Найти в Дзене

Применение смазки для опалубки, выбор корректного типа состава

Важным этапом в работах по возведению монолитных конструкций является подготовка опалубки к монтажу. Для предотвращения отрыва кусков бетона, неровных поверхностей и следующих работ по восстановлению конструкции необходимо проводить смазку палубы опалубки специальными составами. Смазка позволяет уменьшить адгезию между поверхностями и облегчает демонтаж опалубки, предотвращая нарушение бетонной поверхности итоговой конструкции. Опалубочная смазка — это состав, формирующий защитную плёнку на поверхности щитов, предотвращающую прилипание бетона. Такая плёнка обеспечивает лёгкое и безопасное снятие опалубки после затвердевания смеси, без повреждения бетонной поверхности и самих щитов. Перед установкой опалубки её элементы обязательно обрабатываются смазкой. После каждого цикла использования щиты нужно тщательно очищать от остатков бетона и старого состава перед повторным нанесением. Профессиональные строители хорошо знают: если опалубка сделана из необработанной доски — особенно сырой и н
Оглавление

Важным этапом в работах по возведению монолитных конструкций является подготовка опалубки к монтажу. Для предотвращения отрыва кусков бетона, неровных поверхностей и следующих работ по восстановлению конструкции необходимо проводить смазку палубы опалубки специальными составами. Смазка позволяет уменьшить адгезию между поверхностями и облегчает демонтаж опалубки, предотвращая нарушение бетонной поверхности итоговой конструкции.

Объект социальной инфраструктуры в Архангельской области
Объект социальной инфраструктуры в Архангельской области

Применение смазки для опалубки

Опалубочная смазка — это состав, формирующий защитную плёнку на поверхности щитов, предотвращающую прилипание бетона. Такая плёнка обеспечивает лёгкое и безопасное снятие опалубки после затвердевания смеси, без повреждения бетонной поверхности и самих щитов.

Перед установкой опалубки её элементы обязательно обрабатываются смазкой. После каждого цикла использования щиты нужно тщательно очищать от остатков бетона и старого состава перед повторным нанесением.

Профессиональные строители хорошо знают: если опалубка сделана из необработанной доски — особенно сырой и нестроганой — без предварительной смазки она намертво «прилипает» к бетону. В результате при разборке щиты нередко приходится ломать, а на поверхности фундамента появляются дефекты — отслоения, сколы, вырывы бетона.

Такие дефекты особенно часто возникают при демонтаже опалубки ленточных фундаментов. Из-за прилипания бетона к древесине часть материала может оторваться вместе с доской. Это не только ухудшает внешний вид, но и требует дополнительных усилий: заделка сколов цементным раствором, расходы на материалы и трудозатраты рабочих.

Даже при использовании ламинированной фанеры, если не убирать остатки бетона после каждого использования, на поверхности будут образовываться наросты. Эти выступы становятся причиной неровностей на бетонной поверхности и увеличенного расхода смазки при последующих заливках.

Мелкощитовая опалубка колонн на объекте
Мелкощитовая опалубка колонн на объекте

Наносить смазку следует не позднее чем за 2 часа до бетонирования, иначе её эффективность снижается.

Итак, почему нужно смазывать палубу:

  1. Предотвращение прилипания
  2. Получение поверхности высокого качества.
  3. Продление срока службы палубы и щитов.
  4. Экономия времени на демонтаже оборудования.
-3

Типы смазки

Все смазки делятся на несколько типов в зависимости от состава и особенностей действия:

  • Водные быстровысыхающие составы

Включают меловые или известковые растворы. Недостаток — слабая устойчивость: легко повреждаются во время заливки бетона.

  • Гидрофобные средства (водоотталкивающие)

Основой служат минеральные или растительные масла. Хорошо защищают от прилипания, но при чрезмерном нанесении могут оставлять жирные следы на бетоне.

  • Смазки, разрушающие поверхностный слой бетона на границе опалубки и бетона.

Действуют агрессивно — разрушают поверхностный слой на стыке с опалубкой. Это может привести к ухудшению прочностных и эстетических характеристик бетона.

  • Комбинированные составы

Наиболее универсальны. Обычно содержат масла и специальные добавки (антипригарные, антикоррозийные и т. д.). Обеспечивают хороший результат при разумном расходе.

Летние и зимние смазки: летние смазки хорошо работают при положительных температурах; зимние сохраняют текучесть и эффективность при морозах, иногда до –30 °C и ниже.

Мелкощитовая опалубка: монтаж
Мелкощитовая опалубка: монтаж

Выбор смазки

Для выбора подходящего состава нужно учитывать:

  1. Климатические условия и сезон работ. Нельзя использовать летнюю смазку в мороз — она потеряет свои свойства.
  2. Требования к качеству бетона. Если конструкция требует высокой прочности или идеально гладкой поверхности, не следует применять составы, агрессивно воздействующие на бетон.
  3. Цену и эффективность. Лучше выбрать недорогую, но проверенную отечественную смазку, если она обеспечивает нужное качество поверхности.
  4. Способ нанесения. При ручной обработке щитов (например, кистью) расход смазки может быть в 2–3 раза выше, чем при распылении краскопультом. Поэтому при больших объёмах строительства рационально использовать механизированное оборудование для нанесения.

Использование смазки для опалубки — критически важный этап технологии монолитного строительства. Она облегчает демонтаж, повышает качество поверхности, снижает износ оборудования и экономит ресурсы. Правильный выбор и своевременное нанесение состава — залог качественного производства монолитных работ.

Жилой комплекс «Европейский парк»
Жилой комплекс «Европейский парк»