Как только я увидела её в программе «Ночь музеев», сразу же решила: «Идём!» Вместе с подругой, которая там тоже никогда не была. Она же мне и сказала, что внутри – очень красиво (по слухам). Но меня, конечно, больше привлекала старина.
Есть в ней особая атмосфера… застывшего времени. Чувствуется связь с прошлыми поколениями. Снисходит какое-то невыразимое умиротворение и покой. От того, что на миг жизнь может и остановиться. Тебе не придётся никуда спешить. И даже воздухом ты будешь дышать как будто прошлым. С танцующими в свете заходящего солнца пылинками мгновений, вполне осязаемых, если медленно-медленно поднести к ним пальцы.
Правда, в субботу, когда мы шли по сверкающей серебряными капельками дождя Риге, разливающаяся вокруг серость, скорее, обостряла и без того острые углы многочисленных башенок церкви Св. Гертруды, чем взбивала коктейль из пространства и времени в попытке захватить в свой плен как можно большое количество людей.
Впрочем, от очереди – как мне в начале думалось, на колокольню, а затем выяснилось, что в необычную (для моего восприятия) молитвенную комнату, расположенную на высоте ста ступеней внутри пронзающей небо башни, дождь нас не спас. Зато у меня появилось время – не скажу, что внимательно, но в целом – вдумчиво – всмотреться во внутреннее убранство церкви Св. Гертруды, как будто бы отреставрированной, а потому производящей впечатление новодела, которым она, конечно же, не является.
Современное здание, возведённое с 1864 по 1869 год по проекту рижского архитектора Иоаганна Даниэля Фельско, выполнено в стиле неоготики, имеет форму креста и построено из красного кирпича. Башня церкви Св. Гертруды достигает 63 метров в высоту. Декоративные украшения в общем аскетичной постройки сформированы из бетона и представляют собой многочисленную россыпь крохотных башенок, вырастающих из ступенчатых фронтонов, контрфорсов и подножия шпиля башни.
В 1907 году на окнах появились витражи Э. Тоде.
Расписной алтарь в 1912-м был заменён на распятие. Когда же появились… напоминающие собой иконы картины, изображающие Страсти Христовы (последние часы из жизни Иисуса Христа), я сказать не могу.
Честно говоря, я даже не думала, что в лютеранских храмах можно встретить нечто подобное, хотя прошлогоднее знакомство с церковью Св. Мартина Лютера, состоявшееся у меня в рамках культурного форума «Белая ночь», уже вполне открыто намекало на то, что до лютеран дошёл не только технический прогресс (кстати, если в Св. Мартина Лютера пожертвования можно было отправить по QR-кодам, то в Св. Гертруде для этого поставили целый электронный «жертвователь» (а как ещё такой аппарат назвать?)), но и православные веяния – правда, в своём стиле: в виде репродукций картин или оригинальных художественных работ… не стала выяснять, какого художника.
Впрочем, нашлась в церкви и конкретная, с моей точки зрения, икона – Донской Божией матери (не совсем она, но очень похожа), около которой стоял вполне узнаваемый подсвечник с горящими свечами. Чудеса, да и только!
Про дизайн интерьера церкви Св. Гертруды почитайте что-нибудь сами. А лучше посмотрите фотографии, сделанные здесь и сейчас! Думаю, что по ним вы легко определите основные архитектурные особенности внутренней части здания. Если разбираетесь в них. Остальные – как и я – могут просто насладиться красотой пастельных (в меру) красок, чёткостью линий и необычностью взмывающих ввысь стен с удивлённо взирающими на всё окнами-глазами!
Старой церковь Св. Гертруды названа так потому, что есть ещё и Новая, построенная в начале XX века церковь, посвящённая всё той же покровительнице путешественников, имя которой присваивалось большинству храмов, находящихся за пределами города (в нашем случае – Старой Риги).
В Старой церкви Св. Гертруды находится второй по музыкальной значимости орган в Риге, уступающий первое место разве что органу Домского собора.
Отсюда же в начале XX века начала свой миссионерский путь в Индию Анна Ирбе – дочь первого епископа Латвийской евангелическо-лютеранской церкви Карлиса Ирбе.
Продолжение следует… и дальше мы с вами пойдём вверх, вверх и… немного вниз! Заинтриговала?