Найти в Дзене
Стив Май

Педагогические измерения и цели

Я написал цикл статей про "демоническую педагогику". В некотором роде она противопоставляется классической педагогике. И эта статья - часть цикла, даже если я не буду напрямую говорить о демонической педагогике. В классической педагогике акт учения заключается в передаче ученику определённых знаний (в том числе - алгоритмов) с последующей отработкой действий до автоматизма. Всё заранее известно и прозрачно. В демонической же педагогике в качестве акта учения используется провокация. Ученик помещается в условия, в которых он будет вынужден научиться определённым навыкам даже против собственной воли. Важно, что ученик заранее не знает, чему же он научится на данном уроке. Более того, ученик не всегда осознаёт, что научился чему-то. Название - аналогия со сказочным паттерном "демонический договор": герой сказки заключает его с некоторой сущностью, заранее не зная условий договора, цены и даже результата. Вот какие цели стоят перед Школой (в широком смысле)? Как обычно в моих статьях, я
Оглавление

Я написал цикл статей про "демоническую педагогику". В некотором роде она противопоставляется классической педагогике.

И эта статья - часть цикла, даже если я не буду напрямую говорить о демонической педагогике.

Демоническая педагогика | Стив Май | Дзен

В классической педагогике акт учения заключается в передаче ученику определённых знаний (в том числе - алгоритмов) с последующей отработкой действий до автоматизма. Всё заранее известно и прозрачно.

В демонической же педагогике в качестве акта учения используется провокация. Ученик помещается в условия, в которых он будет вынужден научиться определённым навыкам даже против собственной воли. Важно, что ученик заранее не знает, чему же он научится на данном уроке. Более того, ученик не всегда осознаёт, что научился чему-то.

Название - аналогия со сказочным паттерном "демонический договор": герой сказки заключает его с некоторой сущностью, заранее не зная условий договора, цены и даже результата.

Педагогические цели

Вот какие цели стоят перед Школой (в широком смысле)?

Как обычно в моих статьях, я их разобью на несколько уровней.

  • Поверхностный уровень (самый примитивный) - это передача знаний будущему Человеку. Чтобы он знал, кто победил в Куликовской битве, что получится, если смешать спирт и воду, сколько в "Детском мире" было двухколёсных велосипедов... И так далее.
  • Второй, более глубокий уровень - это формирование у будущего Человека навыков анализа информации, критического мышления, научного стиля познания. Как правильно провести измерения, как отличить научную гипотезу от правдопохожих домыслов, как грамотно выбрать шины...
  • Ну и третий, самый фундаментальный уровень - это формирование, собственно, самого будущего Человека. Который много полезного знает, много полезного умеет, и ещё много чего другого. Немаловажным на этом уровне является и этический аспект.

При грамотном подходе к обучению, эти цели оказываются удивительным образом вложенными друг в друга. Достигая глубинных целей, мы одновременно, как побочный результат, получаем достижение более поверхностных.

Но сейчас... Надо отметить, что современная Школа не может достичь даже самой примитивной цели - знаний. Собственно, поэтому и возникла потребность в переработке классической педагогики фронтальных уроков и домашних заданий. Например, в демоническую педагогику провокаций и скрытых смыслов.

Педагогические измерения

И вот какой интересный вопрос подняли мои читатели: а как понять, достигли ли мы поставленной цели?

Например, цитата:

Итого, проблемы современного образования вытекают двух моментов.
Или ставится релевантная "цель" - например вырастить востребованного специалиста, <...>. Но при этом измеримость заменяется набором непроверяемых лозунгов - "широта кругозора", "развитие интеллекта", "умение учиться".
Или же ставится измеримая цель. Например "сдать ЕГЭ", "поступить в ВУЗ" - но при этом "цель" совершенно не релевантна потребностям общества и обучающихся.

В этом комментарии охвачены два уровня - верхний и средний. При чём, они слегка перепутаны между собой, что неудивительно.

Давайте остановимся на критерии измеримости. Читатель явно намекает, что перед Школой должна ставиться не просто "правильная" цель. Что эта цель должна описывать измеримые результаты.

Я не буду вдаваться в теорию измерений и прочих погрешностей (если кому надо - поясню в комментариях). Скажу лишь, что для измерения чего-либо нам нужна некая абстрактная модель системы, в которой производятся эти измерения.

Так или иначе, все измерения сводятся к числовому результату (реже - к бинарному). То есть, просто нужно грамотно задать вопрос "сколько...?"

Как это сделано

В общем-то, классическая Школа знаний уже давно решила эту проблему. Знания (поверхностный уровень) отлично отображаются на числовой ряд { 2, 3, 4, 5 }. Всё было бы круто, если бы не одно "но". Но это не работает.

Я не один год проработал в школе, и с уверенностью могу сказать, что учебная оценка (а именно её я и имел в виду) не отражает результат измерений.

Да, администрации школ (районов и даже всего образования) пытаются ввести чёткие критерии выставления оценок. Доходит до смешного: учитель с секундомером засекает, сколько времени нужно ученику, чтобы выполнить умножение 3*7, и из этого делает вывод, на какую оценку тот знает таблицу умножения: до 3 секунд - отлично, 3-5 секунд - хорошо, 5-10 секунд - удовлетворительно, более 10 с - неудовлетворительно.

Ну я уж не говорю о более привычных вещах (как у меня в школе оценивали контрольные по физике, когда я учился): 3 задачи - отлично, 2 задачи - хорошо, 1 задача - удовлетворительно, не решил - неудовлетворительно.

И всё равно - не работает.

Альтернатива: ОГЭ, ЕГЭ, ВПР

Впрочем, есть более жизнеспособная система измерения знаний.

Многие мои собеседники (учителя, преподаватели, инженеры, специалисты) отмечают, что при всех недостатках, ЕГЭ - это весьма действенный способ оценки знаний. Ну, понятное дело, в интерпретации результатов расходятся. Кто говорит, что "уверенная тройка" это 80+ баллов на ЕГЭ, кто говорит, что за 60+ баллов уже можно смело ставить "отлично" (вопрос масштабирования). Но все сходятся в одном

Мне тоже система измерения через ЕГЭ нравится: она довольно хорошо проработана по каждому предмету, универсальна, хорошо дифференцирована.

Тут явно есть модель, которая довольно хорошо охватывает поверхностный уровень (знаний), и даже задевает второй уровень (умений). Так что ЕГЭ в какой-то степени проверяет и "непроверяемые лозунги".

Подробнее о моделях для измерений и демонической педагогике

Значит, смотрите. Чтобы выполнять измерения, нам нужно иметь модель, в которой есть числовой параметр (отвечает на вопрос "сколько..?").

В демонической педагогике перед Школой стоит цель развития того, что я называю "подсистемами мышления" - навыков/умений.

В этой модели мы можем создать числовой параметр "сколько нужных подсистем сформировано". Дальше обычные математические манипуляции и мы можем получить эффективность работы в процентах, оценках, баллах, зачётах - как хотите.

Может возникнуть вопрос, как проверить наличие той или иной подсистемы. Например, как проверить наличие подсистемы сложения?

Я думаю, читатели уже догадались: дать сложение, которое ребёнок заведомо не выполнял ранее (придётся исключать подсистему запоминания).

А если речь идёт о более сложных подсистемах? Например, подсистема анализа геометрического текста?

Тут тоже не трудно: подсистема анализа геометрического текста почти целиком составляет подсистему рисования чертежа.

Заметьте, все эти задания уже есть в ЕГЭ. Так что использование демонической педагогики не просто не противоречит экзаменам, но и позволит их сдать с большей эффективностью.

О самом сложном: третий уровень

Третий уровень тоже может быть описан в модели подсистем. Не так точно, как предыдущие два, но в рамках "детской" школы (1-9 класс) вполне достаточно.

Наличие подсистемы формирования подсистем. Бинарный параметр.

То, что в ФГОСах и прочих документах прописано в виде "непроверяемого лозунга": "умение учиться".

Это проверить одним экзаменом весьма трудно (хотя возможно).

И тут приходит на ум более любопытная схема измерения. Есть такая штука, как "экспертная оценка". Как мы узнаем, сколько стоит ювелирное изделие? По массе золота/серебра/камня? Тогда чем бриллиантовое колье отличается от графитного карандаша с золотым слитком? По времени, которое затратил мастер энной категории для производства?

Нет. Это всё проверяет некий эксперт (или группа экспертов).

Заключение

Итак, у нас есть несколько уровней целей, которые так или иначе оказываются вполне проверяемыми (кроме последнего уровня).

Так как на данном этапе у нас есть неработающая, но вполне чёткая система проверки поверхностного уровня - знаний, за это мы можем особо не переживать. (речь об оценках)

Впрочем, практика показала, что адаптировать эту систему для проверки более глубокого уровня - наличия определённых навыков, не составляет особого труда, стоит просто чуть чуть доработать инструмент (контрольно измерительные материалы) с тем, чтобы они больше соответствовали модели, по которой мы хотим выполнять измерения.

В дальнейшем, я хочу более подробно описать модель среднего уровня (возможно, затрону и самый глубокий, фундаментальный), и как демоническая педагогика вписывается в эту модель (а заодно, как обычная педагогика всё портит).