, облаков, морской пены, листвы — всего, что должно выглядеть естественно и фактурно.
Марк Фолли: самоучка, влюбленный в свет и стихию акварели
Один из художников, кто мастерски использует грануляцию в работах – француз Марк Фолли. Он вырос и работает во Франции, и это влияет на его визуальный язык. Ему присуще восхищение светом, атмосферой и эмоциональной передачей пейзажа, что роднит его с импрессионистами и постимпрессионистами, хотя его стиль абсолютно современен.
Марк Фолли не получил классического академического образования. Возможно, это сыграло ключевую роль в формировании его уникального стиля. В отсутствии строгих правил он сосредоточился на интуитивном исследовании акварели, углубился в изучение ее свойств. Бесконечная практика, наблюдение за поведением воды и пигмента, анализ удач и неудач привели к тому, что в работах видно, насколько глубоко, почти как алхимик, он понимает материал.
Фолли сознательно и страстно выбрал акварель как свой основной и любимый материал. И кажется, это не случайный выбор или дань моде, а глубокое родство. Его привлекают именно те качества акварели, которые делают эту технику сложной. Он воспринимает акварель не просто как краску, а как живую стихию (воду), с которой ведет диалог, направляя, но не подавляя ее.
И из этого понимания родились образные приемы построения его картин, их сновидческая эстетика. Эти приемы, скорее интуитивные и эмоциональные. Художник ставит задачу передать ощущение места и света, а не фотографически воссоздать его.
Главные "герои" и источники вдохновения Фолли – свет (его игра, отражения, преломления, умение создавать атмосферу) и природа: пейзажи юга Франции, Альпы, морские виды, деревья, цветы.
Цвет как главный герой и волшебный инструмент
В любой его работе цвет – всегда главное действующее лицо. Фолли использует цвет не для описания, а экспрессивно и эмоционально. Его палитра может быть как нежно-пастельной, так и неожиданно яркой и контрастной.
Цвета взаимодействуют друг с другом: теплые и холодные, насыщенные и легкие. Мастерское использование цветовых отношений мгновенно создает настроение: таинственное, меланхоличное, лиричное, драматичное. Цвет формирует "воздух" картины и обращается к чувствам зрителя.
Акварельные приемы: алхимия контроля и случайности
Технические приемы, формирующие уникальный стиль Фолли.
Вибрация гранулирующих пигментов. Фолли блестяще использует специфические свойства акварельных пигментов, особенно их способность к грануляции. Он направляет этот процесс, создавая сложные, "живые" текстуры в небе, воде, архитектуре, напоминающие природные фактуры (камень, облака, морскую пену).
Магия растекания и слияния. Экспертное управление текучестью акварели. Контролируемые (а иногда и намеренно "отпущенные") затеки, мягкие переходы и слияния цветов создают плавные, дышащие формы, лишенные жестких границ.
Лессировка как дыхание. Виртуозное применение лессировок (прозрачных слоев краски). Он строит глубину и сложность цвета не за счет непрозрачности, а за счет наложения тончайших слоев, сохраняя при этом сияющую прозрачность, характерную для акварели. Каждый слой добавляет нюанс, как дыхание.
Диалог с бумагой. Понимание и использование белизны и фактуры бумаги как активного элемента композиции. Бумага не просто фон, а соучастник – ее белизна становится светом, а фактура взаимодействует с пигментом.
Сновидческие акварели
В результате рождаются акварели-сновидения, которыми восхищаются во всем мире.
Они эфемерны и невесомы: объекты и пейзажи словно тают в свете или возникают из тумана. Листы наполнены недосказанностью и намеком.
Настроение в них доминирует над детализацией, стирая грань между реальным и воображаемым, и словно погружает зрителя в сон. Художник приглашает нас что-то домыслить, дочувствовать. Меланхолия, ностальгия, тихая радость, ощущение чуда – все это передается через цвет и форму, минуя рациональное восприятие.
Сегодня Марка Фолли по праву считают одним из самых узнаваемых и вдохновляющих современных мастеров акварели Франции. Он участвует в выставках, проводит мастер-классы.
Его творчество – это гимн возможностям акварели. Волшебные работы, рожденные из глубокого диалога с цветом и капризной природой акварельных пигментов, переносят зрителя в мир поэтической недосказанности и сновидческой красоты, доказывая, что акварель – это не просто техника, а язык для выражения самых тонких и возвышенных состояний души.