Найти в Дзене

Как акварелист Цзянь Чжунвэй* учит нас законам живописи из древнего трактата

Оглавление

От древнего канона к современному искусству

На днях, во время очередного визита в культовый петербургский книжный, зависла над «Трактатом о живописи из сада с горчичное зерно». Эта книга – плод коллективного труда под редакцией нескольких восточных мастеров. Он не продвигает уникальный стиль одного гения, а кодифицирует общее наследие.

Трактат — это энциклопедия, а не просто учебник. Для нас, европейцев, удивителен сам подход: “научись копировать эти 10000 видов листьев, и станешь мастером”. В западном искусстве ценится оригинальность, а здесь — глубина следования канону.

Можно сказать, что это — визуальный словарь-конструктор. Он содержит сотни (!) пронумерованных, стандартизированных изображений элементов природы: скал (24 типа!), деревьев (40+ видов), листьев, трав, облаков, водопадов, построек, фигур людей в разных позах. Интересно, что все эти элементы – не просто графические знаки, авторы пытаются постичь их внутреннюю суть и характер.

В трактате содержится «Шесть законов живописи» Се Хэ (это древний китайский теоретик искусства). А мой гилти плеже — смотреть в запретграмах видео с процессом работы восточных мастеров акварели. И тут вдруг меня озарило: они все четко следуют этим правилам, интерпретируя их в современности.

Сейчас покажу, это на примере работ . Цзянь Чжунвэя Тайваньский художник-акварелист, чьи работы сочетают западные техники с восточной философией искусства.

Духовный ритм и жизненная энергия

Наблюдать, как летает его кисть по листу бумаги — сплошное удовольствие. Он не просто точно знает, какой след оставит инструмент сейчас, но, кажется, что энергия управления идет откуда-то из души. Динамика мазков, игра света и тени создают ощущение «дыхания» пейзажа.

-2

Он активно интерпретирует старинные техники, делая их современными. Многослойность, которая напоминает технику «гунби», где слои наносятся постепенно.

Игра с текстурами: соль, размытия, сухие кисти — аналоги эффектов в традиционной тушевой живописи.

Структура и композиция

Цзянь Чжунвэй четко строит пространство, даже в свободной акварельной манере.

-3

Одна из основных идей этого принципа — активное использование пустоты. Пустота — это не отсутствие, а активная часть композиции.

Мастерское владение пустотой — визитная карточка Цзянь Чжунвэя. Его акварели часто строятся на контрасте детализированных объектов (старый дом, лодка, скала) и огромных, динамичных, “дышащих” областей размывов, заливок, незакрашенной бумаги. Эта пустота не пассивна — она излучает свет, влажность, атмосферу, эмоцию. Он четко следует концепции незавершенности: лучше недосказать, чем перегрузить.

Именно незавершенность делает его реализм поэтичным и медитативным, а не просто документальным.

Тон важнее цвета

Цзянь Чжунвэй мастерски использует градации серого, подчеркивая цветом лишь ключевые элементы. Работает в технике мокрым по мокрому, которая напоминает традиционную живопись тушью, где важна текучесть и непредсказуемость.

-4

Свобода и контроль — вот его правила. Сочетание спонтанных заливок с точными деталями (как в китайской живописи «сэй» — «передача идеи».

Его техническая безупречность и уверенность в спонтанных приемах (мокрое по мокрому, размывы) основаны на этом фундаменте. Он знает “правила” настолько глубоко, что может позволить себе “нарушать” их с виртуозной легкостью, управляя хаосом акварели. Его свобода мазка — это свобода мастера, прошедшего школу канона.

Единство природы и человека

В трактате подчеркивается гармония между художником и изображаемым миром.

-5

В акварелях Цзянь Чжунвэя это видно в выборе сюжетов: старые кварталы, морские пейзажи, где природа и рукотворные объекты сливаются. Чиен работает акварелью (это все же западный материал), но его виртуозное владение "алфавитом" природных форм (фактура камня, игра света на воде, структура листвы) явно перекликается с идеей трактата. Он не копирует схемы буквально, но его работы демонстрируют глубочайшее знание и интуитивное чувство этих "элементарных частиц" природы, доведенное до автоматизма.

«Сад с горчичное зерно» взращивается и ныне

Основной урок, метафора «сада с горчичное зерно»: малое вмещает великое). В акварелях Цзянь Чжунвэя небольшие сцены передают масштаб эмоций. Это – не просто красивые пейзажи, но эмоциональные состояния, переданные через призму реальности. Туманный город не просто влажный – он ностальгический. Бурное море не просто мощное – оно грозное и величественное. Он ловит суть момента и атмосферы, используя техническое мастерство для передачи идеи, а не для гиперреализма.

-6

Цзянь Чжунвэй - живое воплощение актуальности идей трактата в XXI веке. Его акварели – не иллюстрация к трактату, а его современная поэтическая интерпретация, доказывающая, что глубинные принципы восточной эстетики, зафиксированные три века назад, продолжают вдохновлять на создание мощного, эмоционального и технически безупречного искусства, понятного всему миру.

-7

Он – мастер, для которого "горчичное зерно" традиции проросло в уникальное, но глубоко укорененное дерево современной акварели. И нам, художникам с европейским взглядом, несомненно есть о чем подумать.

Интересный вопрос "на подумать": а как цифровая эра меняет интерпретацию этих принципов?

P.S «Трактат о живописи из сада с горчичное зерно» заслуживает, несомненно, отдельной статьи. Как изучу - напишу, ибо нашлась цифровая копия) Только тсссс, я вам этого не говорила )))

* Китайское имя: 簡忠威. 

 Английское написание: Chien Chung Wei или Jian Zhong Wei (варианты транслитерации). 

Кириллическая транслитерация: Цзянь Чжунвэй.