Георгий Натансон рассказывал, что школьником он очень часто ходил в кино. Кассирши кинотеатра "Ударник", находившегося поблизости от школы, знали его в лицо, и однажды кто-то из них по-свойски продал 13-летнему мальчишке билет на премьеру фильма "Веселые ребята". В зале с балкона он впервые вживую увидел советских кинозвезд, выступавших перед показом. Это событие и сама картина произвели огромное впечатление, и юный Георгий тогда же решил посвятить себя кинематографу.
Друзья, в преддверии дня рождения народного артиста РФ Георгия Натансона, который отмечается 23 мая, вспоминаем знаменитого режиссера и делимся кадрами со съемочных площадок его фильмов.
Все остается людям (1963)
Георгий Натансон, режиссер: "Еще в детстве, увидев фильм "Дети капитана Гранта", я, как и миллионы мальчишек и девчонок, влюбился в веселого и озорного Паганеля – Черкасова...
Сотрудничать с великим Черкасовым было действительно счастьем. Но для самого актера это время стало тяжелым. В дни съемок его уволили из ленинградского театра имени Пушкина – "Александринки", в которой он прослужил более тридцати лет. К тому же он сильно болел тогда... Сейчас трудно поверить в то, что выдающегося актера не хотели утверждать на эту роль".
Старшая сестра (1966)
Георгий Натансон, режиссер: "Провел пробы на главные роли талантливых, но не известных в кино артистов – Татьяны Дорониной, Инны Чуриковой..., Виталия Соломина, Натальи Теняковой и великого Михаила Жарова. Пробы мне очень понравились. Представил их художественному совету. И мне… никого не утвердили.
Погоревал, набрался смелости и отправился к возглавлявшему Госкино Алексею Романову. Увидев, что чуть не плачу, смягчился: "Приходите через неделю на коллегию председателей Кинокомитетов союзных республик".
Закончив, я отвез фильм Романову, и он послал "Старшую сестру" на декаду советского кино в Милан и Рим. Что творилось после премьеры! Татьяну Васильевну сравнивали с Мэрилин Монро и Джульеттой Мазиной, меня – с неореалистами".
Еще раз про любовь (1968)
Георгий Натансон, режиссер: "Однажды Эдвард Радзинский спросил меня, видел ли я в "Ленкоме" его пьесу "104 страницы про любовь"? "Нет", – ответил я. Эдик вручил мне ее текст с надписью: "Георгию Натансону с верой в успех совместной работы. Эдвард Радзинский. 6 июля 67 года".
Первым, кого я попробовал на роль физика, был Владимир Высоцкий, но он не монтировался с Дорониной. В выборе Лазарева мы с Радзинским были единодушны..."
Посол Советского Союза (1969)
Георгий Натансон, режиссер: "В фабкоме студии продавались путевки в правительственный санаторий "Сочи" на побережье Черного моря. Я купил такую путевку.
Директор попросил меня представить "Еще раз про любовь" отдыхающим. После премьеры все аплодировали, а на следующий день по дороге на пляж меня остановил маршал Булганин. Зная, что собираюсь снимать про Коллонтай, решил поделиться воспоминаниями и заметил, что Доронина – прекрасная актриса, но на нее совсем не похожа. И я предложил роль Юлии Борисовой.
Пришлось ее долго уговаривать. Дал ей все собранные мной книги о Коллонтай. Она согласилась на пробы. Посмотрев пробы, Борисова дала добро. Работа над картиной шла с увлечением и радостно".
Валентин и Валентина (1985)
Георгий Натансон, режиссер: "На роль матери Валентины я пригласил Татьяну Васильевну Доронину. Для меня было счастьем встретиться с ней на съемках. До этого Доронина уже много лет не снималась. Выдающаяся актриса была отрезана от зрителей, как и Николай Черкасов, Михаил Жаров и другие звезды советского кино. Как же мы расточительны по отношению к талантливым актерам, которых любит народ!
Роль матери Валентина замечательно сыграла Нина Русланова, хотя меня предупреждали, что Русланова – актриса трудная, капризная. Мне же работать с ней было замечательно".
Аэлита, не приставай к мужчинам (1988)
Георгий Натансон, режиссер: "Вспомнил, что в Театре имени Маяковского видел хорошую, можно сказать, великолепную актрису – Наталью Гундареву. Позвонил ей, и она сразу согласилась. Работать с Наташей оказалось труднее, чем с Дорониной.
Мы много с ней спорили. Наташа была творческий человек. Во время съемок она все время что-то придумывала. Что-то из придуманного я отбирал, от чего-то отказывался".
Взбесившийся автобус (1990)
Георгий Натансон, режиссер: "За свою долгую жизнь в кинематографе я чаще всего экранизировал произведения наших замечательных драматургов... и никогда не снимал боевики. Но история, произошедшая в Орджоникидзе, так пробрала меня, что я решил: надо людям рассказать, как преступники-террористы перешли все мыслимые грани, не пожалели даже маленьких детей.
Через редакцию газеты "Правда" я связался с автором статьи, из которой впервые мир узнал об этом ЧП, – Николаем Кривомазовым и предложил вместе написать сценарий".
Друзья, пишите в комментариях запомнившиеся вам фильмы Георгия Натансона и смотрите 23 мая, в день рождения мастера, картины "Старшая сестра" и "Посол Советского Союза". Ссылка на программу телеканала "Мосфильм. Золотая коллекция" здесь.
Читайте "Мосфильм. Золотая коллекция" в Telegram.
Читайте и другие статьи:
Спасибо за внимание, друзья! Подписывайтесь на канал, мы подготовили для вас много интересного. Коллекция "Мосфильма" огромна – яркое найдется для каждого.