Найти в Дзене
В Движении

Чем на самом деле отличалась генеральская "Волга" ГАЗ-3102 от обычной версии для простых смертных

В начале своего пути «Волга» ГАЗ-24 позиционировалась как автомобиль для партийно-хозяйственной элиты СССР. Но с ростом объемов производства ситуация изменилась, и «Волга» постепенно становилась доступней, хотя и с некоторыми оговорками. Впрочем, инженеры Горьковского автозавода не оставляли идеи создания по-настоящему роскошной «Волги». Прототип ГАЗ-24-14 должен был оснащаться 3-литровым двигателем V6 мощностью 136 л.с. и работать как с механической, так и с АКПП. Ведь экспортный потенциал машины такого класса напрямую зависел от наличия автомата. Уже в начале 70-х горьковчане понимали, что машина требует модернизации, поэтому в 1973 г. был изготовлен опытный ГАЗ-3101. При габаритах базовой «Волги» он щеголял оригинальным оформлением передка и кормы, прямоугольными фарами и богато отделанным интерьером. Увы, несмотря на восторг начальства, дальнейшие работы продолжения не получили. В 1976 г. идею роскошной «Волги» реанимировали, но речь шла уже о полноценной замене ГАЗ-24. За основу в

В начале своего пути «Волга» ГАЗ-24 позиционировалась как автомобиль для партийно-хозяйственной элиты СССР. Но с ростом объемов производства ситуация изменилась, и «Волга» постепенно становилась доступней, хотя и с некоторыми оговорками.

Впрочем, инженеры Горьковского автозавода не оставляли идеи создания по-настоящему роскошной «Волги». Прототип ГАЗ-24-14 должен был оснащаться 3-литровым двигателем V6 мощностью 136 л.с. и работать как с механической, так и с АКПП. Ведь экспортный потенциал машины такого класса напрямую зависел от наличия автомата.

Уже в начале 70-х горьковчане понимали, что машина требует модернизации, поэтому в 1973 г. был изготовлен опытный ГАЗ-3101. При габаритах базовой «Волги» он щеголял оригинальным оформлением передка и кормы, прямоугольными фарами и богато отделанным интерьером. Увы, несмотря на восторг начальства, дальнейшие работы продолжения не получили.

-2

В 1976 г. идею роскошной «Волги» реанимировали, но речь шла уже о полноценной замене ГАЗ-24. За основу взяли концепцию того самого ГАЗ-3101, дополнив ее новыми техническими решениями вроде модернизированных тормозов и пружинной задней подвески. Также разрабатывались и другие модификации: для такси, версия в кузове универсал, ну и конечно спец-версии для нужд КГБ.

Финальное решение министерства стало неожиданностью для завода. "Волга" ГАЗ-24 планировалась как автомобиль для массового потребителя, в то время как ГАЗ-3102 предназначалась для ограниченного производства. Во время обсуждения этой стратегии один из высокопоставленных чиновников выразил своё негодование образным и запоминающимся вопросом: «Неужели вы полагаете, что автомобиль, предназначенный для генералов, должен обслуживать пассажиров в такси?». Так на заводе за «Волгой» и закрепилось негласное прозвище «генеральская».

-3

Под капотом ГАЗ-3102 решили разместить 102-сильный ЗМЗ-4022.10 оснащенный карбюратором К-156, который отличался большей экономичностью и экологичностью. Но были и минусы: склонность к перегреву, сложность в настройке.

По части трансмиссии и ходовой ГАЗ-3102 мало отличался от предшественника, сохранив основные ездовые повадки. Архаичная, но живучая шкворневая подвеска требовала частой смазки. А вот тормоза «генеральская» получила современные: дисковые Girling спереди и вакуумный усилитель.

-4

Правда, в 1983 г. только в столице за одни сутки произошло несколько ДТП с участием ГАЗ-3102 из-за отказа тормозов. Выяснилось, что вместо рекомендованной жидкости «Нева» в систему заливали неподходящую БСК. Ее применение приводило к перегреву, закипанию и "проваливанию" педали. К счастью, обошлось без жертв, а конструкторы избежали серьезных последствий.

Облик ГАЗ-3102 сочетал узнаваемость и основательность. Массивная хромированная решетка радиатора, прямоугольные фары, видоизмененные бамперы с резиновыми накладками и крупные задние фонари формировали грозный образ. При идентичной с ГАЗ-24 колесной базе в 2800 мм новая модель стала на 225 мм длиннее.

Если внешне автомобиль смотрелся солидно и представительно, то салон (по тем временам) и вовсе воспринимался как откровение. Новое рулевое колесо, приборы в стиле «Чайки» ГАЗ-14, велюровые сиденья с подголовниками, деревянные вставки (пусть и из пленки) и улучшенная шумоизоляция производили неизгладимое впечатление. Неудивительно, что в народе «генеральскую» прозвали «советским Мерседесом», хотя большинство граждан видели иномарки только в кино.

-5

Мечтать о покупке ГАЗ-3102 простым смертным не приходилось. Автомобиль предназначался исключительно для советской элиты. Да и садиться за руль такой машины мог далеко не каждый водитель, а лишь самые опытные и идеологически проверенные кадры.

ГАЗ-3102 с первых дней производства стал восприниматься как атрибут власти, достатка и привилегированного положения в обществе. Редкий случай увидеть эту «Волгу» на улицах неизменно привлекал взгляды прохожих. А возможность прокатиться в ней хотя бы пассажиром по блату считалась немыслимой удачей.

Предсерийные экземпляры ГАЗ-3102 были собраны в апреле 1982 года, а полноценное производство стартовало в октябре. Впрочем, объемы выпуска оставались незначительными, что лишь усиливало ореол недоступности вокруг модели. Казалось, что эксклюзивный статус «генеральской» будет незыблемым.

-6

Но грянула перестройка, а за ней и развал СССР. В начале 90-х, когда госзаказ сошел на нет, ГАЗ-3102 оказалась в свободной продаже. Более того, появились упрощенные версии с обычными моторами и стандартной «приборкой». Однако былого влияния на умы модель уже не оказывала из-за стремительного морального устаревания.

Отчаянная попытка модернизации была предпринята в начале 2000-х, когда «ноль вторая» получила салон от ГАЗ-31105 и движок Крайслер. Но всё это было по сути бесполезно. Последние ГАЗ-3102 сошли с конвейера в 2008 году, завершив 26-летнюю историю выпуска.