Найти в Дзене
Лилия Габдрафикова

Топ-5 выдающихся татар, повлиявших на мусульманский мир

Ислам с тех пор играет огромную роль в жизни большинства татар. Вместе с тем и сами татары внесли свою лепту в мусульманскую культуру. В этой публикации мы попытаемся привести лишь несколько имен выдающихся татарских деятелей рубежа XIX -XX веков. Но даже эти факты впечатляют своими масштабами. (1818-1889) Уроженец Заказанья (из д. Ябынчы совр. Атнинского района РТ), учившийся в медресе Бухары и Самарканда, с молодости отличался оригинальным поведением и независимостью суждений. Он продемонстрировал это и став уже казанским муллой. Наука была одной из главных его страстей. Его интересовала философия, история и даже морфология персидского языка. Конечно, прежде всего, мы знаем Шигабутдина Марджани как одного из первых татарских историков. Имя Марджани было известно далеко за пределами Казани. В 1870 году была опубликована его книга «Назурат аль-хакк» («Взгляд на истину о необходимости вечерней молитвы независимо от наступления сумерек»). В нём он развил идеи Габденасыра Курсави - так
Оглавление

21 мая - день принятия ислама предками татар, жившими тогда в средневековом государстве под названием Волжская Булгария. Произошло это 1103 года назад или в в 922 году.

Ислам с тех пор играет огромную роль в жизни большинства татар. Вместе с тем и сами татары внесли свою лепту в мусульманскую культуру. В этой публикации мы попытаемся привести лишь несколько имен выдающихся татарских деятелей рубежа XIX -XX веков. Но даже эти факты впечатляют своими масштабами.

Коллаж мой
Коллаж мой

1. Шигабутдин Марджани

(1818-1889)

Уроженец Заказанья (из д. Ябынчы совр. Атнинского района РТ), учившийся в медресе Бухары и Самарканда, с молодости отличался оригинальным поведением и независимостью суждений. Он продемонстрировал это и став уже казанским муллой. Наука была одной из главных его страстей. Его интересовала философия, история и даже морфология персидского языка. Конечно, прежде всего, мы знаем Шигабутдина Марджани как одного из первых татарских историков.

Шигабутдин Марджани (1818-1889)
Шигабутдин Марджани (1818-1889)

Имя Марджани было известно далеко за пределами Казани. В 1870 году была опубликована его книга «Назурат аль-хакк» («Взгляд на истину о необходимости вечерней молитвы независимо от наступления сумерек»). В нём он развил идеи Габденасыра Курсави - так закладывалась база мусульманского реформаторства. Эта книга стала самой популярной, ученый в ней доказывал обязательность намаза иша независимо от времени года.

Или любопытна книга «аль-Барк аль-вамид аля аль-багыйд аль-мусамма би-н-накыйд («Сверкающая молния в ответ»), изданная в Казани в 1888 году. В этом труде он рассуждал о правомерности поднимания вверх указательного пальца во время намаза, конкретно во время чтения приветствия (ат-тахиййат). Марджани писал, что это является сунной.

Ш.Марджани писал свои теологические труды на арабском языке, поэтому его книги читали в разных уголках мусульманского мира. Показательно, что некролог о Марджани и его фотография были опубликованы в 1889 г. в одной из османских газет.

2. Ахметхади Максуди

(1868-1941)

Еще один уроженец Заказанья (д.Ташсу Казанского уезда) известен в мусульманском мире как педагог, методист, автор учебников по татарскому (арабскому) алфавиту.

Учился в Апанаевском медресе Казани, там же преподавал некоторое время. Именно в этот период начал применять свои подходы в обучении. Больше десяти лет издавал в Казани татарскую газету "Юлдуз", был одним из инициаторов открытия в городе первой татарской публичной библиотеки в 1906 году "Кутупханаи исламия".

Но в истории остался и сегодня не теряет актуальности его учебники. Особенно "Муаллим сани". Первый учебник Ахметхади Максуди "Муаллим авваль" ("Первый учитель") был выпущен в 1892 году и до 1917 года выдержал более тридцати изданий тиражом более 1 млн. 200 тыс. экземпляров. Он был основан на звуковом (джадидском) методе обучения.

Сегодня большей популярностью пользуется его учебник "Муаллим сани" ("Второй учитель"), который учит правилам чтения Корана (таджвид). Причем книга Ахметхади Максуди издается не только в России, но и в странах ближнего зарубежья (в основном, в Центральной Азии).

3. Муса Бигиев

(1874-1949)

Сын муллы из Ростова-на-Дону сочетал в себе и Запад, и Восток одновременно. Кстати, учился он и в Апанаевском медресе Казани, где преподавал А.Максуди. Еще в его жизни были учеба в Бухаре (как и у Марджани в свое время), в Каире (в знаменитом медресе-университет Аль-Азхар), Мекке и Медине.

Бывал он и в Индии (судя по всему, в известном мусульманском центре просвещения "Дар уль-улюм" в Деобанде). Все это сформировало его многогранный мир мусульманского философа, пытливого и гибкого.

После возвращения из Каира Муса Бигиев жил в Петербурге, был там даже вольнослушателем местного университета (юридического факультета).

Его известность в мусульманском мире (в том числе современном) связана с религиозно-философскими работами, которые носили реформаторский характер. А некоторые из них вызывали даже скандалы (например, его работа "Пост в длинные дни" 1910 г.).

В 1911 г. была опубликована книга М.Бигиева "Доказательства Божественного милосердия", где он выступал за реформирование ислама.

Книга о Мусе Бигиеве на арабском языке
Книга о Мусе Бигиеве на арабском языке

Выдающийся ученый Муса Джаруллах и его отношение к таклиду и иджтихаду (1292-1369 гг. по Хиджре) (1875-1949 гг. по Рождеству)" так называется эта книга, написанная Мансуром Абд ал-Баки Бухари и опубликованная в Саудовской Аравии в начале этого года.

4. Мирсаид Султан-Галиев

(1892-1940)

Скромный учитель и библиотекарь из Стерлитамакского уезда Уфимской губернии не знал, как сильно изменится его жизнь через несколько лет. Но уже тогда он активно выступал в местной печати. Родом Мирсаид был из Уфимской губернии (совр. Кармаскалы РБ), учился в Казанской татарской учительской школе, где и увлекся модными тогда идеями социалистов. Но, конечно, он вряд ли предполагал, что станет одним из основоположников Татарской республики, а ещё раньше будет гореть проектом Татаро-Башкирской республики.

Если Муса Бигиев в начале 1920-х годов выступал с критикой марксизма, то другой татарин Мирсаид Султан-Галиев пытался примирить социалистские идеи и ислам. Его идеи позднее получили распространение в некоторых мусульманских странах.

Мирсаид Султан-Галиев (1892-1940)
Мирсаид Султан-Галиев (1892-1940)

Именно М.Султан-Галиев вдохновлял ряд арабских лидеров на антиколониальную борьбу. В 1950-е годы портреты Султан-Галиева висели в кабинетах лидера Алжирской революции Ахмеда Бен Беллы и вождя Египетской революции Гамаля Абдель Насера. Однако сам М.Султан-Галиев об этом уже не знал.

5. Мухлиса Буби

(1869-1937)

Настоящее её имя - Мухлиса Нигматуллина. Но в истории она осталась как Мухлиса Буби - по названию своей родной деревни Иж-Бобья (Иж-Буби на татарском языке) Сарапульского уезда Вятской губернии (совр. Агрызский район Татарстана), где находилось знаменитое медресе её братьев. Там же преподавала и она сама. Происходила она из рода мулл.

Мухлиса Буби (1869-1937)
Мухлиса Буби (1869-1937)

Иж-Бубинское медресе было известно тем, что при нем была организована и образцовая женская школа. Поэтому в эту татарскую деревню в 1905-1912 гг. съезжались ученицы из разных концов Российской империи. Она же помогала татарским купцам Яушевым организовать в Троицке "Даррельмугалимат" (Татарскую женскую учительскую семинарию) в 1914 г.

Но широкая известность Мухлисы Буби связана с 1917 годом, когда на Всероссийском съезде мусульман в Москве её избрали кадия (судьей) Центрального духовного управления мусульман.

В начале ХХ века это был уникальный случай для мусульманского мира, когда женщина становилась судьей. В принципе, это был уникальный случай и для юридической практики всего мира, т.к. женщины тогда мало где принимали активное участие в профессиональной среде.

В 2019 году британский ученый иранского происхождения Хоссейн Камали выпустил книгу «A History of Islam in 21 Women». Там приводятся имена жен пророка Мухаммеда (Хадиджа, Айша), а также его дочери Фатимы и многих других замечательных женщин (вплоть до архитектора Захы Хадид). Упоминается в книге и татарка Мухлиса Буби, как борец за права женщин и первая мусульманская женщина-судья.