На прошлой неделе в будни ничего особенного, о чём бы мне хотелось написать, не произошло. Зато в воскресенье мы с сыном посетили два классных музея. И про первый я как раз хочу сегодня рассказать.
Это Музей Московской окружной железной дороги. Я писала о нём в подборке музеев и выставок, посвящённых транспорту. Кстати, билет уже подорожал и стоит 350 рублей для взрослого. Но нам повезло, в честь 1 июня мы с Тимохой попали туда бесплатно.
В статье много фотографий, обязательно листайте и читайте подписи!
Музей молодой, его открыли в августе 2019 года. Находится он в в бывшем станционном здании платформы Пресня, построенном в 1908 году по проекту архитектора Александра Никаноровича Померанцева.
Кстати, машину я припарковала на небольшой парковке на 3-й Магистральной улице. Оказалось, этот дом был жилым ещё буквально пару лет назад (сейчас там какие-то организации), а жили там железнодорожники. При строительстве в этом доме не было канализации, а туалет находился в отдельном здании неподалёку от станции. На станции туалет появился, когда туда переехала бухгалтерия.
Что особенно удивило, так это отсутствие посетителй. Мы приехали почти к открытию, в 10:20, и стали первыми. И пока мы были там, никто больше не пришёл... А ведь экспозиция хоть и небольшая, но интересная!
Хотя мне наоборот понравилось, что мы были одни. Ведь нам повезло, нас встретил экскурсовод музея Рихард Александрович Скрипник и внезапно провёл нам индивидуальную экскурсию. Человек настолько влюблённый в свою работу, что это завораживает!
Экспозиция освещает весь исторический путь Московской окружной железной дороги от её создания до современного МЦК.
Первое, что встречает посетителей музея, — репродукция старинной станции Пресня и оригинал станционного колокола, в который можно позвонить. Рихард Александрович предложил это сделать Тиму, но тот застеснялся. В итоге, позвонила я, а Тимоша от звука испугался и занервничал.
В первом зале мы увидели макет Николаевского моста, по которому можно и сейчас перейти от Киевского вокзала к улице Плющиха. Мост пешеходный.
Только представьте, на 54 км МЦК (бывшей МОЖД) расположены 72 моста!
На одной из стен воссоздан кусочек одного из красивейших мостов Москвы того времени — Алексеевского (Даниловского), названного в честь наследника престола цесаревича Алексея Романова. Он до сих пор железнодорожный, расположен около станции Кожуховская.
В этом зале, как и в следующих, на витринах представлены архивные документы, чертежи и предметы, свяазнные с МОЖД.
Конечно, здание подверглось реконструкции, но кое-что удалось сохранить. Например, напольную плитку, окошко кассы и даже кусочек деревянной отделки.
В следующем зале мы увидели ручную железнодорожную стрелку, выпущенную в 1950-х годах. Она сделана из чугуна и весит 9 кг. Рихард Александрович продемонстрировал , как она работает.
Дальше — фрагмент подлинного устройства маршрутно-релейной централизации со станции Андроновка 1959 года, новейшего по тому времени способа централизации стрелочных переводов и сигналов.
Продолжение экспозиции — на первом этаже. Там же, кстати, гардероб.
В первом зале огромный макет паровозного депо Лихоборы и станции Канатчиково, а также макет утраченного в XIX веке остановочного пункта Военное Поле.
Во втором зале воссоздан рабочий кабинет главного инженера и автора проекта Московской окружной железной дороги — Петра Ивановича Рашевского.
Нам с Тимофеем очень понравился музей. Экспозиция небольшая, мы обошли её не спеша минут за 40-50. Хотя я бы провела здесь больше времени, лучше изучила все детали и ещё послушала Рихарда Александровича. Но моему трёхлетке так долго ходить там не хотелось. Думаю, особенное впечатление на меня произвёл не сам музей, а харизматичный Рихард Александрович и его интересные рассказы. А вот Тима сильно впечатлил макет с катающимся туда-сюда паровозом.
А ещё нам подарили магнитик, чупа-чупс, два комплекта открыток с создателями Транссиба и московско-петербургской железной дороги и копию газеты, выпущенной 9 мая 1945 года.
В общем, горячо рекомендую музей всем, особенно, если дети постарше Тима и увлекаются транспортом. Перед посещением обязательно проверьте актуальную информацию о работе экспозиции на официальной странице на сайте РЖД, потому что в мае у них была куча нерабочих дней.
На днях расскажу о втором музее, в котором мы с Тимом побывали в это воскресенье, не переключайтесь!