Когда в настольных играх смешивают несмешиваемое, результат может быть самым разным: от гениального шедевра до полнейшего провала. В случае с отечественной "Оркономикой" изначально кажется, что перед тобой эдакая орочья "Монополия" или "Колонизаторы". Однако стоит лишь начать играть, и становится понятно, что нас ждёт нечто совершенно иное.
Орочий рынок - это серьёзно?
Представьте себе мир, в котором орки не просто бездумно машут мечами и топорами, а всерьёз занимаются бизнесом. Вместо крови и войны - стартапы и аукционы, вместо золота и серебра - черепа поверженных врагов, которые, как ни странно, здесь выполняют роль валюты. Каждый игрок берёт на себя роль орка-предпринимателя, стремящегося захватить контроль над основными секторами экономики, а также набрать заветные очки влияния.
Поле состоит из десяти отраслей, которые активируются броском кубиков. Да, здесь есть элемент случайности, как в знаменитых "Колонизаторах", но в отличие от них в "Оркономике" зарабатывают не только в одном активном секторе, но и в двух соседних. Это, как ни крути, слегка сглаживает влияние случайности и заставляет игроков чаще принимать тактические решения.
Кроме того, расположение отраслей меняется от партии к партии, что создаёт уникальные условия для игры каждый раз. Поэтому то, что в прошлой партии работало идеально, в следующей легко может обернуться полным фиаско.
Как всё это работает?
Игровой процесс прост и понятен. Каждый ход кто-то становится главным орком-оракулом и бросает кубики, определяя активный сектор экономики. Получив прибыль или, наоборот, убыток, игроки начинают яростный торг за возможность приобрести компанию в активном секторе. Здесь-то и начинается самое интересное.
Цена компании определяется в процессе аукциона, и каждый раз она может быть совершенно разной. Ты никогда не знаешь заранее, сколько потребуется заплатить за тот или иной актив, ведь интересы у всех игроков разные. Кто-то будет покупать компанию только чтобы закрепить лидерство, а кому-то просто жизненно необходима определённая способность отрасли.
Кстати, о способностях. Их у каждой отрасли две: серебряная, которая действует постоянно, и золотая, активирующаяся лишь по счастливой случайности. К примеру, контрабанда позволяет использовать мощные карты влияния дешевле, а тотемоведение - переносить кризис в соседние сектора. Эти способности в корне меняют тактику и стратегию игры, заставляя принимать решения куда осознаннее и глубже, чем просто ставка на удачу и доход.
Карты влияния - ещё один ключевой момент "Оркономики". Их всего 12 видов, и каждая открывает перед игроками уникальные возможности: от рейдерских захватов чужих компаний до защиты от кризисов. Эти карты можно продавать, покупать и даже сбрасывать ради развития стартапов в полноценные компании. Умелое использование карт позволяет сгладить случайности и вести тонкую дипломатическую игру.
Отдельно стоит отметить кредиты. У орков нет банковских учреждений в привычном нам смысле - здесь компании заложены буквально за черепа врагов. И да, кредиты - вещь опасная. Каждый раз, когда наступает "зима" (в игре это событие связано с дублями на кубиках), проценты нужно платить по-настоящему драконовские. Заложить свою фирму легко, а вот удержать её, чтобы не потерять в итоге всё, - это уже искусство.
Стартапы - ещё один способ быстро расширить своё влияние. Правда, в отличие от полноценных компаний, стартапы поначалу не приносят никакого дохода и не дают способностей. Но стоит лишь вложить карту влияния, и вот уже ваш маленький стартап становится полноправной компанией с реальной властью на рынке. Правда, стоит помнить, что желающих сделать то же самое будет немало, и тут опять начинается аукцион.
Впечатления и итоги
Как и всегда, мнения игроков разделились. Кто-то восторгается оформлением и юмором, кто-то ругает игру за "неуместную смесь жанров". Мнения о графике тоже разнятся. Но в любом случае, равнодушных к внешнему оформлению нет, и это уже немаленький успех.
Если вам нравятся настольные игры с высокой степенью взаимодействия, напряжёнными аукционами и дипломатической игрой, то "Оркономика" вполне может стать вашим фаворитом. Эта игра действительно заставляет задумываться над каждым действием и учитывать множество факторов.
Да, у неё есть элемент случайности, но он прекрасно компенсируется разнообразными способами влияния на происходящее и тонкой балансировкой.
В итоге игра получилась увлекательной, с приятным чувством юмора, красочным оформлением и глубокими стратегическими возможностями. Лично я считаю, что "Оркономика" заслуживает внимания. В конце концов, где ещё вы сможете почувствовать себя настоящим орком-бизнесменом, торгующим компаниями за черепа поверженных врагов?
Другие интересные статьи: