Самой страшной была дорога из Яффы в Иерусалим. Кости, а иногда и целые еще тела по обочинам. Надписи на скалах кровью замученных паломников: «Будьте прокляты, франки». Те, кто это писал, как будто мстили за кровь сотен мусульман, растерзанных здесь, на этой дороге, в 1001 году по приказу первого крестоносца Готфрида Бульонского. Хотя чаще не в мести было дело, просто грабили и убивали. Либо - убивали, потом грабили.
Поэтому чтобы попасть в Иерусалим, собирались большие караваны. Нанимали охрану. Гуго де Пейен, Годфри де Сент-Омер и другие братья - первые воины-монахи ордена Храма - оказывали свои услуги безвозмездно - они проводили паломников по самой страшной дороге. А когда о богоугодном деле стало известно королю Иерусалима, он встретился с аскетами, душевно поговорил и выделил им часть своего дворца - ту, где находился храм Соломона.
«И так как у них не было церкви или жилища, которое бы им принадлежало, король поселил их в своих палатах, близ Храма Господня. Аббат и каноники Храма предоставили им для нужд их служения землю неподалеку от палат: поэтому их и назвали позднее "тамплиерами" - "храмовниками"», - пишет хронист и проповедник Жак де Витри.
Случилось это в 1118 году, именно с момента встречи Балдуина II Иерусалимского и Гуго де Пейена принято вести историю тамплиеров.
Через десять лет собор в Труа подарил ордену устав, подтвердил их права, обязанности и привилегии. Чуть позже, в 1129 году, тамплиеры, видимо, впервые принимают участие в по-настоящему большом деле - войсковой операции. С тех пор они уже не просто «телохранители» паломников, а важная боевая единица на Святой земле.
Дамаск: против Бури и бури
Первый блин вышел комом - операция против Дамаска, которую предпринял Балдуин II осенью 1129 года, закончилась провалом. Источники не упоминают об участии в походе рыцарей ордена Храма. Однако за два года до этого Гуго де Пейен был послан иерусалимским королем в Европу за подкреплением. И вернулся с сотнями, а может, и тысячами воинов.
«С Гуго Пейенским и после него отправилось такое большое количество людей, какого никогда не было со времен первой экспедиции», - уточняет анонимный автор «Англосаксонской хроники».
И нет сомнений, что многие из них до того, как ступить на Святую землю, облачились в белые плащи и приняли обет ордена Храма.
Политическая обстановка в Дамаске и вокруг него в конце 1120-х годов как бы намекала, что город может стать легкой добычей крестоносцев - Дамаск бурлил. По приказу молодого правителя Бури местные сунниты, составлявшие подавляющее большинство населения, устроили резню шиитам-ассасинам. Исмаил, лидер ассасинов, обратился за помощью к франкам и в качестве жеста доброй воли передал им приграничную крепость Банияс. Балдуин принял подарок, понял, что это его шанс и двинулся в поход на Дамаск.
Однако он не учел, что ноябрь - месяц, совсем не подходящий для войны. Кроме отвратительной погоды войско крестоносцев страдало от дефицита продовольствия - поздней осенью взять его было неоткуда. Франки дошли до так называемого Деревянного моста в 10 км от Дамаска и остановились, навстречу им вышло войско Бури. Две армии в течение нескольких дней стояли друг напротив друга, не решаясь атаковать. При этом крестоносцы несли потери - король отправил в поисках пищи отряд под командованием Гийома де Бюра, который попал в засаду и был уничтожен.
«Победители захватили многочисленные трофеи, включая лошадей, оружие, пленников, тяжеловооруженных всадников и мулов, несчетное количество. Никому из франков не удалось убежать в свой лагерь, кроме нескольких рыцарей, которые спаслись на быстрых и откормленных конях. Тюрки и арабы вернулись в Дамаск на закате того же дня, радостные, победоносные и отягощенные трофеями», - пишет арабский историк Ибн ал-Каланиси.
Узнав об этой трагедии, Балдуин решил - сейчас или никогда. И отдал приказ о наступлении. Однако, как пишет епископ и историк Гийом Тирский, сразиться по-настоящему не пришлось, потому что «Божественное могущество наслало столь сильную непогоду, столь густой мрак и столь трудные из-за обилия воды пути, что едва ли кто мог надеяться на жизнь». Атаку пришлось отменить. Похоронив павших, франки свернули лагерь и отступили в Палестину.
«Франки были весьма обессилены, поэтому они согласились на мир, получили от владетеля Дамаска двадцать тысяч динаров, а также обещание ежегодной выплаты дани и возвратились к себе», - рассказывает хронист Михаил Сириец.
Ежегодная дань - это неплохо, однако цель не была достигнута, Дамасский крестовый поход, отмеченный первым участием рыцарей-тамплиеров, окончился провалом.
«В 1129 году тамплиеры впервые сражались как настоящие солдаты и были разбиты, понеся большие потери. Это было тяжелое испытание, физическое и моральное, как для них самих, так и для латинских государств, которые только что получили значительное подкрепление, прибывшее с Запада вместе с Гуго де Пейеном», - пишет французский историк Ален Демурже.
Монферран: спасся только король
После этого почти на десятилетие след тамплиеров теряется - вероятно, они участвовали в боях, получали первые замки на Святой земле, обустраивали их, однако сведений об этом нет. Следующее появление храмовников на исторической сцене происходит в 1137 году. И вновь его не назовешь удачным.
Отряд тамплиеров, по всей видимости, находился в составе армии иерусалимского короля Фулька, которая пришла на помощь графу Триполи Раймунду II во время кампании, которую он вел против эмира Мосула и Алеппо Зенги. Решающая битва произошла у стен замка Монферран, расположенного между Триполи и Хамой. Крестоносцы, обессиленные после тяжелейшего горного перехода, были разбиты. Многие знатные рыцари погибли, граф Раймунд попал в плен. Англо-нормандский хронист Ордерик Виталий описывает последствия этого фиаско:
«Бесчисленные тысячи язычников пали, но по воле Божьей, чьи суды справедливы и праведны, почти все христианские силы рассыпались, и все, кроме тридцати рыцарей, были убиты. Только сам король спасся с десятью своими придворными рыцарями и восемнадцатью рыцарями Храма и бежал в замок, называемый Монферран, где они стойко сопротивлялись, хотя и были осаждены некоторое время. Занги, хотя и потерял тысячи своих людей от мечей христиан, тем не менее ликовал, добившись победы, на которую надеялся».
Текоа: великое избиение
А через два года - в 1139-м - тамплиерам, возможно, впервые пришлось вступить в битву не как часть армии, а уже самостоятельно. Случилось это возле местечка Текоа недалеко от Мертвого моря.
Воспользовавшись тем, что король Фульк с основными силами крестоносцев отправился в поход за реку Иордан, «некие турки», по словам летописца, решили совершить рейд в сторону Хеврона (к югу от Иерусалима и к востоку от Асфальтового озера, как еще называли Мертвое море). Они взяли несколько деревень, устроили грабеж и резню мирных жителей. На перехват мусульман бросился отряд крестоносцев во главе с Бургундцем - магистром тамплиеров Робером де Краоном и членом королевского двора Бернаром Ваше. Однако, встретив неприятеля, попался на классическую восточную уловку - принял притворное бегство за реальное отступление. В результате тамплиеры расслабились, рассредоточились и поплатились.
Подробное описание боя находим у Гийома Тирского:
«Наши, видя, что вражеские силы обратились в бегство, не держась их следов, словно уверенные в победе, но по неосторожности разойдясь в разные стороны, более заботились о добыче, нежели о поражении врага, что было безрассудно.
Поняв сие, беглецы, по обычаю своему собравшись вновь и ободрившись, старались сколько могли собрать рассеянные отряды и, внезапно и дерзко напав на наших, бродящих врассыпную и беспечных, рубили их мечами; немногие же, собравшись вместе и оказав сопротивление, вступили в бой.
Меж тем, те, кто разошлись в разные стороны, при звуках труб, реве рогов, ржании коней, блеске сверкающего оружия, криках ободрения, а также поднявшейся от конских копыт пыли, устремились к месту битвы. Но прежде чем они смогли соединиться с теми, кто еще держался, первые, уже разбитые и обращенные в бегство, сделали врагов победителями.
Итак, преследуя наших, обратившихся в бег, по местам, усеянным камнями и вовсе непроходимым, вовсе не пригодным для бегства, турки, по своему обычаю осыпая их стрелами и разя мечами, одних убивали железом, других сбрасывали в пропасти; и, преследуя от Хеврона, что есть Кириаф-Арбы, до пределов Текои, учинили великое избиение в народе».
Историки спорят, чем было столкновение у Текоа - рядовой и малозначимой стычкой (учитывая, что основные силы Иерусалимского королевства находились в это время в другом месте - осаждали сарацинскую крепость за Иорданом) или серьезной битвой. В пользу второго варианта говорят потери крестоносцев. Пало же, по словам хронистов, много знатных и славных мужей, в том числе «брат войска Храма, Одон де Монфакон, чья смерть всех повергла в скорбь и стенания».
Источники и литература: Гийом Тирский. История деяний в заморских землях/ Ибн ал-Каланиси. История Дамаска/ Жак де Витри. Краткая история Иерусалимская/ Михаил Сириец. Хроника/ Ордерик Виталий. Церковная история/ Марион Мелвиль. История ордена тамплиеров/ Ален Демурже. Жизнь и смерть ордена тамплиеров/ Стивен Рансимен. Завоевания крестоносцев/ Jonathan Phillips. Hugh of Payns and the 1129 Damascus Crusade
Алексей Денисенков
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Второй крестовый провал: почему у крестоносцев не получилось