Японские автомобильные бренды, давно завоевавшие доверие за качество и надёжность, всё активнее переносят производство за пределы родины. Одним из ключевых направлений стал Китай — гигант как по объёму рынка, так и по производственным мощностям. Почему японские автоконцерны выбирают Китай и какие модели собираются на его заводах.
Toyota
Производство и модели: В Китае Toyota выпускает широкий спектр автомобилей через два основных СП: Guangzhou Toyota (партнёр – GAC) и FAW Toyota. Штаб-квартиры располагаются в Гуанчжоу и Чанчунь, кроме того есть заводы в Тяньцзине и Чэнду. На конец 2024 года локально производятся:
- Линейка седанов/хэтчбеков: Corolla, Allion, Levin – аналоги Corolla/Brevis, Vios и Cruise – малолитражки, Vios (Yaris L) уже снят.
 - Кроссоверы/SUV: RAV4, RAV4 Plug-in, Wildlander – аналог RAV4, Harrier, Crown Kluger – гибриды по образцу Highlander, Granvia – минивэн, Prado – внедорожник J250 под маркой Crown Land Cruiser, и др.
 - Седаны представительского класса: Camry – долгоживущий седан, Avalon – ранее в США Fusion, Crown – купе-седан, Crown SportCross – универсал, Crown Kluger – гибрид Highlander.
 - Новые электромодели: bZ3, bZ4X – электрические кроссоверы семейства bZ; bZ5 – новый EV-кроссовер, выпускаемый в Китае по совместному предприятию с BYD.
Импортируются лишь топовые импортные модели (Lexus‑версии, Land Cruiser, GR86 и др.). 
Заводы и партнёры: Guangzhou Toyota Motor Co., Ltd. – СП GAC и Toyota, три завода в Гуанчжоу с общим потенциалом >720 тыс. машин/год. FAW Toyota Motor Co., Ltd. и Toyota, заводы в Чанчжуне, Ханчжоу и Нанпин с мощностью около 600 тыс. машин/год. Также есть завод по производству автоматических трансмиссий (CVT) и батарей в Чаншу.
Локализация: Уровень локализации очень высок. В Китае локально собирают основные узлы: двигатели (частично в совместном СП с FAW), трансмиссии (CVT-сборка в Чаншу), кузова, электронику. Например, на заводе в Чаншу Toyota запустила производство вариаторных КПП Xtronic и гибридных накопителей энергии (совместно с южнояпонской фирмой GS Yuasa).
Многие материалы отделки и детали поставляются китайскими поставщиками. Импортируются редкие детали (например, электродвигатели или АКБ для гибридов пока могут поступать оттуда), но соотношение импорт/локализация постоянно смещается в сторону локальных компонентов.
Особенности китайских версий: Китайские модификации моделей Toyota часто отличаются дизайном и оснащением. Например, новая Camry для Китая получила иной передний бампер с менее навязчивой решёткой и переработанную приборную панель с более плавными формами по сравнению с американской версией. Базовый вариант Camry в Китае комплектуется менее мощным гибридным мотором (2.0L) при более низкой цене.
Для большинства моделей на китайском рынке доступны «длиннобазные» версии: A4L у Audi, A6L у Audi и аналогичные LWB-седаны у Toyota (Camry, Crown), что учитывает предпочтения китайских потребителей к увеличенному пространству сзади. Также в Китае нередко ставят расширенный набор опций (полный привод у кроссоверов, кожаный салон, мультимедиа с китайским интерфейсом).
Стратегия бренда: Toyota серьёзно наращивает локальные усилия. Компания целит добиться выпуска до 2,5–3 млн машин в Китае к 2030–2035 годам. Руководство отмечает, что китайское партнерство и локальное развитие моделей станет одним из приоритетов: к 2030 Toyota планирует максимально «китайскую» продуктовую линейку, вплоть до проектирования электромобилей совместно с китайскими партнёрами. В частности, в 2025 Toyota создала СП с BYD для выпуска электрокроссовера bZ5 по китайским стандартам (ставка на более выгодную ценовую политику).
Кроме того, в 2023 Toyota договорилась с властями Шанхая о строительстве собственного завода для разработки и производства электромобилей Lexus (завод Lexus EV в районе Цзиньшань, ввод планируется к 2027 г.). В целом стратегия Toyota в Китае – локализовать разработки (включая гибриды и EV), учесть китайские запросы (комфорт, дисплеи, размеры), и постепенно переводить продажи на электрифицированные модели: гибриды, а затем чистые электромобили.
Nissan
Производственные модели: Nissan в Китае представлен двумя основными СП. Dongfeng Nissan, штаб в Ухане: выпускает популярный седан Sylphy (аналог Sentra), кроссоверы X-Trail и Qashqai, хэтчбек Tiida (бывший Latio/Versa), а также модели бренда Venucia (марка Dongfeng Nissan) – например, D60, e30 (электрический аналог NV200).
Guangqi Nissan – партнёр GAC: выпускает седаны Teana/Altima, Sunny/Poule, кроссоверы Murano (или Q50L Infiniti), а также кроссоверы X-Trail и Qashqai, нередко с китайскими названиями. Оба СП выпускают и комплектующие (ДВС, КПП) для своих моделей. Дополнительно есть СП Dongfeng Renault-Nissan (Zhengzhou Nissan) – выпускает пикапы (Nissan Navara), фургоны (NV200), но под маркой JMC-Ford также строит пикапы Ford.
Заводы и партнёры: Dongfeng Nissan имеет несколько заводов: основные – в Ухани (H1, H2), в Даляне (SUV), а также завод Zhengzhou Nissan для коммерческих авто. GAC Nissan располагает заводами в Пидане, Чунцине и других регионах. В 2020–2022 гг. Nissan также запустил с партнером Dongfeng новое СП LEOX для чисто электрических моделей.
Локализация: Nissan давно локализует производство: двигатели, коробки передач (CVT японского образца, но собирают в Китае) и многие кузовные детали производятся локально. Через СП Dongfeng и GAC к китайским поставщикам перешла разработка салонных мультимедиа и локализация ряда узлов.
Например, новая платформа EV (Nissan CMF-EV) разрабатывается в Китае, батареи для электромобилей могут закупаться у китайских производителей (Momenta, Huawei входят в экосистему Nissan China). Хотя Nissan традиционно полагался на импорты, сейчас электронная начинка и кузова в основном китайские по сравнению с импортом мелких деталей.
Отличия китайских версий: Китайские Nissan адаптированы под местный вкус. Удлинённые кузова (например, седан Sylphy с длинным багажником), более просторные салоны, порой другие пропорции бамперов. Также комплектация обычно богаче: штатно устанавливаются большие сенсорные дисплеи мультимедиа, функции умного ключа, кожаные материалы (в американских версиях эти опции могут быть опциями).
Распространён локальный флагман — Nissan Altima нового поколения получил по сравнению с мировой версией увеличенную колёсную базу и иной дизайн кормы. Этно-ориентированные настройки шасси и цифровых систем (например, голосовые ассистенты, мультимедиа на китайском) также отличаются.
Стратегия бренда: Nissan объявил о масштабной «возвращению к корням» в Китае с упором на электрификацию и локальную автономию решений. Во время Шанхайского автошоу 2025 года Nissan объявил о плане инвестировать 10 млрд юаней до 2027 года для развития в Китае. Ключевые пункты стратегии: расширение электромодельной линейки (от 8 до 10 моделей к 2027 году), передача полномочий китайским инженерам и дизайнерам (под новые бренды LEOX и Venucia), а также экспорт из Китая разработанных здесь машин.
Уже запущен электроседан Nissan N7 (либо LEOX N7) и гибридный Frontier Pro — они разрабатывались с учётом китайского рынка и будут экспортироваться в другие страны. Nissan также тесно сотрудничает с китайскими IT-компаниями (Momenta, Huawei) для развития систем автопилота и софтверной «начинки». Цель — сохранить конкурентоспособность в Китае, где внутренние бренды быстро набирают долю.
Honda
Производственные модели: В Китае Honda действуют два крупные СП: Guangzhou Honda (GAC-Honda) и Dongfeng Honda. Guangzhou Honda производит модели семейства Accord, Civic, компактные хэтчбеки Fit и Wind, кроссоверы CR-V и Avancier, минивэн Odyssey и компактный кроссовер XR-V (модели с Vezel). Кроме того, GAC Honda выпускает гибриды серии e:N. Dongfeng Honda в Ухане производит кроссоверы CR-V и ZR-V, седан Civic, а также представляет бренд Ciimo (XR-V под маркой Ciimo) и новый EV-бренд Lingxi.
Заводы и партнёры: Guangzhou Honda – СП GAC и Honda, базируется в Гуанчжоу (3 завода: Хуанпу и Чжунсюнь) общей мощностью ~720 тыс. машин в год. Новый завод (Development District NEV Factory) для EV запущен в декабре 2024.
Dongfeng Honda – СП Dongfeng и Honda, главный офис в Ухане, мощность около 480 тыс. машин/год. В 2024 г. открыт первый в мире специальный завод Dongfeng Honda для только EV в Ухане. У обоих СП есть собственные НИОКР-центры; с 2022 г. с китайцами запущены марки e:N (GAC) и Ye (Dongfeng) для электромобилей.
Локализация: Honda давно локализовала ключевые компоненты в Китае. На местных заводах собирают двигатели, трансмиссии, а также 12В и гибридные батареи (совместное производство в Чаншу). В Китае изготавливаются подвески, электроника, многие кузовные детали. Заметна ориентация на китайских поставщиков: например, гибридные автомобили Honda в Китае получают батареи местного производства от Gotion (GAC-Honda) или CATL (Dongfeng-Honda). Импортом остаются только некоторые высокотехнологичные модули (например, системы рулевого управления или комплексные «бортовые» компьютеры). Уровень локализации превышает 80 % во многих моделях.
Отличия китайских версий: Китайские версии Honda имеют отличия в длине кузова (например, Accord в Китае – Long Wheelbase), а также иные настройки подвески и интерьера. Так, китайская Accord длиннее международной и уже получает алюминиевый экстерьер и более роскошные материалы интерьера (чаще кожаные сиденья, деревянные вставки, эластомагнитные панели).
Многие модели здесь предлагают расширенное оснащение: крупный сенсорный дисплей (обычно 10–12 дюймов), панорамная крыша в самых доступных версиях, «умный» климат-контроль с голосовым управлением. Honda иногда предлагает локальные «паркетники»: для Китая разработан компактный кроссовер HR-V/Guangqi Vezel, не завозимый на другие рынки.
Стратегия бренда: Honda активно инвестирует в китайские EV и гибриды. В октябре 2024 открылся первый в мире завод Dongfeng Honda только для электромобилей, а GAC Honda завершил строительство NEV-завода в декабре 2024. Honda планирует вывести в Китае 10 новых электромобилей к 2027 г. (в том числе текущую серию e:N и новую линейку Ye), и к 2035 году полностью перейти на электромобильный ассортимент.
По словам руководства, 100 % продаж в Китае планируется на электрифицированные модели (HEV/PHEV/BEV) к 2035 г. При этом Honda наращивает локальные исследования и разработки: например, создаёт совместный R&D-центр с Dongfeng для батарей и ПО. Уже представлены PHEV модели (Accord Energi) и готовятся новые чистые EV (линейка e:N). В стратегии Honda Китай выступает базой для «умной» адаптации моделей под местные требования (напр., LWB-версии седанов, звукопоглощающие технологии, электроника), а также для будущего экспорта EV из Китая в другие страны.
А что вы думаете по переносу крупных японских производств авто в Китай?