Новая рубрика на этом канале — #ректоробъясняет, в которой руководитель нархоза будет подробнее рассказать о том, почему принимаются те или иные решения и как они повлияют на каждого в отдельности.
— Современный университет — живой организм с большим количеством направлений деятельности, подразделений, функций, процессов. Принимаемые в вузе управленческие решения “под капотом” имеют множество вводных и факторов, которые необходимо учитывать, но зачастую они являются неочевидными для сотрудников и студентов, — пишет ректор НГУЭУ Павел Новгородов.
Финансовая устойчивость организаций
Одной из важнейших целей любой организации, в том числе и вуза, является обеспечение ее финансовой устойчивости. В долгосрочном периоде необходимо добиваться, чтобы доходы вуза превышали расходы, а созданные резервы направлялись на проекты развития и использовались как «подушка безопасности».
Финансовое состояние вуза зависит от двух типов факторов — внешних и внутренних. Под внешними, в частности, понимается госполитика в области оплаты труда, ценообразования образовательных программ, выделения бюджетных мест, финансирования проектов отдельных университетов. Внутренние факторы определяются способностью вуза получать дополнительные доходы от образовательной, научной, инновационной и иных видов деятельности, участия в федеральных и региональных программах и проектах, а также управлением себестоимостью.
Как внешние факторы влияют на финансовое состояние вуза?
За 11 лет моей работы в руководстве НГУЭУ я наблюдаю «качели» в системе высшего образования: есть периоды «накопления», когда доходы превышают расходы, и периоды «расходования», когда избыточные расходы покрываются за счет ранее созданных резервов. Чередование таких периодов — это естественное состояние любой системы.
Доходы большинства вузов (не берем университеты с большими доходами от НИР и участников различных программ развития) определяются образовательной деятельностью. А основные затраты по образовательной деятельности — это оплата труда, а также инфраструктурные и эксплуатационные издержки.
Доходы от образования определяются нормативами Минобра: по ним финансируются «бюджетные места», и вузы ориентируются на нормативы при установлении стоимости платного обучения.
Теперь обратимся к конкретным цифрам в динамике. Стоимость обучения на бакалавриате очной формы при поступлении на 1 курс в 2020 году по большинству программ составляла 124 тыс. руб., а в 2024 году — 165 тыс. руб. Прирост за 4 года составил всего 17%.
За этот же период средняя зарплата по региону (к которой, согласно «майским» указам Президента РФ, привязана оплата труда преподавателей) увеличилась с 35 до 62 тыс. руб., то есть на 77%.
Кроме того, другие расходы вуза — на эксплуатацию (клининг, охрану), ремонт и т.д. — увеличились за эти 4 года еще больше.
То есть расходы вузов росли и продолжают расти более высокими темпами, чем доходы. Как следствие, в течение этого периода многие перешли из периода «накопления» в период «расходования».
Какова ситуация в нашем университете?
Особенности нашего вуза в этом контексте:
- Высокая доля внебюджетных доходов (до 85%).
- Доля оплаты труда с социальными взносами в общих расходах вуза — 73%. В 2024 году объем этих выплат превысил 1 млрд руб. по сравнению с 582 млн руб. в 2020 году.
- Цены на основные образовательные программы высшего образования находятся на минимально допустимом нормативном уровне, их необоснованное повышение может вызвать переток абитуриентов в другие вузы и невыполнение плана набора.
- Основной источник доходов — образовательная деятельность. Другие доходы в общей структуре несущественны.
- По итогам 2024 года все образовательные программы вуза, кроме МГИМО и IThub, перешли в категорию убыточных.
- С 2020 г. по 2024 г. усредненная стоимость часа труда преподавателей НГУЭУ (рассчитывается как фонд оплаты труда, деленный на общую нагрузку) выросла в 2 раза: на ВО — с 551 до 1091 руб. за час, на СПО — с 295 до 591 руб. за час.
В 2015-2019 годах НГУЭУ находился в периоде «расходования». Расходы превышали доходы и остатки на счетах вуза «таяли» с каждым годом. В июне 2017 и 2018 годов вуз брал кредиты для того, чтобы выплатить отпускные преподавателям.
Летом 2019 года мы вышли «в ноль», и далее начался период накопления, в котором мы находились до 2023 года.
По итогам 2023 года мы вышли в легкий «минус» и далее перешли к стабильному превышению расходов над доходами, ежемесячно фиксируя снижение остатков на счетах вуза относительно значений на ту же дату в предыдущий год.
Есть ли какие-то критические риски для вуза?
Как я написал выше, период «расходования» — естественный, и критических рисков для вуза, когда мы не сможем финансировать текущую деятельность, в том числе оплату труда, социальные программы и т.д., я не вижу.
С одной стороны, мы продолжаем планомерно развиваться, ежегодно расходуя средства в том числе на инфраструктуру — ремонты, закупку новых компьютеров, оборудования, инвентарь; проводим значительное количество научных и внеучебных мероприятий, направляем студентов и преподавателей в командировки и т.д.
С другой стороны, период «расходования» — это не просто ожидание того, что он закончится сам по себе либо нам поможет министерство какими-то целевыми вливаниями, — мы сами собственными управленческими решениями должны обеспечивать финансовую устойчивость вуза.
Какие решения принимаются?
С одной стороны, ведется большая работа по повышению доходов, в том числе через запуск «инновационных» образовательных программ. Под таковыми я понимаю программы, которые приносят нашему клиенту — абитуриенту — дополнительную «новую» ценность. Эта ценность позволяет установить более высокую стоимость обучения относительно рынка и, соответственно, обеспечивать превышение доходов над расходами.
В 2024 году мы успешно запустили две «инновационные» программы c высокой стоимостью и доходностью — бакалавриат с МГИМО (390 тыс. руб.) и программу СПО IThub (190 тыс. руб.).
В 2025 году мы анонсировали еще несколько «инновационных» программ, а также пересмотрели стоимость «основных» образовательных программ.
Также комплекс мер направлен на снижение себестоимости образовательного процесса. Мы провели анализ образовательных программ и зафиксировали, что по ряду из них контактная нагрузка (которая и определяет заработную плату преподавателей) превышает минимум, предусмотренный государственным стандартом, на 80% (например, магистратура по «Экономике») — при том, что стоимость такой программы была минимальной. Соответственно, перед выпускающими кафедрами был поставлен вопрос — либо пропорционально повышать стоимость программы, либо снижать себестоимость: большинство заведующих выбрали второй путь.
Кроме того, мы более активно стали управлять другими факторами, которые влияют на себестоимость образовательного процесса, прежде всего, обратили внимание на формирование малокомплектных групп, которыми хронически «страдали» ряд образовательных программ.
Как принятые решения скажутся на нагрузке и оплате труда преподавателей?
Принятые решения предопределили сокращение нагрузки кафедр в этом и в последующие годы. Общая нагрузка следующего учебного года, предварительно, сократится на 10% (по ряду кафедр — более существенно) по сравнению с текущим.
Но при анализе этого факта необходимо разорвать ментальную связь между нагрузкой, ставками и оплатой труда преподавателей, так как последнее — есть влияние большого числа факторов. Важно понимать, что при снижении нагрузки доходы вуза от образовательной деятельности продолжают расти, а это означает, что падение нагрузки будет компенсировано опережающим повышением оплаты труда. При оценке динамики оплаты труда мы руководствуемся прежде всего показателем стоимости одного часа труда преподавателя.
Образно говоря, отработать 900 часов по ставке 600 рублей за час и 600 часов по 900 рублей за час — одинаково по итоговой оплате труда, но существенно отличается по стоимости часа и интенсивности труда.
В этом и последующих годах мы движемся по пути от первой ситуации к второй: нагрузка и количество ставок будет сокращаться, а стоимость часа и общий фонд оплаты труда — расти.
В 2025 году наибольший прирост стоимости часа будет по таким должностям высшего образования, как доцент, старший преподаватель и ассистент, он составит десятки процентов. Но по разным должностям это будет достигнуто различными инструментами: где-то это будет повышение окладов или иных составляющих оплаты труда, в случае с профессорами и завкафедрами — в основном через планируемое снижение норматива нагрузки на ставку.
В любом случае, в среднем по вузу преподаватели начнут работать меньше, а получать — больше: в этом и состоит одна из целей преобразований.