В чем ценность консультантов?
Консультантов нанимают для решения конкретных задач Компании: аудит финансовой системы предприятия, внедрение программного продукта, построение эффективной системы продаж, разработка и внедрение системы мотивации, описание и оптимизация бизнес-процессов, формирование стратегии и прочее.
Консультант – не просто дополнительные руки и голова с необходимыми знаниями!
Консультант – это тот, кто помогает компании меняться, а это очень трудно!
Основная ценность консультанта – это видение проблем вне сложившейся системы управления Компании и понимание возможности их исправления исходя из лучших практик в отрасли и не только.
Почему же не решить эти задачи силами своих сотрудников?
На самом деле, эффект от привлечения консультантов гораздо шире и есть вещи, которые действительно очень сложно сделать внутренними силами, какой бы квалификацией сотрудники не обладали.
Основные цели консультанта, независимо от задачи, на которую его пригласили:
1. Помочь понять, что на самом деле нужно Компании.
2. Быть специалистом извне системы Компании.
3. Быть честным и не зависеть от мнения руководителя.
Например, Вам надо сформировать эффективный отдел продаж. Ваши сотрудники утверждают, что они это сделают сами, используя опыт и методики конкурентов или даже лучший мировой опыт.
Но.
1. Почему они не сделали это ранее?
2. У конкурентов может быть иная стратегия развития, их опыт может оказаться нерелевантен для Вас, но это не будет принято во внимание.
Когда консультант понимает проблематику, его задача - задавать «правильные» вопросы, т.е. такие, которые выводят проблемы наружу и направляют руководителей Компании на поиск правильных решений.
Первая задача – помочь понять, что на самом деле нужно Компании
Теперь представим, что кто-то в Вашей компании разбирается в построении эффективного отдела продаж. Как Вы думаете, как изменится скорость принятия решений по поводу мотиваций, правил работы и прочее? Парадокс, но вопреки здравому смыслу, оно значительно… увеличится. Потому что сложно изнутри менять систему, в которой компания и Вы находитесь. Сотрудник потратит недели и месяцы, приводя разнообразные аргументы. Консультант сделает это за час, приведя примеры похожих компаний с аналогичными стратегиями, подкрепляя доводы фактами вроде «обычно такая система работы способствует росту продаж на 37% с сохранением уровня затрат».
Еще раз замечу, что окончательное решение всё равно принимать Вам.
Вторая задача - быть элементом вне системы
Знаете ли Вы, что в основном руководители – очень одинокие люди? И чем выше должность, тем более одинок человек. Особенно если он придерживается авторитарного стиля управления и с трудом делегирует ответственность.
Руководителю постоянно нужно принимать операционные решения: партнеры требуют соблюдения обязательств, подчиненные ждут решений по текущим вопросам и прочее.
В то же время, руководителя волнуют стратегические вопросы: работники не мотивированы на результат и этот результат может быть неудовлетворительным; скорость и оперативность получения отчетности низкая, как следствие - важные решения принимаются с опозданием; клиенты жалуются на пересортицу, можем и потерять клиентов…
С кем посоветоваться на эти темы? Если какая-то ситуация в компании уже сложилась, то в ее создании принимали участие сами участники рабочего процесса, т.е. подчиненные руководителю сотрудники. И получается замкнутый круг – «надо обсуждать проблемный вопрос с участником формирования проблемы».
Третья задача – быть честным и не зависеть от руководителя
В работе консультанта есть одна дилемма: «Что писать в отчетах, что говорить клиенту»: то, что хочет услышать Клиент или Правду.
Удивительно, но иногда, приглашая внешнего консультанта, руководители просто ждут подтверждения собственного мнения: «У меня же не совсем компетентные сотрудники, правда?».
Консультанту нужна определенная смелость, чтобы ответить: «Нет, это следствие вашей системы управления, Вы не даете сотрудникам ответственности и полномочий».
Согласитесь, не каждый сотрудник в компании на подобный вопрос своего руководителя осмелится сказать правду. Я убежден, что профессиональный консультант – это честный консультант. Вопрос только в системе и форме подачи информации.
Чаще всего консультанты приглашаются именно для того, чтобы руководитель мог получить мнение независимого эксперта.
Почему же собственники бывают против найма консультантов?
Иногда руководители компаний или собственники, находящиеся сами в управлении компании, не решаются на привлечение внешних консультантов, боясь «потери лица». Ведь это они «не справились» с проблемами. НО. Эта боязнь мешает развитию компании или выходу из кризиса. Сильный руководитель не боится изменений и рассматривает ошибки и проблемы как зоны роста.
Когда владельцы бизнеса стояли у его истоков, развивали Компанию, используя свои предпринимательские навыки и чутье, принимали множество решений и добились успеха, им сложно бывает уловить момент, когда приходит время перевести управление компании на структурные методы. Здесь и лежит «камень преткновения».
Умение вовремя это понять, нанять сильных структурных управленцев, выйти из операционного управления и перейти на уровень выше – это один из самых сложных периодов развития компании. Ваша задача теперь задавать направления развития, ставить стратегические цели, контролировать их исполнение. Вот в этом процессе и исполнении миссия внешнего консультанта незаменима.
Резюме
Чтобы получить другой результат, необходимо действовать иначе. Свежий взгляд, независимость и экспертиза внешних консультантов в таких случаях незаменимы. Важно помнить, что окончательное решение всегда остается за Вами, а выявленные экспертами проблемы и ошибки – возможности для роста Компании.
Чувствуете, что настало время перемен и для Вас? Давайте обсудим, как увеличить прибыль Вашей Компании! Запись на бесплатную консультацию.